Взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в предупреждении преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в предупреждении преступности.
Задачи исследования:
- определить роль и основные направления деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов в сфере предупреждения преступности;
- раскрыть принципы взаимодействия органов внутренних дел с иными
правоохранительными органами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Основы предупреждение преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Принципы взаимодействия органов внутренних дел с иными
правоохранительными органами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД И ДРУГИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ В ХОДЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ . . . . . . . . . 18
2.1 Место органов внутренних дел в системе предупреждения
преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Меры предупреждения преступности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Работа состоит из  1 файл

Криминология.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

     Некоторыми  авторами выделяются и другие условия  взаимодействия, но они в основном касаются использования специфических, оперативно-розыскных мер.

     Приведем  примеры частного взаимодействия отдельных  подразделений криминальной милиции. Прежде подчеркнем, что организация  работы подразделений криминальной милиции в соответствии с существующими  организационно-тактическими формами обеспечивает реализацию наиболее важных для этого вида деятельности принципов взаимодействия всех подразделений: наступательности и активности, поступательности и наращивания мощи в своих действиях (от единичного, инициативного использования отдельных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности до комплексного и постоянного).

     Подразделения уголовного розыска должны информировать  участковых инспекторов милиции  и подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних о выявленных подростках с устойчивым противоправным поведением для принятия к ним предусмотренных законом мер воздействия (п.15.4 Приказа МВД РФ от 11 августа 1998 г. № 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»).

     Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями должны укреплять и развивать  постоянные рабочие контакты с другими  подразделениями органов внутренних дел, органами государственной безопасности, по валютному и экспортному контролю, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, таможенными и другими. Осуществляют с ними совместное планирование и проведение целевых комплексных операций, направленных на предупреждение и пресечение преступлений в сфере экономики. Данные подразделения должны обеспечивать своевременное информирование органов государственной власти и управления, хозяйственных руководителей об условиях совершения экономических преступления, о необходимости устранения данных обстоятельств.

     Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями должны обеспечивать постоянное взаимодействие со средствами массовой информации по формированию общественного мнения в сфере защиты экономики от преступных посягательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ОВД  И  ДРУГИХ

     ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ  ОРГАНОВ  В  ХОДЕ

     ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ 

     2.1 Место органов внутренних дел в системе предупреждения

     преступлений  

     Основной  объем работы по предупреждению преступлений выполняют милиция и органы внутренних дел в целом, поскольку их оперативные аппараты имеют возможность осуществлять оперативно-розыскную профилактику, обеспеченную необходимой осведомительной информацией, полученной из специальных, в том числе конфендициальных источников.

     Их  особая роль в этом деле определяется разнообразием компетенции, широким  спектром полномочий в сферах уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями, наличием в структуре разноплановых служб, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике, например подразделений по делам несовершеннолетних.

     В ходе предупреждения преступлений органы МВД могут: проводить беседы; применять меры административно-правового воздействия; изымать вещи и предметы, недопускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения; требовать проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, торговой, финансовой деятельности; производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов продукции. Наряду с гласными способами сбора информации применяются и оперативно-розыскные меры.

     Выявление, предотвращение и пресечение преступлений, а также установление лиц, их подготавливающих или начавших совершать, осуществляется в основном при помощи оперативно-розыскных методов в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

     Именно  с помощью негласных оперативно-розыскных  сил, средств и методов появляется уникальная возможность следить за криминальными явлениями как бы изнутри, методом включенного наблюдения, постоянно отслеживать изменения в криминогенной и криминальной среде, получать редкую разновидность социальной информации о скрытых процессах, функционирующих очагах преступности, о криминально активной части населения.

     Только  посредством оперативно-розыскных  мер можно с достаточной полнотой проследить, как возникает преступный замысел, в каких конкретных деяниях  он реализуется на различных этапах подготовки и совершения преступлений, какие факторы обусловили его в конкретных условиях места и времени, каковы нарождающиеся тенденции, проявления преступности, сферы ее наиболее интенсивного распространения.

     Наряду  с оперативно-розыскными средствами и методами предотвращения замышляемых и подготавливаемых, пресечения начатых преступлений, многого в деле прерывания начавшейся преступной деятельности можно достигнуть мерами целенаправленной предупредительной работы, сориентированной на жертв преступлений (виктимологическим предупреждением).

     Согласно  нормативным документам МВД, предупредительная  деятельность осуществляется ОВД с  целью защиты личности, общества и  государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным  процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.10

     В качестве одной из задач ряду подразделений  ОВД ставится осуществление профилактической деятельности среди лиц, потерпевших  от преступных посягательств, в целях  изменения их виктимного поведения. То есть виктимологическая профилактика органически включена в деятельность ОВД по предупреждению преступлений. Каждая служба, подразделение и сотрудники ОВД обязаны осуществлять профилактическую деятельность в пределах своей компетенции.

     Однако, что касается виктимологической профилактики в отношении жертв насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейных отношений, такую деятельность могут и должны осуществлять структурные подразделения МВД и в частности - Милиции общественной безопасности: участковые уполномоченные милиции (УУМ), сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН), патрульно-постовой службы (ППС), дознания.

     Это достигается различными мерами, прежде всего информационно-консультационными. Осуществляя их, специалисты в  области борьбы с преступностью разрабатывают и доводят до сведения населения советы и рекомендации о тактике и методике предотвращения и пресечения преступлений, жертвами которых могут оказаться как физические (преимущественно), так и юридические лица.

     В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О милиции», органы внутренних дел решают стоящие перед ними задачи по предупреждению преступлений во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Особое значение имеет при этом взаимодействие между различными правоохранительными органами уголовной юстиции, а также внутриведомственное взаимодействие отдельных специализированных подразделений. 11

     Приказом  МВД России от 17 января 2006 г. № 19 утверждено Положение о координационно-методическом совете Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению преступлений.

     Основные  задачи Совета

     Координирование деятельности подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО МВД России по предупреждению преступлений.

     Разработка  и внесение на рассмотрение руководства  МВД России предложений по повышению  эффективности профилактической деятельности органов внутренних дел, ее методическому  и нормативному правовому обеспечению.

     Подготовка  и внесение на утверждение руководства  МВД России проектов управленческих решений и информационно-аналитических  материалов по рассматриваемым Советом  вопросам.

     Выработка предложений, рекомендаций и мер  по укреплению взаимодействия между органами внутренних дел и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями в сфере предупреждения преступлений.

     Организация работы Совета. Совет осуществляет свою работу на основе годовых планов и поручений руководства Министерства. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Материалы для рассмотрения на заседании Совета представляются главными управлениями, управлениями МВД России, ответственными за их подготовку, за месяц до срока, указанного в Плане работы Совета.

     С основными сообщениями по рассматриваемой  тематике на заседаниях Совета выступают  руководители главных управлений, управлений Министерства внутренних дел, образовательных и научно-исследовательских учреждений системы МВД России, руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО МВД России, ответственные за обеспечение подготовки плановых вопросов.

     По  решению руководства Совета информация о его работе направляется в периодические издания Министерства внутренних дел Российской Федерации для опубликования, а при необходимости представляется Управлением информации МВД России органам печати, радио и телевидения.

     Исторически сложилось, что значительная работа по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних проводится сотрудниками органов внутренних дел (ОВД).

     С принятием Федерального закона от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» произошло разделение  функциональных обязанностей между ведомствами по категориям несовершеннолетних: с безнадзорными, не совершившими правонарушение и находящимися в трудной жизненной ситуации несовершеннолетними, социальную защиту осуществляют немилицейские субъекты профилактики, а с правонарушителями - сотрудники ОВД. Вместе с тем, следует учитывать, что в системе государственных мер, направленных на оздоровление ситуации с асоциальным поведением несовершеннолетних, их преступностью, особое значение и актуальность приобретают вопросы совершенствования не только непосредственно правоохранительной, но и педагогической, воспитательной, превентивной деятельности сотрудников ОВД.

     За  последние годы в системе органов  внутренних дел проведена реорганизация приемников-распределителей для несовершеннолетних. На их основе созданы центры временной изоляции для детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния. В районах и городах при отделах внутренних дел вместо ранее действовавших инспекций по делам несовершеннолетних созданы отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

     Данные  подразделения ОВД выполняют  большой объем работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, однако говорить о том, что отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних полностью справляются с поставленными перед ними задачами пока рано. В этой связи деятельность подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних нуждается в совершенствовании по целому ряду направлений. Так, в настоящее время данные подразделения ОВД сталкиваются с проблемами кадрового и материально-технического обеспечения, имеются случаи отсутствия должного взаимодействия с иными субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних. Возникают проблемы, связанные с реализацией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних к административной ответственности и др.12 

     2.2 Меры предупреждения преступности 

     В системе мер, используемых различными субъектами для предупреждения преступлений, следует особо выделить следующие:

     - экономические меры (стабилизация  экономики; уменьшение степени дифференциации населения по уровню доходов; обеспечение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения;

     - обеспечение приоритета легальной  экономической деятельности; экономическое  стимулирование добровольного отказа  от совершения правонарушений в процессе экономической деятельности;

     - борьба с безработицей; компенсация  ущерба жертвам правонарушений  и т.п.);

     - политические меры (демократизация  политической жизни; борьба с  коррупцией; борьба с неправомерным  лоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; разработка государственной стратегии борьбы с правонарушениями; стабилизация политического режима; развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и т.п.);

Информация о работе Взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в предупреждении преступности