Взаимодействие между органами власти и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио) в формировании мнений населения об органах власти
В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому пути. Действительно, в развитых странах уже давно средства массовой информации выступают как институты гражданского общества, оказывают воздействие на власть, агрегируя и представляя интересы граждан. Другое дело Россия.

Работа состоит из  1 файл

Взаимодействие между органами власти и сми.doc

— 547.00 Кб (Скачать документ)

Взаимодействие  между органами власти и СМИ

 

Введение

Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той  ролью, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио) в формировании мнений населения  об органах власти.


В отличие от государств, где демократия и свобода средств  массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому  пути. Действительно, в развитых странах  уже давно средства массовой информации выступают как институты гражданского общества, оказывают воздействие на власть, агрегируя и представляя интересы граждан. Другое дело Россия.

Долгое время средства массовой информации находились под  полным контролем государства и  являлись проводником политики коммунистической партии. Сегодня, в связи с принятием Федерального закона «О средствах массовой информации» и других законодательных актов, они получили относительную независимость.

Однако, специфика развития России, в частности, отсутствие опыта  жизнедеятельности в условиях демократии, слабая партийная идентификация и культурно-духовные особенности, очень часто приводят к тому, что средства массовой информации не выражают интересы граждан, а служат реализации интересов определенных финансовых, олигархических групп.

Во-вторых, актуальность темы связана с тем, что в настоящее время практически отсутствуют научные работы, в которых бы анализировались не только роль средств массовой информации в условиях переходного периода, но и формы взаимодействия средства массовой информации и власти. Достаточно заметить, что средства массовой информации в период с 1988 по 1991 года сыграли не последнюю роль в изменении характера власти в России. Именно средства массовой информации  в «горбачевский период» сыграли мобилизующую роль в активизации борьбы против коммунистической идеологии.

Средства массовой информации на стороне «демократии» против политики, проводимой М.С. Горбачевым, фактически привели к власти Б.Н. Ельцина  как в 1991 году, так и в 1996 году.

В-третьих, сегодня органы власти совершенно четко осознают ту роль, которую играют средства массовой информации в обществе. Следует заметить, что в период с 1991 по 1992 годы на уровне государственных органов власти активно создаются пресс-службы, в задачи которых входят не только обеспечение взаимодействия между средствами массовой информации и властью, но и упорядочение этого взаимодействия через возрождение взаимного доверия.

Цель работы – на основе анализа в обществе изучить характер взаимодействия между органами государственной  власти и средствами массовой информации, определить особенности этих отношений на примере работы пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить черты и функции средств массовой информации;
  2. Рассмотреть и проанализировать формы взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти в России и за рубежом;
  3. Рассмотреть состояние информационной сферы Хабаровского края;
  4. Рассмотреть структуру, функцию и деятельность пресс-службы – органа занимающегося взаимодействием;
  5. Оценить эффективность взаимодействия Законодательной думы Хабаровского края со средствами массовой информации.

Объект исследования – формы взаимодействия средств  массовой информации и власти на примере  деятельности пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края.

Предмет исследования –  отношения, складывающиеся между органами власти и средствами массовой информации в процессе взаимодействия.

Методологическую основу исследования составил системный подход, согласно которому коммуникационная подсистема и ее составляющие (телевидение, пресса, радио и другие) рассматриваются не как изолированная подсистема, а во взаимном влиянии на нее других подсистем или факторов. В частности, институциональной (органы власти), нормативной (регулирование деятельности средств массовой информации органами законодательной и исполнительной власти) и другой.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной  власти и средств массовой информации недостаточно освещена в современных изданиях. Фиксируется лишь существующее положение дел.

В ходе работы над дипломом были изучены разные источники: законы, Указы Президента Российской Федерации  и другие нормативно-правовые акты.

Теоретической основой  исследования стали труды как российских, так и зарубежных авторов. Среди которых можно назвать: В.М. Горохова, который рассматривает средства массовой информации как орган государственной власти; Гаджиева В.С. – раскрывающего основные функции средств массовой информации как института гражданского общества; А.А. Чичановского -рассматривающего основные модели взаимодействия средств массовой информации и властных структур; Эдмунд Б. Ламбет - описывающего механизмы регулирования деятельности средств массовой информации в США и другие.

Огромную помощь автору работы оказали труда советских  авторов: Горничой Г.И., Федотова М.А. и  других.

При написании работы автор использовал следующие  методы исследования:

  1. Метод совместного анализа;
  2. Формально-правовой метод;
  3. Метод сравнительного анализа;
  4. Метод традиционного анализа документов;
  5. Метод наблюдения;
  6. Контент-анализ прессы.

Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального  уровня, данные архива пресс-службы Законодательной  думы Хабаровского края; аналитические и статистические материалы; обзоры публикаций хабаровских средств массовой информации и методические материалы.

Большую помощь автору дипломной  работы оказали публикации в периодической  печати, в частности, в таких журналах как: «Журналист», «Социально-политический журнал», «Вестник Московского Университета. Серия Журналистика», «Четвертая власть». Были использованы материалы газет: Независимой газеты, Известия, Российской газеты, Тихоокеанская звезда, Приамурские ведомости.

Практическая значимость дипломного исследования заключается  в том, что в ней обобщены различные  формы взаимодействия органов исполнительной власти и средств массовой информации в России и за рубежом, показана роль конкретного структурного подразделения  пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края в работе.

 

1. Средства  массовой информации: сущность и  основные модели их взаимодействия  с органами власти

1.1. Сущность  и функции средств массовой  информации

Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Огромная роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.

Уже первые шаги телевидения  на политической арене в 90-ых начале 60-ых годов вызвали среди специалистов эйфорию по поводу нового всемогущего средства массовой информации. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители средств массовой информации заменили традиционных политиков в качестве привратников политического процесса.

Сегодня средства массовой информации характеризуют как: великий арбитр, четвертая власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью.

Современную политику невозможно представить без прессы, радио  и телевидения.

Средства массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов.

Что же представляют собой  средства массовой информации?

В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах  массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».

Пугачев В.П. трактует средства массовой информации как «учреждения, созданные для открытой публичной  передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам».

Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные  права человека – на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.

Так, во Всеобщей декларации прав человека отмечается: «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их, это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государства».

Конституция Российской Федерации «гарантирует свободу  массовой информации, запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены и  в конституциях других государств.

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц».

Следует отметить, что  сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части: старые (традиционные) и новые.

Старые: книги, журналы, периодические издания и т. д.

Современные – достижение новых информационных технологий (кабельное  телевидение, спутниковая связь, компьютерная пресса и т. д.).

В течение длительного  периода для широкой публики  главным источником информации служила  пресса – газеты и журналы. Многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий, поскольку в какой-то форме были вовлечены и политический процесс. Газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию, но и представляли материалы развлекательного характера.

Радио и телевидение  расширили возможность эксплуатации массовых коммуникационных процессов  в политических целях. Изобретение  радио изменило механизм освещения  информации. Позволило передавать информацию через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия.

По своей значимости радио постепенно стало уступать стремительно набиравшему силу телевидению.

Для телевидения период от его возникновения до превращения  в инструмент политики оказался еще короче. Началом эры телевидения в политике считается 1952 год, когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной компании в США.

Возрастающая роль средств  массовой информации порождает многочисленные дискуссии о том, к каким последствиям это может привести. Мнения высказываются весьма различные и прямо противоположные.

Одни видят в растущем влиянии средств массовой информации ростки новой, гуманной цивилизации, усматривают  реальное движение к ищущему, мыслящему, творческому государству, способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты.

Другие же, констатируя  опустошающее и разрушающее воздействие  средств масс-медиа и особенно телевидения на личность и культуру, оценивают возрастающую роль средств  массовой информации весьма пессимистично. Аргументируя это тем, что с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, телевидение, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходят к людям в дом, разрушало не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь – природа, наши друзья – все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности».

С уверенностью сегодня можно сказать, что массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали:

  • действительно всенародные, доступные каждому человеку;
  • с помощью средств массовой информации усиливается связь между личностью и обществом;
  • широкое распространение средств массовой информации привело к дифференциации потребления информации.

Кроме этого, следует  отметить следующие отличительные  черты средств массовой информации:

  • публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей;
  • наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;
  • непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
  • однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, возможность перемены их ролей;
  • непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

Информация о работе Взаимодействие между органами власти и СМИ