Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков.
Объект исследования - содержание и формы СМИ.
Предмет исследования - процесс влияния СМИ на мировоззрение подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………...7

1.1 СМИ на современном этапе развития общества………………7

Компьютерная и телевизионная зависимость как фактор
формирования сознания молодёжи и воздействия на
неё………………………………………………………………..19

2 ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ……………………….25
2.1 Исследование влияния СМИ на мировоззрение
подростков………….…………………………...25
Методические рекомендации по улучшению процесса
формирования мировоззрения подростков посредством
СМИ……………………………………………………………… 30



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.3-ий курс.СМИ.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

          По полученным в исследовании результатам можно сказать, что первоначальная гипотеза о том, что уровень агрессивности во многом зависит от получаемой подростком информации, получила своё экспериментальное подтверждение.

       Таким образом, можно сказать, проявление подростковой агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию подростковой агрессии.

         СМИ в этом случае тоже должны  рассматриваться как один из  факторов, который может поспособствовать формированию такой формы поведения, как агрессия, так как нередко можно слышать утверждения о том, что массовая коммуникация и особенно телевидение – это трагедия 21 века, это своего рода   « информационно-развлекательная наркомания», которая «закаляет» человека, насаждая стереотипы восприятия, мышления и поведения у огромных масс людей, лишая их фантазии, творческой инициативы, самостоятельных позиций и превращая в бездуховных потребителей. Отмечается, что, поглощая львиную долю досуга, массовая информация всё больше сокращает возможности для межличностного общения в семье, с друзьями, делает его всё более поверхностным и формальным.  

        2.2.    Методические рекомендации по улучшению

                                        процесса формирования мировоззрения подростков

                                         посредством СМИ                                                     

         Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование, посвященное проблеме агрессивного воздействия средств массовой информации на личность ребёнка, позволяет констатировать следующее.

       Судя по конкретным результатам исследования, проведённого среди подростков, первоначальная гипотеза о том,  что   в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка  во многом зависит от воспринимаемой им  массовой информации (в частности, телеинформации) получила своё экспериментальное подтверждение.

          Проанализировав результаты исследования (которое отражает только в  некоторой степени реальную картину проникновения в сознание и самосознание подростков виртуальной агрессивности, провоцируя, тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение, наконец, образ мыслей), целесообразно будет дать соответствующие рекомендации для родителей.

         Несмотря на демократизацию жизни  в нашей стране, на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить следующие требования:

        1. Родители  должны руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и  как гражданина.

        2. Любые социальные явления, воздействующие на личность  как элемент общества, должны отвечать, прежде всего, идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.

        3. К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные, которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.

          Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые телезависимости детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) показывают, что:

        а) Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр  под разными предлогами .

        б) Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:

    -         беседы  с воспитателями и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);

    -          личные и общественные примеры  (с показом, прежде всего,  позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);

    -         игры (желательно  дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);

    -         образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

        4.Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация.  

        5. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть), между отдельными членами Вашей семьи. Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения .

        В любом случае ребёнок соизмеряет  свои наблюдения, мнения, идеи со  взрослыми людьми (подражание). Таким  образом, через подражание развивается  и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге -  и смыслу жизни.

        6. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания, презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций и лекториев.

           Целью в формировании мировоззрения   является становление целостной, 

    всесторонне и  гармонически развитой личности в её гуманистическом аспекте. Психологический смысл работы по становлению личности подростков состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности зависит от грамотности педагога, родителей и зрелости мышления самого ребёнка.

 

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        Воздействие на человека с целью формирования у него мировоззрения - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет.  За это время уже было более-менее сформировано понятие о мировоззрении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать здоровое мировоззрение человека [15].  Понятие мировоззрения имеет множество вариаций, но более широкое из них следующее.

        Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, ценностные ориентации.

          Психологи установили, что именно подростки характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению разного рода правил и норм. Это позволяет своевременно заложить фундамент для становления и развития личности. Стержнем воспитания, определяющим здоровое развитие личности в данном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость [4].

        Педагогический смысл работы по становлению личности подростков состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения. Успешность данного вида деятельности подростков зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

         Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране; СМИ также накладывают отпечаток на формирование мировоззрения личности [3].   

            Первоначально в задачи данного исследования входило:

          1.   Изучить основные социально-психологические характеристики СМИ и

     особенности  общения в условиях массовой  коммуникации.                                                                            

          2. Систематизировать  способы   воздействия СМИ  на  формирование  мировоззрения.

         3.  Выявить  влияние  СМИ  на  формирование  мировоззрения  и  описать  содержательную  сторону  работы  педагога  в  воспитательном  процессе.

         4.   Провести  работу  исследовательского  характера.

                  После проведённого исследования  можно с уверенностью сказать,  что поставленные задачи были  выполнены в полном объёме.

  1. Массовая коммуникация как разновидность общения, безусловно, обладает определёнными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты. При помощи СМИ  фактически общаются не отдельные индивиды, а большие социальные группы. Иначе говоря, в социально-психологическом контексте массовая коммуникация – это прежде всего общение больших социальных групп со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими последствиями.

          2)     Говоря о влиянии на человека средств массовой информации, надо, в первую очередь, отметить их информационную  и     просветительскую роли, благодаря которым не только расширяется кругозор, но приобретаются весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

              Иметь это  в виду  особенно  важно  ещё  и потому,  что средства массовой

    информации фактически представляют собой   систему    неформального образования,     просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМИ наиболее интенсивно используют люди старших возрастов.

           Большую роль играют СМИ в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.

          Это действительно имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.                                                                                                                                                                                  

          3) В принципе влияние СМИ на развитие конкретного человека имеет опосредованный характер. Они весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности. Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМИ (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМИ в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не присваивается, ибо не    пропущена     через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков