Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:03, контрольная работа
Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требует повышения эффективности работы всех правовых органов, в том числе и органов внутренних дел.
В выполнение задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами.
Введение 3
1. Содержание и особенности Управления внутренними делами
4
2. Компетенция законодательной и исполнительной власти в сфере внутренних дел
9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Оглавление
Введение |
3 | |
Содержание и особенности Управления внутренними делами |
4 | |
Компетенция законодательной и исполнительной власти в сфере внутренних дел |
9 | |
Заключение |
14 | |
Список использованной литературы |
15 |
Введение
Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требует повышения эффективности работы всех правовых органов, в том числе и органов внутренних дел.
В выполнение задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами.
Административная деятельность
органов внутренних дел - это дисциплина,
изучающая административно-
Она дает понятие о сущности общественных отношений, которые состоят в том, что органы внутренних дел вступают с гражданами, должностными лицами государственных и общественных организаций в социальные связи особого типа, определяемые спецификой назначения и правового положения органов внутренних дел.
Цель и задачи работы состоят во всестороннем раскрытии вопросов исполнительно-распорядительной деятельности органов внутренних дел по организации и практическому осуществлению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в административно-правовых формах, методах и способах.
Термином «внутренние дела» обозначается одна из сфер деятельности государства. Наименование рассматриваемой сферы носит традиционный характер и отражает ее исторически сложившееся содержание. Сфера внутренних дел является многоструктурной. Она включает в себя ряд сложных групп общественных отношений, которые связаны с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений; осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия; обеспечением безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности; осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности (выдача лицензий на частную детективную и охранную деятельность, на приобретение, хранение оружия и др.); проведением в жизнь правил паспортной системы, регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту жительства; обеспечением соблюдения правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства; охраной собственности по договорам; осуществлением уголовно-исполнительной деятельности и др1.
Каждая из перечисленных
групп общественных отношений является
составной частью рассматриваемой
сферы. Лишь в совокупности эти группы
дают представление о сфере
Объективно существующая взаимосвязь указанных общественных отношений, их специфики позволяют рассматривать сферу внутренних дел как самостоятельный объект государственного управления, т.е. комплекс общественных отношений, выступающий в качестве управляемой системы. Специфические свойства общественных отношений, складывающихся в сфере внутренних дел, обусловливают существование управления внутренними делами как особой сферы государственного управления.
Управление внутренними делами, так же как управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Субъектами управления в сфере внутренних дел являются государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, общественные формирования и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций в сфере внутренних дел, граждане, участвующие в охране общественного порядка и общественной безопасности.
Содержание управления в сфере внутренних дел составляет деятельность по реализации целей, задач и функций управления, осуществляемая в установленных формах и соответствующими методами.
Основная цель управления в сфере внутренних дел - обеспечение правопорядка и законности в стране, охрана прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Эта цель конкретизируется в задачах управления по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, по обеспечению общественной безопасности, охране имущества собственников, по исполнению уголовных наказаний и т.д.
Главными функциями управления в сфере внутренних дел являются: охрана жизни, прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных посягательств; охрана общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего им имущества; исполнение уголовных наказаний и др. Поскольку эти функции определяются целями и задачами управления, то их именуют функциями-задачами, основными функциями, которые составляют содержание деятельности в сфере внутренних дел2.
Управление в сфере внутренних дел осуществляется в разнообразных формах: организационные мероприятия; материально-технические операции; нормотворческая деятельность; правоприменительная (регулятивная и правоохранительная) деятельность. Методами управления в сфере внутренних дел являются убеждение и принуждения.
Кроме них применяются производные от этих методов психологические, административные, экономические и иные методы.
Организация и управление внутренними делами осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также актами субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Принципы управления внутренними делами. Поскольку управление внутренними делами является одной из отраслей (сфер) государственного управления, оно осуществляется на базе принципов государственного управления (объективности, конкретности, эффективности, сочетания централизации и децентрализации, законности и дисциплины), а также на основе организационных принципов (отраслевого, территориального, линейного, функционального, двойного подчинения, рационального распределения полномочий между субъектами исполнительной деятельности, их ответственности за результаты работы, сочетания единоначалия и коллегиальности).
Вместе с тем субъекты управления внутренними делами - органы внутренних дел - с учетом возложенных на них целей, задач и функций руководствуются в своей исполнительной, управленческой (административной) деятельности также следующими установленными законодательством принципами: гуманизмом, социальной справедливостью, опорой на поддержку и доверие народа, сочетанием гласности и профессиональной тайны3.
Гуманизм. По своей сути деятельность органов внутренних дел и ее сотрудников носит гуманный характер, т.к. она направлена на защиту человека как личности от преступных и иных противоправных посягательств, на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, на обеспечение благоприятных условий для трудовой деятельности, спокойствия и отдыха людей.
Органы внутренних дел в процессе исполнительной, административной деятельности принимают меры к охране жизни, здоровья и имущества граждан, если им угрожает опасность от противоправных посягательств, стихийных бедствий или чрезвычайных событий. Совершение работником органов внутренних дел оскорбительных действий, антигуманных или унижающих честь и достоинство граждан действий недопустимо. Социальная справедливость. Как принцип деятельности она проявляется в том, что любой гражданин имеет равное право на обращение в органы внутренних дел за защитой от посягательств на его жизнь, здоровье, на защиту от противоправных деяний, посягающих на права, свободы и законные интересы граждан. Этому праву корреспондирует обязанность органов рассмотреть обращение гражданина и принять по нему необходимые меры.
Рассматриваемый принцип
требует обеспечения
Опора на поддержку и доверие народа. Управленческая, исполнительная деятельность органов внутренних дел и иных субъектов управления внутренними делами осуществляется в прочной связи с органами местного самоуправления, трудовыми коллективами, общественными формированиями, населением. Работники административных служб и подразделений органов внутренних дел опираются на доверие, помощь и поддержку граждан, общественных формирований, участвующих в охране правопорядка. Для выполнения возложенных на органы внутренних дел задач могут привлекаться на добровольных началах граждане в качестве внештатных сотрудников4.
Сочетание гласности и профессиональной тайны. Управленческая, исполнительная (административная) деятельность органов внутренних дел (милиции) является гласной, открытой для граждан, общественности и средств массовой информации. Органы информируют население, трудовые коллективы, общественные организации, средства массовой информации (радио, телевидение, печать), государственные органы о своей деятельности, (состоянии общественного порядка и общественной безопасности Не подлежат разглашению данные, составляющие государственную и служебную (профессиональную) тайну, а также сведения затрагивающие честь и достоинство граждан, полученные в процессе служебной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2. Компетенция
законодательной и
в сфере внутренних дел
Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации. Оно обеспечивает законодательное регулирование отношений в сфере внутренних дел так же, как и в других сферах жизнедеятельности на всей территории России; осуществляет законодательное регулирование организации управления внутренними делами, устанавливает общие принципы, основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере внутренних дел, решает другие вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации. Как глава государства Президент России издает указы по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности. Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных законодательством, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Он включает на должность федерального министра внутренних дел и освобождает его от должности, назначает и освобождает от должности командующего внутренними войсками; утверждает Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации; принимает другие меры по укреплению правопорядка и общественной безопасности5.
Полномочия Правительства Российской Федерации. На основе и во исполнение законов, указов Президента и иных актов Федерального Собрания и Президента Правительство России издает постановления и распоряжения по вопросам управления в сфере внутренних дел и проверяет их исполнение; осуществляет меры по обеспечению законности, охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности. Правительство объединяет и направляет работу федеральных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляет меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также реализует иные полномочия в сфере внутренних дел, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством России и указами Президента Российской Федерации.
Полномочия органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Они принимают соответствующие нормативные акты (законы, указы, постановления, распоряжения), в которых детализируются принципиальные положения федеральных законодательных и иных нормативных актов России применительно к конкретным территориальным и иным особенностям соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы представительной и исполнительной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа осуществляют собственное правовое регулирование в сфере внутренних дел, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Представительные органы субъектов Российской Федерации принимают законы и иные правовые акты по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на соответствующей территории. Правительства, администрации (правительства) краев, областей, городов федерального значений, автономной области и автономных округов осуществляют меры по защите и обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан на соответствующей территории субъекта Российской федерации, проводят мероприятия по защите интересов государства и общественной безопасности. Они издают соответствующие нормативные акты, осуществляют руководство и контроль за деятельностью органов внутренних дел, оказывая им помощь; организуют борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями и др6.
Органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по формированию органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел. Они образуют министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, городские и районные органы внутренних дел. На основе двойного подчинения органов внутренних дел правительство (администрация) субъекта Российской Федерации направляет деятельность подчиненных им органов внутренних дел и координирует их работу с другими государственными органами и общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка; рассматривает вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и принимает по ним правовые акты; ставит перед органами внутренних дел задачи, координирует планы работы органов внутренних дел, направляет работу органов внутренних дел по подбору и обучению кадров органов внутренних дел, создает им необходимые социальные условия для работы; утверждает штаты криминальной милиции и милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджета субъекта федерации7.