Особенности развития физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Благодаря легкоатлетическим упражнениям ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..................................................3
ГЛАВА 1. Средства физического воспитания детей старшего школьного возраста ................................................................................................5
1.1. Понятие о средствах физического воспитания .................................5
1.2. Классификация физических упражнений …………………..............8
1.3. Факторы определяющие воздействие физических упражнений…12
ГЛАВА 2. Развитие физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………..15
2.1. Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей
15-17 лет…………………………………………………………..….15
2.2. Контроль уровня физической подготовленности.………………...19
2.3. Влияние легкоатлетических упражнений на организм подростков и юношей……………………………………………………………….27
2.4. Развитие физических качеств у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.65 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей 15-17 лет

Повышение физической подготовленности учащихся, обучение двигательным действиям  и их совершенствование, правильное применение различных методов управления классом, сотрудничество с конкретным учеником на уроках физической культуры и внеклассных занятиях, обучение школьников самоанализу и самоконтролю, а также воспитание моральных  и волевых качеств, подбор дифференцированных нагрузок и другие вопросы нельзя успешно решать без глубоких знаний анатомо-физиологических и психических  особенностей учащихся и умения применять  их в конкретных условиях учебно-воспитательного  процесса. Кратко рассмотрим эти особенности.

В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического  и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высокого уровня развития достигает аналитическая  деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в характере мыслительной деятельности.

Следует помнить, что развитие косно-мышечного и связочного аппарата у старшеклассников еще не закончено. Так, костные эпифизарные диски  с телом позвонка полностью срастаются к 24 годам, срастание ядер окостенения  рук продолжается с 16 до 25 лет, а срастание  трех тазовых костей – с 14 до 20 лет. Окостенение фаланг пальцев рук  у девушек происходит в 14-18 лет, а  у юношей в 16-22 года, а годом-двумя  раньше – фаланг пальцев ног. В  старшем школьном возрасте далеко еще  не окончено окостенения позвоночника, поэтому старшеклассникам следует  избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии тяжестей. Кроме  того, частое применение максимальных нагрузок может привести к уплощению  стоп.

Больших нагрузок с максимальной соревновательной интенсивностью следует  также избегать по причине незавершенного развития нервной регуляции работы сердца. При слишком интенсивных  нагрузках, например в начале бега на относительно длинных дистанциях, у  учащихся быстро снижается содержание кислорода в крови, а возникающая  кислородная недостаточность может  явиться причиной полуобморочного  состояния. В этой связи старшеклассникам не рекомендуется тренироваться  с максимальной соревновательной интенсивностью. Нагрузка, как правило, не должна превышать 85-90% среднесоревновательной.

У юношей в 15-16 лет масса  тела интенсивно увеличивается, когда  как у девушек к 16 годам темпы  ее нарастания снижаются. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее  на 5-8 кг; масса их мышц по отношению  к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой  ткани на 10% меньше; туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. Более  широкий таз и относительно короткие ноги, большая подвижность позвоночника и суставов, лучший эластический связочный  аппарат приводят к тому, что у  девушек по сравнению с юношами  выражены большие поперечные колебания  тела при ходьбе и беге.

Сердце у юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у  девушек; пульс реже на 6-8 уд./мин, сердечные  сокращения сильнее, что обуславливает  большой выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так  глубоко, как юноши; жизненная емкость  их легких примерно на меньше.

Итак, функциональные возможности  для осуществления интенсивной  и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем  повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня юношей короче, чем  у девушек.

В последние годы появляется все больше школьниц, имеющих низкие функциональные возможности сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Это свидетельствует о снижении к старшему школьному возрасту двигательной активности, связанной с играми, циклическими и ациклическими локомоциями. В свою очередь, у девушек, регулярно занимающихся такими упражнениями, показатели этих систем продолжают улучшаться. Уже после нескольких тренировок в беге на уроках физической культуры или на внеклассных занятиях девушки могут бегать в умеренном темпе более 15 мин. Беговые и прыжковые упражнения особенно полезны тем, кто имеет избыточный вес и низкие функциональные возможности сердечно- сосудистой и дыхательной систем.

В старшем школьном возрасте девушки и юноши приобретают  тип телосложения, свойственный взрослому  человеку. Типы телосложения определяются по таким признакам, как степень  развития мышц и жироотложения, форма  грудной клетки и живота, соотношение  длинны и массы тела, его пропорции. Нормальными конституционными типами телосложений считают: астеноидный (А), торокальный (Т), мышечный (М) и дигестивный (Д).

 

   

Рисунок 2.1 – Типы телосложения по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому

 

Имеются сведения, что специально направленными физическими упражнениями тип телосложения можно в значительной степени измерить, например астеоидный может перейти в торокальный, торокальный и дигестивный –  в мышечный.

Девушек и юношей астеноидного типа телосложения отличают высокий  рост, узкое и уплощенное туловище, тонкий костяк и слабая мускулатура. Для их гармоничного развития особенно полезны динамические и статические  силовые и скоростно-силовые упражнения, а также циклические упражнения – длительный бег, ходьба на лыжах, бег на коньках умеренной интенсивности, плавание – для развития сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются также упражнения на развитие гибкости, координационных способностей (равновесия, согласованности движений, перестроение двигательной деятельности).

Второй тип телосложения, заслуживающий индивидуального  подхода в обучении движениям  и развитии физических способностей, является дигестивный. Детей этого  типа телосложения отличает, главным  образом, избыточное жироотложение. Снижения массы тела можно достьчь упражнениями, активизирующими деятельность кровообращения и дыхания, вызывающими повышенные энерготраты; укрепление мышц живота (место  наибольшего отложения жира); улучшающими  скоростные и скоростно-силовые  качества.

Учащимся торакального (грудная  клетка цилиндрической формы, умеренно развитая мускулатура) и мышечного  типов (рельефно развитая мускулатура) рекомендуется до половины времени  занятий, отводимых на развитие физических способностей, выделять на развитие силовых, скоростно-силовых и скоростных способностей. Кроме этого, в занятия  необходимо включать специальные упражнения для развития гибкости и общей (аэробной) выносливости, а также воздействующие на координационные способности, которые  проявляются в гимнастических и  акробатических упражнениях, спортивных играх и единоборствах, легкоатлетических и др. [14]

 

2.2 Контроль физической подготовленности.

Прежде всего следует  различать два термина – «подготовка» и «подготовленность». Подготовка обозначает процесс. Поэтому когда используется этот термин, то подразумевается выбор средств, методов, форм, организации, системы их использования, ресурсное обеспечение. Подготовленность обозначает результат процесса, то есть что получилось (образовалось, изменилось) в итоге, от начала к концу этого процесса. Исходя из этого будем считать, что обучение – это процесс, а Обученность – результат; воспитание – это процесс, а воспитанность – результат.

Следовательно, сочетание  терминов «физическая подготовка»  обозначает процесс, направленный на развитие физических (двигательных) качеств  человека, а сочетание терминов «физическая  подготовленность» - результат этого  процесса. В данном разделе речь идет о контроле физической подготовленности как результата физической подготовки [16].

В.М. Зациорский, З.И. Кузнецова характеризуют физическую подготовленность совокупностью таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость [6]. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающегося.

Уровень физической подготовленности учащихся характеризует эффективность  решения одной из задач физического  воспитания. Он определяется с помощью  двигательных тестов.

 

 

 

Таблица 2.1 - Уровень физической подготовленности учащихся 16 – 17 лет [14].

п/п

Физичес-

кие спо-

собности

Контрольное

упражнение

       (тест)

Воз-

раст,

 лет

Уровень

Юноши

Девушки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скорост-

ные

Бег 30 м, с

16

17

5,2 и ниже

5,1

5,1 – 4,8

5,0 – 4,7

4,4 и выше

4,3

6,1 и ниже

6,1

5,9 – 5,3

5,9 – 5,3

4,8 и ниже

4,8

2

Координа-ционные

Челночный бег 3

16

17

8,2 и ниже

8,1

8,0 – 7,7

7,9 – 7,5

7,3 и выше

7,2

9,7 и ниже

9,6

9,3 – 8,7

9,3 – 8,7

8,4 и выше

8,4

3

Скоростносиловые

Прыжки в длину с  места, см

16

17

180 и ниже

190

195 -210

205 -220

230 и выше

240

160 и ниже

160

170 – 190

170 - 190

210 и выше

210

4

Выносли-вость

6- минутный бег, м

16

17

1100 и ниже

1100

1300-1400

1300-1400

1500 и выше

1500

900 и ниже

900

1050-1200

1050-1200

1300 и выше

1300

5

Гибкость

Наклон вперед из положения  стоя, см

16

17

5 и ниже

5

9 – 12

9 – 12

15 и выше

15

7 и ниже

7

12 – 14

12 – 14

20 и выше

20

6

Силовые

Подтягивание: на высокой  перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки)

16

17

4 и ниже

5

8 – 9

9 – 10

11 и выше

12

6 и ниже

6

13 – 15

13 – 15

18 и выше

18

 

 

В настоящее время рекомендуется  достаточно большой их набор. Специалисты  пытаются внедрять авторские наборы. Это допустимо лишь относительно, так как зачастую игнорируются требования теории тестирования. Например, такие  требования, как информативность, надежность, репрезентативность и др. Разнообразие тестов не дает возможности провести сравнительный  анализ результатов  деятельности отдельных специалистов, школ, районов, городов, регионов. Кроме  того, возникают затруднения в  разработке государственных ориентиров (норм) оценивания уровня физической подготовленности.

Проблема изучения развития двигательных способностей школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали «моторную одаренность», как бы независимую от воспитания и обучения, другие изучали «простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни».

Некоторые авторы изучали «моторную деятельность» [Р.И. Тамуриди, И.М. Яблоновский 18, 24].

И.М. Яблоновский, М.В. Серебровская [25,16] при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания по таким видам движений, которые в какой то степени отражали физическую подготовленность учащихся. Они изучали: бег, прыжки с места в длину и в высоту, метания и др. Но в различных возрастных группах в их методиках предлагались разные задания и требования: в беге – разные дистанции, в метании – предметы для метания, неодинаковое расстояние до цели и т.п. отсюда крайняя затрудненность выявление особенностей возрастного развития оп некоторым видам движений.

Считается, что каждый специалист, каждая учебная программа может  предлагать свой набор тестов для  определения уровня физической подготовленности учащихся. Однако контроль физической подготовленности должен проводиться  на основе унифицированного состава  тестов и нормативных показателей. Унификация должна быть как и минимум  на уровне региональном.

В настоящее время государственные  ориентиры  норм  физической подготовленности учащихся не унифицированы, так как  рекомендованные Министерством  образования учебные программы  представляют свои варианты тестирования. По их составу, нормативным требованиям  они отличаются друг от друга весьма существенно.

Информация о работе Особенности развития физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики