Взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в предупреждении преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в предупреждении преступности.
Задачи исследования:
- определить роль и основные направления деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов в сфере предупреждения преступности;
- раскрыть принципы взаимодействия органов внутренних дел с иными
правоохранительными органами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Основы предупреждение преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Принципы взаимодействия органов внутренних дел с иными
правоохранительными органами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД И ДРУГИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ В ХОДЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ . . . . . . . . . 18
2.1 Место органов внутренних дел в системе предупреждения
преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Меры предупреждения преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Работа состоит из  1 файл

Криминология.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

     - правовые меры (принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранение противоречий уголовного, уголовно- процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовое обеспечение механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечение стабильности правовых запретов, использование в полной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния, использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений и т.п.);

     - психолого-педагогические и культурно-воспитательные  меры (правовое воспитание населения;  воспитание профилактической активности  личности; формирование доверия  к правоохранительным органам; информирование о негативных последствиях нарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями и т.п.);

     - криминологические меры общей  и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направление информации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);

     - организационные меры (введение  криминологической экспертизы всего  законодательства; повышение эффективности  управленческой деятельности в  сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; воспитание правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);

     - технические меры (разработка и  внедрение технических средств,  систем и технологий, обеспечивающих  интенсификацию деятельности в  сфере профилактики правонарушений; техническое обеспечение правоохранительных  органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности)13.

     Предупреждение  преступлений в широком плане  предполагает такое развитие экономики, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало бы устранению или подавлению негативных сторон общественной жизни, могущих проявиться в качестве причин и условий преступности. Такая организация общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием. Это вытекает прежде всего из того, что предупреждение преступлений неразрывно связано с последовательным укреплением законности в процессе создания правового государства.

     Сущность  такого правового регулирования  состоит в том, что правовые нормы  стимулируют социально полезное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создавая условия для оптимального осуществления предупредительной деятельности.

     Наряду  с этим правовые акты определяют задачи и меры предупреждения преступлений, порядок, формы и методы осуществления  этой деятельности, функции различных ее субъектов, координацию и взаимодействие между ними. Законы и иные нормативные акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение своих обязанностей, строгое соблюдение личных и имущественных прав, законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу предупреждения преступлений.

     Предупредительная роль права состоит в таком  регулировании сфер общественной жизни, при котором существующие криминогенные  факторы либо устраняются, либо их действию ставится надежный заслон. Право не может, разумеется, уничтожить экономические, социально-культурные причины и условия преступности, но оно может воздействовать на их негативные проявления: локализовать, блокировать, организовать надлежащее противодействие отрицательным явлениям и процессам. Так, сбои в материально-техническом снабжении, нарушение договорных условий поставки продукции, аритмия производства, скопление на складах сверхнормативных материалов, запущенность учета и контроля создают условия для злоупотреблений и хищений. Из-за плохо отлаженного механизма рыночных отношений происходит деформация морального сознания граждан, притупляется чувство личной ответственности за действия, противоречащие общественным интересам, на первый план выступает личная выгода. Упорядочение законодательного регулирования экономических связей способно предотвратить возможные криминогенные последствия.

     Проведение  такой работы предполагает, во-первых, улучшение законодательства, его  совершенствование; во-вторых, точную и неуклонную реализацию законов и иных нормативных актов, наличие безупречно действующих механизмов, обеспечивающих такую реализацию.

     В криминологической литературе выделяют два важных направления правового  регулирования предупреждения преступлений. Первое заключается в воздействии  с помощью права на криминогенные факторы внешней среды, прямо либо опосредованно детерминирующие преступное поведение, с целью их устранения, т.е. носит «материальный» характер. К числу подобных правовых воздействий можно отнести такие, которые препятствуют совершению хищений, извлечению нетрудовых доходов, нарушению правил торговли.

     Второе  направление состоит в юридическом  закреплении прав и обязанностей должностных лиц и граждан  — субъектов предупреждения преступлений в установлении содержания и порядка  осуществления предупредительных мероприятий. Это направление правового регулирования принято называть «процессуальным».

     Безусловно, такое разделение направлений правового  регулирования является условным, так  как нередко указанные направления  переплетаются и сочетаются в едином правовом установлении. Так, если «процессуальное» направление способствует упорядочению внутриорганизационных отношений самого субъекта предупредительной деятельности, то «материальный» аспект правового регулирования нацелен на оказание позитивного воздействия на объект для приведения его в такое состояние, которое способно повлечь ожидаемые изменения в среде функционирования.

     Таким образом, правовое регулирование предупреждения преступлений состоит в нормотворческой  деятельности государства и его органов, определяющей в законах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения преступлений, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, основные формы и методы работы.

     Проблемы  правового регулирования предупреждения преступлений, так же как и других сторон общественной жизни, в настоящее время еще слабо разработаны, что в значительной степени сдерживает потенциал права в решении этой актуальной задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Предупреждение  преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

     Деятельность  по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

     При криминологическом подходе преступление анализируется, во-первых, одновременно в контексте условий внешней  для человека среды и характеристик  самого человека; во-вторых, не как одномоментный  акт, а как определённый процесс, развертывающийся в пространстве и времени.

     Выявление причин преступности, отдельных ее видов посредством использования  данных об отдельных преступлениях  может осуществляться путем:

     - выявления причин отдельных преступлений, обобщения данных о них с  одновременным углубленным анализом причинных связей и выходом на социальные явления регионального, общегосударственного и даже межгосударственного масштаба;

     - выделение типичного преступного  поведения для данного региона,  данной социальной группы либо  вида преступности и монографического изучения порождающих его причин с прослеживанием более далеких социальных связей и зависимостей.

     К числу правоохранительных органов  как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, федеральной  службы безопасности, юстиции, федеральной службы исполнения наказания, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

     Принципы, на которых строится взаимодействие правоохранительных органов России в профилактике преступности:

     1. законность;

     2. гуманность;

     3. справедливость;

     4. демократизм;

     5. научная обоснованность.

     Органы внутренних дел выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений, поскольку их оперативные аппараты имеют возможность осуществлять оперативно-розыскную профилактику, обеспеченную необходимой осведомительной информацией, полученной из специальных, в том числе конфендициальных источников

     Органы  внутренних дел решают стоящие перед ними задачи по предупреждению преступлений во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Особое значение имеет при этом взаимодействие между различными правоохранительными органами уголовной юстиции, а также внутриведомственное взаимодействие отдельных специализированных подразделений. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
  2. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. №174-ФЗ (ред. от 05.05.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (Часть 1). – Ст. 4921
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 – ФЗ (ред. от 06.05.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  4. Приказ МВД РФ от 31 мая 2002 г. N 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1 июля 2002г. - №26.
 

Научная и учебная литература

  1. Бурлаков. В. Н., Сальников В. П., Криминология. Учебник для юридических вузов. - СПб.: Питер, 2000.
  2. Бурлаков В.Н., Н.М. Кропачев. Криминология. – СПб.: Питер, 2004.
  3. Давыдов Я.В. Криминология. Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2006.
  4. Долгова А. И. Криминология. Учебник для вузов. – М.: Изд. НОРМА, 2005.
  5. Долгова А.И. Преступность и общество // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. - М., 2002. Вып. 3.
  6. Журавлев Г.Т., Ковалевская Е.В. Криминология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, тесты по дисциплине, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2007.
  7. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. - М.,1991.
  8. Кивич Ю.В., Лебедев С Л. Предупреждение преступности органами внутренних дел.- М., 2003.
  9. Коробейников Б.В., Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.М. Криминология. - М.: Юристъ, 2001.
  10. Котек В.А. Основы криминологии для практических работников. - М.: Инфра – М, 2001.
  11. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. - М.: Наука, 2004.
  12. Лунеев В. В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М., 2003
  13. Малков В.Д. Криминология: Учебник для вузов— 7е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.
  14. Невирко Д.Д. Организация взаимодействия подразделений дознания и криминальной милиции органов внутренних дел. – Красноярск. – 2004. –с.34
  15. Орехов В.В. Криминология.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002.
  16. Рыжаков А.П. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». – М.: Норма, 2005. – с. 23-26.
  17. Соловей Ю.П., Черников В.В.. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». Издание второе, переработанное и дополненное - М.: «Проспект», 2001.
  18. Токарев А.Ф. Основные понятия криминологии.- М., 1989.
  19. Тогонидзе Н.В. Стратегии борьбы с преступностью. (Материалы  научно-практической конференции) // Государство и право. – 2004. - № 3. – С.56-62.
  20. Томин В.Т. Проблемы оптимизации сферы функционирования органов внутренних дел. – М., 1998.

Информация о работе Взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в предупреждении преступности