Понятие исполкома и его место в системе местных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:10, отчет по практике

Описание

Преддипломная практика является одной из важнейших частей учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительских навыков на каждом этапе обучения. Целью преддипломной практики является обучение студентов некоторым практическим навыкам и подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Понятие исполкома и его место в системе местных органов
управления…………………………………………………………………5
ГЛАВА 2Общая характеристика Барановичского горисполкома…..10
ГЛАВА 3 Деятельность отдела жилищно-коммунального хозяйства24
Заключение………………………………………………………………27
Список использованнойлитературы………………………………….28
Приложение1…..…………………………………………………………29
Приложение2…..…………………………………………………………30
Приложение3…..…………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Отчет.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение……………………………………………………………………3

     ГЛАВА 1 Понятие исполкома  и его место  в системе местных органов 

     управления…………………………………………………………………5

     ГЛАВА 2Общая характеристика Барановичского горисполкома…..10

     ГЛАВА 3 Деятельность отдела жилищно-коммунального хозяйства24

     Заключение………………………………………………………………27

     Список  использованнойлитературы………………………………….28

     Приложение1…..…………………………………………………………29

     Приложение2…..…………………………………………………………30

     Приложение3…..…………………………………………………………32 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Преддипломная практика является одной из важнейших частей учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительских навыков на каждом этапе обучения. Целью преддипломной практики является обучение студентов некоторым практическим навыкам и подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

     Руководитель практики от предприятия –Жодик Владимир Петрович.

     Задачей практики является: повышение эффективности  и качества обучения; усвоение и  закрепление знаний и умений, полученных во время обучения; приобретение навыков  сочетания теоретических знаний с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы в органах государственного управления и самоуправления.

     В соответствии с индивидуальным заданием, основными задачами практики в горисполкоме были: изучение структуры и организации работы горисполкома, его структурных подразделений (отделов, управлений), их полномочия; ознакомление с работой по рассмотрению обращений граждан, деятельностью юридического отдела, комиссии по делам несовершеннолетних, административной комиссии, служб занятости и социальной защиты населения.

     Республика  Беларусь – унитарное демократическое  социальное правовое государство (ст.1 Конституции Республики Беларусь). С точки зрения формы государственного устройства Республика Беларусь является унитарным (единым) государством, то есть государством, не имеющим, в отличие от федерации, в своей внутренней структуре других государств. В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один законодательный орган (двухпалатный парламент - Национальное Собрание Республики Беларусь). Унитарное государство имеет административно-территориальное деление. Территория Республики Беларусь неделима. Республика Беларусь обладает внутренним и внешним суверенитетом, который обеспечивается соответствующими атрибутами: территория, органы власти и управления, собственная денежная и кредитно-финансовая система, платежная единица, армия, правоохранительная система.

     Статья 6 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что государственная власть в республике осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

     Исполнительная  власть в Республике Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь (Совет Министров) и местными исполнительными и распорядительными органами (местные исполкомы и администрации).

     Местное управление – это форма организации  и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для  решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

     Местные исполнительные и распорядительные органы представлены в лице исполнительных комитетов и администраций. Исполнительный комитет (исполком) – исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, формируется посредством назначения на должность, подчиняется Президенту Республики Беларусь по всем вопросам, Совету Министров – по вопросам, входящих в его компетенцию, вышестоящему исполкому и несет ответственность перед соответствующим местным советом депутатов.  

 

      ГЛАВА 1

Понятие исполкома и его  место в системе  местных органов  управления 

     Правовое  регулирование местного управления и самоуправления осуществляется Конституцией (раздел V, ст.ст. 117 - 124), а также Законом Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 10 января 2000 г.).

    Определение, данное в Законе, называет два признака исполнительного комитета: масштаб деятельности (территориальный признак) и характер деятельности (исполнительный и распорядительный орган).

     Территориальный признак означает, что деятельность исполкома распространяется на всю  территорию соответствующей административно-территориальной  единицы (области, района, города, посёлка, сельсовета). Другими словами, исполком способствует целостности территориальной единицы и единообразному применению законодательства, распространяет полномочия в той или иной сфере на всех должностных лиц и граждан, а также на предприятия, организации, учреждения и объединения, расположенные на подведомственной территории, издаёт акты, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Это вытекает из ряда положений Закона.

     Вторым  признаком законодатель называет то, что исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом. Понятие «исполнительный орган» раскрывается законодателем в статье 9 Закона, согласно которой исполнительный комитет «обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции». Таким образом, исполком обеспечивает исполнение подведомственной территории законодательства Республики Беларусь. Объясняя термин «распорядительный» можно упомянуть положения Закона, которые наделяют исполнительный комитет правом, распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы и в пределах своих полномочий принимать решения. Придание исполнительному комитету статуса юридического лица означает возможность вступать в гражданско-правовые отношения с физическими и юридическими лицами.

