Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков.
Объект исследования - содержание и формы СМИ.
Предмет исследования - процесс влияния СМИ на мировоззрение подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………...7

1.1 СМИ на современном этапе развития общества………………7

Компьютерная и телевизионная зависимость как фактор
формирования сознания молодёжи и воздействия на
неё………………………………………………………………..19

2 ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ……………………….25
2.1 Исследование влияния СМИ на мировоззрение
подростков………….…………………………...25
Методические рекомендации по улучшению процесса
формирования мировоззрения подростков посредством
СМИ……………………………………………………………… 30



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.3-ий курс.СМИ.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

     Изучая воздействие СМИ на  человека, учёные выделяют такое  понятие как «эффективность СМИ» (Ховланд К.). Его можно определить как совокупный результат психологического воздействия СМИ на аудиторию, отвечающий в целом задачам и целям функционирования различных каналов массовой коммуникации.

     Проблема эффективности массовой  коммуникации всегда являлась  и продолжает оставаться одной  из самых актуальных и сложных.  Её актуальность даже не требует социальных доказательств. Она очевидна. Сложность же данной проблемы определяется многоплановостью, полифункциональностью массовой коммуникации и её неоднозначной связью с реальной действительностью.

      На интуитивном уровне всем  ясна возможность большого воздействия  массовой коммуникации на аудиторию. Однако по этому вопросу сосуществовали и сменяли друг друга различные точки зрения, поскольку в исследованиях эффективности СМИ отражались уровень развития самих СМИ и  социальной психологии как науки. Поэтому при анализе эффективности СМИ необходимо на каждом этапе развития массовой коммуникации как минимум учитывать следующие факторы:

       - характер существующих СМИ;

       - господствующие теоретические  ориентации и модели массовой  коммуникации;

       - представления о силе воздействия СМИ и активности аудитории;

       - преобладающие методы исследования;

       - конкретные показатели эффективности  СМИ.

       Именно поэтому исследования  влияния СМИ на мировоззрение  человека, а тем более подростка  занимают немаловажное место  в изучении этой сферы бытия, в частности закономерность между просматриваемыми телепередачами и как следствие проявление агрессивного поведения подростка.

       С этой целью целесообразно  применить следующие методики.

          Методика структуализированного наблюдения Лаврентьевой Г.П. проводится воспитателем или учителем и представляет собой методику диагностики агрессивного поведения детей.

            Цель исследования заключается в выявлении особенности проявления агрессии у детей старшего школьного возраста и склонности к агрессивному поведению.

           К задачам данной исследовательской работы относятся:

           1.Определение особенностей проявления агрессивности у детей старшего школьного возраста

          2.Проведение эмпирическое исследование по выявлению агрессивности у детей старшего школьного возраста.

            Гипотеза исследования: проявление агрессивности у детей во многом зависит от воспринимаемой ими информации.

            Эмпирическая   база   исследования – УО ''Средняя   школа   № 42 г.Витебска'', 8 Г класс. В эксперименте участвовало 14 подростков(9 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 14-16 лет.

           Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов – фиксированных форм поведения, в данном случае – агрессивного (испытатель в течение учебного занятия наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании): см. приложение 2.

          Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает, НЕТ, отсутствуют).Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ « - « соответствует 0 баллов).

          Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об

     уровне  агрессивности ребёнка (чем больше  итоговая сумма, тем выше уровень   агрессивности ребёнка).

          Шкала оценок результатов:

       • Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

       • Высокий уровень агрессивности  - 10 - 14 баллов.

       • Средний уровень агрессивности  - 6 -9 баллов.

       • Слабый уровень агрессивности  - 0-5 баллов.

               Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М : см. приложение    3.

        Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

         Шкала оценок результатов:

  • Повышенный уровень агрессивности — 16-20 баллов
  • Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.
  • Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов.
  • Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов.

                Анкета для подростков, состоящая из семи вопросов: см. приложение 1.

         Инструкция. « Ребята, ответьте, пожалуйста, на несколько следующих вопросов анкеты. Постарайтесь отвечать честно. Полученные результаты будут использованы сугубо в исследовательских целях».  

            Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности).

             По полученным данным был проведён количественный и качественный анализ и были получены следующие результаты.

             В процессе проведения методики наблюдения из 18 имеющихся        фрагментов агрессивного поведения были выделены такие наиболее часто встречающиеся фрагменты как: подросток держится вдали от взрослых (64 %); негативно относится к замечаниям (71 %); очень непослушен, не соблюдает  дисциплины (78,5%); ведёт себя непристойно (71%); замечались случаи драки (64%).

         Картина оценки уровня агрессивности подростков по методике Лаврентьевой Г.П. (структуализированное наблюдение) выглядит следующим образом: 29% детей имеют слабый уровень агрессивности, 43% - средний, 21% - высокий и 7% - повышенный уровень агрессивности.

          В результате проведения анкетирования родителей можно отметить следующее: наибольшее количество положительных ответов было получено на такие утверждения как: 1. Переспорить его трудно (71%); 2. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного (64%); 3. Неудачи вызывают у него сильное раздражение (64%); 4. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех (64%); 5. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот (57%).

        Оценка уровня агрессивности подростков по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности, 29% - средний, 43% - высокий и 14% - повышенный уровень агрессивности.

        Две вышеперечисленные методики помогли выявить основные признаки и характеристики агрессивного поведения подростков, а также выделить основные его формы и проявления. Анкета для подростков поможет установить, существует ли закономерность между проявлением агрессивности и тем, когда подросток смотрит телевизор, сколько времени перед ним проводит и передачи какого характера предпочитает смотреть.

          Статистику ответов респондентов на предложенные вопросы можно проследить в следующих диаграммах в их процентном соотношении.

          Вопрос 1.  В какое время суток Вы чаще всего смотрите ТВ? 

       

                                                  Рис. 1  

                   Можно заметить, что доля подростков, у которых просмотр телепередач приходится на ночное время, достаточно велика. Характер телевизионных передач в это время суток многим отличается от утренних, дневных или вечерних передач и меняется в направлении от просветительных к всё больше рекреационным. Такое обстоятельство  не самым лучшим образом сказывается на формировании мировоззрения подростков: их интересы и предпочтения приобретают не познавательную, а потребительскую направленность. Однако 21% - это всё же не преобладающая доля. Хотя и недостаточное количество, но большинство подростков проводит время перед телевизором либо в дневное, либо в вечернее время.   

                Вопрос 2. Какие телепередачи Вы предпочитаете смотреть? 

     

                      

                                                 Рис. 2  

            По  результатам данной диаграммы  можно проследить, что процент просмотра информационных телепередач очень невысок. Преобладающее место занимают развлекательные передачи, которые, если и не снижают интеллектуальный уровень подростка, однако же и не дают ему прогрессировать в своём развитии. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                 Вопрос 4. Фильмы,  какого жанра Вы предпочитаете смотреть? 
 

                              

                                                                                          Рис. 3  

          Из приведённой выше диаграммы видно, что предпочитаемые жанры просматриваемых фильмов у подростков – это триллеры и комедии. Такие жанры, несомненно, привносят в психику подростка определённые изменения. Характеристиками его личности в таком случае могут стать такие качества как раздражительность, нервозность, неустойчивость психики и эмоциональных состояний. Физические признаки частого просмотра такого рода фильмов могут быть представлены нарушениями сна, усталостью, быстрой утомляемостью. Всё это, безусловно, может вызвать появление или развитие агрессивных реакций и проявлений в повседневном поведении подростка.

         В ходе реализации данных методик были получены следующие выводы: 4% детей имеют слабый уровень проявления агрессивности, 64% - средний, 29% - высокий и 3% - повышенный уровень агрессивности.

           По результатам эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 подростка, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; склонны к дракам; имеют нестабильное эмоциональное состояние.     

         Средний уровень агрессивности наблюдается у 8 подростков. Они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплину, непослушны, негативно относятся к более слабым.

           Слабый уровень агрессивности по результатам используемых методик был выявлен у 2 ребят экспериментальной группы.  

          В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции.     Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у старших школьников. В данном исследовании рассмотрены различные аспекты проблемы агрессии, агрессивности и агрессивного поведения.

          На основе существующей проблемы была сформулирована цель исследования:

      - выявление особенностей проявления агрессии у детей старшего школьного возраста.

          Анализ исследования помог выявить  основные закономерности проявления  агрессии:

       - проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

       - агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией

       индивидуума в ходе борьбы  за выживание;

       -агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально

       приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение

    условий, способствующих проявлению агрессии.

        Большинство проявлений агрессии  наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков