Понятие планирования в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:40, контрольная работа

Описание

Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно усиливает темпы развития организации, способствует вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на всю систему организации. Для того, чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

Работа состоит из  1 файл

малик.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

Понятие планирования в  органах внутренних дел.

Планирование означает прежде всего  умение думать с опережением и  предполагает системность в работе. Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления.           

 Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы  как объекта, так  и субъекта управления, вместе взятое.  Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно усиливает темпы развития организации, способствует вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на всю систему организации.  Для того, чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные  перспективные плановые решения.  Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.          

 В широком смысле слова  планирование – это деятельность  по выработке и принятию управленческого решения.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями:

- компетентностью руководства  организации на всех уровнях  управления;

- квалификацией сотрудников, работающих  в функциональных подразделениях;

- наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техники.

Планирование предполагает:

1.   Обосн6ованный набор целей.

2.   Определение политики.

3.   Разработку мер и мероприятий (образа действий).

4.   Методы достижения целей.

5.   Обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.          

 Планирование заканчивается  перед началом действий по  реализации плана. Планирование  направлено на оптимальное использование  возможностей организации, в том  числе наилучшее использование  всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности  данной организации.          

 Планирование – это начальный  этап управления, однако оно представляет  собой не единственный акт,  а процесс, продолжающийся до  завершения планируемого комплекса операций.                  

 Под планированием, как общей функцией процесса управления, понимается деятельность субъекта управления по определению целей и задач социальных систем на предстоящий период деятельности, способов и средств их достижения , а также последовательности их решения и сроков выполнения.

Основным средством реализации функции планирования в системе  органов внутренних дел является план, представляющий собой специфическую  разновидность управленческого  решения. Особенностью плана, как вида управленческого решения, является сложный характер его содержания, включающий в себя взаимосвязанную совокупность отдельных решений, особую форму их изложения, а также строгую определенность процедуры его выработки и принятия, а также применения специфических методов его обработки. В плане обязательно находят отражение цели и задачи органа на предстоящий период , мероприятия, подлежащие выполнению для реализации поставленных целей и задач, последовательность их выполнения, сроки реализации, исполнители, а также способы контроля за выполнением запланированных мероприятий.         

 Значение планирования деятельности  органов внутренних дел, их  служб и подразделений заключается  в том, что оно придает повседневной  работе системы целенаправленный, конкретный характер и позволяет сосредоточить основные усилия на решение наиболее актуальных проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, а также способствует своевременному решению поставленных задач.         

 Кроме этого, планирование позволяет наиболее эффективно использовать силы и средства органа внутренних дел для достижения наилучших результатов при возможно меньших затратах людских и материальных ресурсов и в возможности кратчайшие сроки, т.е. с помощью планирования обеспечивается одно из главных требований, предъявляемых к управлению, - это его оптимальность  Планирование деятельности обеспечивает также равномерное распределение работы в течении планируемого периода, т.е. ритмичную деятельность органа в целом, так и его служб, подразделений и отдельных сотрудников, позволяет организовать четкое взаимодействие повседневной деятельности структурных подразделений органа, повышает ответственность всех исполнителей за порученную работу, а также облегчает организацию контроля и оценки деятельности органа по выполнению поставленных задач.          

 Организация и методика планирования в органах внутренних дел.         

  Организация планирования в системе органов внутренних дел заключается в выборе на основе всестороннего анализа наиболее актуальных целей и задач, а также наиболее оптимальных методов средств и форм их решения. Достигается это путем применения особой процедуры планирования и особых специфических методов планирования, что обеспечивает строго определенную последовательность и содержание операций, составляющих суть планирования. Наличие определенной процедуры планирования обеспечивает единство действий всех субъектов, занятых этой работой, и устанавливает для них определенные временные рамки.          

 Собственно процедура планирования включает в себя ряд последовательно сменяющих стадий, основными из которых являются: сбор и анализ исходной информации, сбор предложений от служб и подразделений органа, подготовка проекта плана и его согласование с соисполнителями и последняя стадия – утверждение плана и доведение его до исполнителей.         

 Первой стадией процесса  планирования является сбор, систематизация  и анализ исходной информации, необходимой для разработки плана.  Эта информация включает в  себя сведения, касающиеся как непосредственно деятельности горрайлиноргана внутренних дел, так и отражающую все возможные факторы, оказывающие влияние на эту деятельность. Сбор и накопление этой информации должен осуществляться постоянно, для чего-либо заводятся специальные папки, либо картотека, содержащая соответствующие рубрикаторы по видам соответствующей информации.          

 Основной исходной информацией  при разработке плана работы  горрайлиноргана является :

-     задающая информация федеральных, региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти, а также вышестоящих органов внутренних дел, определяющая стратегические и тактические задачи органов внутренних дел по обеспечению правопорядка, общественной и личной безопасности граждан, а также сам характер их деятельности. Установки, содержащие в этой информации , являются обязательными при  разработке планов, и на и основе их определяются цели и задачи органа на планируемый период, а также тактика его деятельности;

-      информация, характеризующая условия, в которых протекала и будет протекать деятельность горрайлиноргана и результаты его деятельности. К ним относятся : материалы и выводы комплексного анализа оперативной обстановки за предшествующий период : прогностические данные об ожидаемых изменениях социально-экономических и демографических характеристик обслуживаемой территории и вытекающие из них расчетные прогностические данные об изменениях в состоянии правопорядка на планируемый период: сведения, характеризующие состояние и деятельность систем, взаимодействующих с горрайлинорганом и поддержании правопорядка( органы прокуратуры и суда, ФСБ, ФПС, налоговой полиции , ГТК и др.) : информация о выполнении предшествующих планов работы горрайлиноргана и его подразделений, документы о плановых и внеплановых проверках деятельности как органа в целом, так и его подразделений вышестоящими ОВД, органами прокуратуры и др. На основе всей этой информации конкретизируются и формируются цели и задачи органа на планируемый период, осуществляется расстановка сил и средств, планируется служебная , боевая и воспитательная работа с личным составом:

-     информация, содержащая рекомендации науки и обобщенный передовой опыт. Это вид информации в процессе планирования необходим для правильной оценки происходящих изменений в состоянии правопорядка, а также выбора наиболее эффективных форм и методов организации работы. Это опубликованные в научной и специальной литературе материалы социологических и криминологических исследований, выступления средств массовой информации, а также материалы передового опыта. 

Второй стадией процесса разработки плана является сбор предложений  служб и подразделений горрайлиноргана  для включения в план. Осуществляется этот сбор информации штабными подразделениями за полтора месяца до начала планируемого периода. Представляемые предложения должны быть согласованы со всеми соисполнителями и рассмотрены соответствующими заместителями начальника горрайлиноргана и оценены штабом.         

 Разработка данных предложений  службами и подразделениями органов  осуществляется, как правило, на коллегиальной основе с привлечением всего инспекторского состава, либо в форме обсуждения этого вопроса на оперативно-служебных совещаниях, либо  в форме подачи сотрудниками своих письменных предложений с соответствующими обоснованиями. Разрабатываемые службами и подразделениями предложения должны не замыкаться только на их профильном направлении деятельности, а должны, во-первых, охватывать все стороны и направления деятельности органа, в т.ч. и внутриорганизационные ( организация управления и взаимодействие служб, работа с кадрами, тыловое обеспечение и пр.), а во –вторых, они должны носить комплексный характер ( в план работы органа вносятся только те мероприятия, выполнение которых возможно лишь при сложении усилий нескольких служб и подразделений органа).  Мероприятия, направленные на решение задач в рамках одной службы и исполнение которой возможно ей самостоятельно, должны включаться не в план работы органа, а в план работы соответствующей службы.          

  На третьей– стадии подготовки проекта плана и его согласования, который осуществляется штабными подразделениями органа, происходит уже разработка самих вариантов плановых решений. В процессе разработки плановых решений целесообразно использование ряда общенаучных методов, связанных  с «оптимизацией плановых решений» и «методов формирования планов».         

  Наиболее приемлемым для уровня  горрайлинорганов внутренних дел  методами оптимизации плановых  решений  являются :

-     метод последовательных приближений, суть которого состоит в определении общей задачи, а затем последовательное определение задач второго порядка, детализация которых приводит к нахождению задач третьего порядка и т.д. Использование указанного метода наиболее целесообразно в текущем планировании, когда субъект управления с учетом предложений отраслевых служб и подразделений поэтапно конкретизирует общие проблемы ;

-     - балансовый метод, который позволяет осуществлять согласованность целей с имеющимися ресурсами. Его сущность – в удовлетворении потребностей системы, исходя из наличных возможностей. Использование названного метода предполагает : четкое формулирование целей и задач органа на планируемый период, а также точный количественный расчет имеющихся сил и средств с учетом их качества; сопоставление полученных данных и распределение ресурсов на выполнение отдельных задач в зависимости от степени возможности и срочности их решения. Осуществление этого комплекса работ в процессе планирования обеспечивает сбалансированность и реальность планов, ставит при их подготовке преграду проявлениям субъективизма;

-     - метод вариантов, заключающийся в разработке нескольких вариантов плановых решений и выборе наилучшего из них.

К методам формирования планов относятся  проблемный и программно-целевой  методы планирования. Суть проблемного планирования состоит в выделении наиболее актуальных , общих для всего органа проблем, требующих комплексного использования всех сил и средств. Проблемное планирование должно заменить так называемое «свободное планирование», состоящее в механическом объединении предложений служб, что приводит к перегрузке планов мелкими мероприятиями и затрудняет комплексное решение проблем обеспечения правопорядка.    

  Программно-целевое планирование  является практическим применением  системного подхода к управлению. Особенностями его являются : единство цели; фиксирование комплекса обусловленных целью задач и мероприятий; обеспеченность последних ресурсами; планомерность реализации; конкретность сроков выполнения; комплексность задач и их решения. На первом этапе программно-целевого  планирования осуществляется прогнозирование основных факторов, влияющих на деятельность органа при решении конкретных задач, определяются цели и оцениваются ресурсы, определяются конечные и промежуточные цели и временные периоды их достижения. На втором этапе формулируются конкретные мероприятия плана, а также определяются конкретные требуемые ресурсы и источники их поступления. На заключительном этапе намеченные мероприятия конкретизируются по объему работ, времени, месту и субъектам исполнения.         

  Структура плана работы органа  внутренних дел, как правило,  включает в себя следующие  основные разделы :

-     краткие выводы из анализа обстановки и основные задачи на предстоящий период. В основе этого раздела лежат выводы комплексного анализа оперативной обстановки, содержащиеся в аналитической справке за предшествующий период, целевые установки вышестоящих систем и проблемы, определенные самим органом как первоочередные на планируемый период;

-     мероприятия по предупреждению , пресечению и раскрытию преступлений, охране общественного порядка, прав, свобод, жизни и здоровья граждан. Этот раздел плана является одним из наиболее емких и сложных. Он включает в себя комплексные мероприятия органа по выявлению и устранению причин, способствующих совершению правонарушений, по использованию возможностей всех сил и средств органа и их взаимодействие в раскрытии преступлений и укреплении правопорядка на обслуживаемой территории.

Остальные разделы плана являются менее  емкими и носят либо вспомогательный, либо более отраслевой характер.  Это такие разделы, как:

-обеспечение  техническими средствами, средствами  связи, защиты информации;

Информация о работе Понятие планирования в органах внутренних дел