     Надо  отметить, что в настоящее время, по мнению некоторых специалистов, характеристика исполкома как исполнительного и распорядительного органа не соответствует его фактическому статусу. Некоторые авторы отмечают, что термин «исполнительный» подчёркивает, что рассматриваемый орган предназначен для исполнения чьих-то повелений. Раньше исполнительные комитеты являлись органами местных Советов, и их главной целью было исполнение, проведение в жизнь решений последних. Действительно, в соответствии со статьёй 46 Закона БССР «О городском, районном в городе Совете народных депутатов» исполнительным и распорядительным органом городского, районного Совета народных депутатов являлся избираемый из числа депутатов исполнительный комитет. Он руководил государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующего Совета на основании решений избравшего его Совета и вышестоящих органов государственной власти и управления.

     Нынешние  исполнительные комитеты, с отделением их от Советов, преобразованием статуса  и установлением управленческой вертикали, утратили своё прежнее главное предназначение и остались только органами государственного управления. Следовательно, употребление терминов «исполнительный и распорядительный» для наименования рассматриваемых органов обусловлено их прошлым статусом. Теперь же определение «исполнительный» и «распорядительный» характеризуют деятельность, осуществляемую ими как органами государственного управления, но не раскрывают при этом их сущности, основного предназначения.

     Определение исполкома, приведённое в Законе, умалчивает о таких его признаках, как коллегиальность и характер компетенции исполкома (орган общей компетенции). Однако это вытекает из некоторых положений Закона. Коллегиальность, например, проявляется в составе исполкома, его основной форме работы и кворуме. Так, Витебский облисполком состоит из председателя, 6 заместителей председателя, управляющего делами и 29 членов; основной формой работы названы заседания, которые считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета. Кроме того, решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава.

     Основным  предназначением исполнительного  комитета является осуществление исполнительной власти на территории области, района, города, посёлка, сельсовета. Подобный вывод можно сделать из части 2 статьи 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», в которой закреплено, что исполнительнее комитеты входят в систему органов исполнительной власти.

     Говоря  о роли исполкома, следует отметить, что в литературе этому вопросу  уделяется недостаточное внимание. У авторов, которые всё же затрагивают  данную проблему, не выработано единого  подхода к её решению. Так, отмечается снижение роли органов местного управления, однако, вместе с тем, исполком рассматривается в определённом смысле хозяином на соответствующей территории. Поэтому было признано целесообразным дать собственную оценку этой проблемы.

     Как известно, роль какого-либо органа в  государственном механизме зависит от множества характеристик, которые вместе с тем определяют его статус. Так, на место исполкома в системе органов государственного управления указывает ряд факторов: порядок образования, состав, срок полномочий, подотчётность и подчинённость и, разумеется, функции, которые он призван осуществлять. Более того, для выяснения политического веса такого органа мало учесть перечисленные факторы, которые в некотором роде являются универсальными. Кроме них, необходимо иметь в виду особенности рассматриваемой территории, ментальность проживающего на ней населения, личные качества работников каждого конкретного исполкома.

     Выделяется  три вида (уровня) исполнительных комитетов:

     1) первичный уровень – сельские, поселковые, городские (городов районного  подчинения);

     2) базовый уровень – городские  (городов областного подчинения), районные;

     3) областной уровень – областные  и Минский городской исполкомы.

     Среди основных направлений деятельности исполнительного комитета хотелось бы выделить, во-первых, его деятельность по реализации законов, актов Президента, других вышестоящих государственных органов, решений областного Совета депутатов и, во-вторых, правотворческую деятельность.

     Что касается реализации исполнительным комитетом  актов вышестоящих органов власти, то, согласно Закону «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», исполком обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы. Обязанность по исполнению конкретного акта (закона, акта Президента, постановления Совмина и т.д.) также может вытекать из самого акта.

     По  Закону исполнительные комитеты принимают  решения, а председатели исполкомов издают распоряжения.

     Решения исполнительного комитета принимаются  простым большинством голосов от установленного состава исполкома, подписываются председателем и управляющим делами исполнительного комитета, а в их отсутствие – лицами, исполняющими их обязанности (3, ч.7 ст.9; 19, ч.2 ст.29). С разрешения председателя исполкома, а в его отсутствие – первого заместителя председателя, решения исполкома по отдельным вопросам, не терпящим отлагательства, могут быть приняты в рабочем порядке путём опроса и сбора виз руководителей и членов исполкома при условии участия в опросе не менее 2/3 членов исполкома (19, ст. 30).

     В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» не оговаривается, какими по юридической силе могут быть решения. На практике принимаются как нормативные решения, так и те, что являются индивидуальными актами. Первые обладают большей юридической силой по сравнению с ненормативными. Хотя внешне между ними нет различий, по содержанию индивидуальные отличаются тем, что адресованы конкретному лицу; нормативные же рассчитаны на неограниченный круг лиц, принимаются на неопределённый срок, содержат нормы права.

     По  каждому вопросу, вносимому на рассмотрение исполкома, представляется соответствующий  проект решения с кратким анализом и изложением существа вопроса, выводов  и оценки положения дел, с постановкой  задач, указанием исполнителей, сроков исполнения, органов и должностных лиц, на которых возлагается контроль за исполнением. К проекту решения может прилагаться краткая справка с обоснованием необходимости принятия решения.

Информация о работе Понятие исполкома и его место в системе местных органов