Понятие и система гарантий местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:55, контрольная работа

Описание

Но в первую очередь гарантии нашили свое закрепление в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления. Конституция РФ гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы МС; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

Содержание

Введение ..........................................................................................................3
Вопрос №1 Понятие и система гарантий местного самоуправления ............4-8
Вопрос №2 Статус депутата выборного органа местного самоуправления (ст. 40 Закона)..........................................................................................................................9-13
Заключение ......................................................................................................14
Список литературы .........................................................................................15

Работа состоит из  1 файл

муницип. право.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

ПЛАН

Введение ..........................................................................................................3

Вопрос №1 Понятие и система гарантий местного самоуправления ............4-8

Вопрос №2 Статус депутата выборного органа местного самоуправления (ст. 40 Закона)..........................................................................................................................9-13

Заключение ......................................................................................................14

Список литературы .........................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Гарантии местного самоуправления определены Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т.д. Гарантии также закреплены в уставах муниципальных образований и иных нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Но в первую очередь гарантии нашили свое закрепление в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления. Конституция РФ гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы МС; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

В статье 133 Конституции  РФ закреплены такие важнейшие гарантии как право на судебную защиту и  право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

Стоит отметить, что гарантии местного самоуправления впервые закреплены на конституционном  уровне. В прежней Конституции  говорилось только об обязательности исполнения решений местных Советов  всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами. Теперь это правило установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Конституция презюмирует его и определяет правовой путь его обеспечения - орган местного самоуправления вправе обратиться в суд, если его решение не выполняется или выполняется ненадлежащим образом. Меры ответственности, применяемые в судебном порядке, определяются законом. В названном Федеральном законе установлено также, что решения органов местного самоуправления или их должностных лиц могут быть отменены только органами или должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Это гарантирует органы местного самоуправления от вмешательства в их деятельность органов государственной власти.

 

 

 

 

  1. Понятие и система гарантий местного самоуправления

Гарантии в  юридическом (широком) смысле — условия  и средства обеспечения прав.

Для науки муниципального права наибольший интерес представляют правовые гарантии местного самоуправления— система условий и средств, обеспечивающих осуществление местного самоуправления и соответственно реализацию прав каждого гражданина РФ на местное самоуправление.

Система гарантий прав местного самоуправления включает: общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные, социальные и специальные (собственно, юридические) гарантии, которые можно подразделить на две большие группы: гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления; гарантии, обеспечивающие, финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.

1. Общие  гарантии. В качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления; обеспечивают определенную устойчивость и стабильность деятельности органов местного самоуправления; создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления[6].

Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические  гарантии местного самоуправления - это  политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод чело­века и гражданина и др.

Под социальными  гарантиями местного самоуправления понимаются: социальная стабильность; наличие «среднего класса»; возможность удовлетворения минимальных потребностей каждого члена общества; эффективная система социального обеспечения, бесплатность основного общего и среднего профессионального образования; общедоступность культурных ценностей; всестороннее развитие личности; и др.[4]

Духовными гарантиями самоуправления выступают: система  духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом;уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.

2. Специальные  (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской федерации. Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:

  • организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
  • защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей

для их наиболее полной реализации.

Гарантиями организационного обособления  и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом  и государством являются:        

1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской федерации положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской организации власти на местах).

2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного

самоуправления  гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 131).

 В соответствии  со статьей 130 Конституции Российской  Федерации местное самоуправление  осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учитывающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выносится на местный референдум

3. Назначение должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований.

Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает образование  органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Правовая регламентация  муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, устав и порядок прохождения  муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.

4. Контроль государственных  органов за деятельностью органов  местного самоуправления имеет  известные пределы, обусловленные  организационной самостоятельностью  муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Условия и порядок  контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (Гл. 4 ФЗ о МСУ).

5. Для самостоятельного  решения местных вопросов и  возлагаемых на них задач

органы местного самоуправления наделяются собственной  компетенцией.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции  Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ограничивать гарантированные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.

6. Гарантией  организационной самостоятельности  местного самоуправления является  право муниципальных образований  иметь собственную символику  (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции[5].

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, согласно статье 131 Конституции Российской Федерации  допускается с учетом мнения населения  соответствующих территорий. При этом субъекты Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципального образования.

Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую  самостоятельность местного самоуправления

Важнейшей общей  гарантией, обеспечивающей самостоятельность  местного самоуправления в решении  вопросов местного значения, выступает  закрепляемая законодательством финансово-экономическая  база местного самоуправления.

Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных условий муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет.

Система гарантий финансово-экономической самостоятельности  местного самоуправления основывается на следующих принципах:

  • муниципальная собственность как одна из признаваемых законом форм собственности защищается государством;
  • право управления, и распоряжения, муниципальной собственностью принадлежит исключительно муниципальному образованию;
  • предусмотренная законом возможность создания органами местного самоуправления муниципальных коммерческих и некоммерческих организаций;
  • обязанность органов государственной власти передавать необходимые финансовые средства для реализации органами местного самоуправления делегированных им полномочий;
  • самостоятельность органов местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении местного бюджета;
  • самостоятельное участие, муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.

При этом Закон устанавливает, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями.

1. Органы местного  самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности[6].

Органы местного самоуправления вправе совершать с  муниципальным имуществом любые  сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. При этом порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяет муниципальное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

2. Органы местного  самоуправления вправе, в соответствии  с Законом, создавать предприятия,  учреждения и организации для  осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций.

Информация о работе Понятие и система гарантий местного самоуправления