Особенности развития физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Благодаря легкоатлетическим упражнениям ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..................................................3
ГЛАВА 1. Средства физического воспитания детей старшего школьного возраста ................................................................................................5
1.1. Понятие о средствах физического воспитания .................................5
1.2. Классификация физических упражнений …………………..............8
1.3. Факторы определяющие воздействие физических упражнений…12
ГЛАВА 2. Развитие физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………..15
2.1. Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей
15-17 лет…………………………………………………………..….15
2.2. Контроль уровня физической подготовленности.………………...19
2.3. Влияние легкоатлетических упражнений на организм подростков и юношей……………………………………………………………….27
2.4. Развитие физических качеств у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.65 Кб (Скачать документ)

 

 

2.2 Влияние легкоатлетических  упражнений на организм 

подростков и  юношей.

 

Среди средств физического  воспитания детей, подростков и юношей различные виды бега, прыжков и  метаний занимают одно из важнейших  мест. Это объясняется их доступностью, динамичностью, эмоциональностью и  естественностью. Правильно организованные занятия по легкой атлетике в комплексе  с другими средствами физического  воспитания должны содействовать:

  1. укреплению здоровья детей;
  2. гармоничному физическому развитию;
  3. развитию физических, моральных и волевых качеств;
  4. воспитанию организационно-физкультурных и санитарно-      гигиенических навыков.

 

Физическое упражнение –  это естественное для человека движение. Но физическим упражнением является не любое движение, а только то, с  помощью которого решается физкультурная  задача. Например, ходьба по улице является движением, но не физическим упражнением. Ходьба в строю на уроке – физическое упражнение, потому что она выполняется  по определенной физкультурной задаче. Например, с помощью ходьбы можно  усилить работу сердца, но можно  и перестроить класс и т.д. С  помощью одних и тех же физических упражнений, при выполнении их по определенным правилам, можно решать различные  физкультурные или спортивные задачи.

Например, с помощью прыжка в длину с места оценить  прыгучесть учеников. С помощью челночного бега можно определить самого ловкого  и быстрого ученика в классе и  т.д. Упражнения в отличие от других движений выполняются строго по правилам [22].

Легкоатлетические упражнения оказывают глубокое и разносторонее  влияние на организм. Это влияние  может быть положительным лишь в  том случае, если упражнения будут  применять умело, с соблюдением  правил.

Физические упражнения оказывают  большое влияние на развитие костно-мышечной системы. Регулярные занятия увеличивают  объем и силу мышц, делают тело красивее и стройнее. Объем мышц увеличивается  за счет утолщения мышечных волокон. Чем мышца толще, тем большую  работу она может выполнить. Недостаток движений приводит к ослаблению и  дряблости мышечной ткани, уменьшению объема, А при отсутствии движений – и к атрофии мышц.

Особого внимания заслуживает  выполнение упражнений для мышц в  определенной последовательности снизу  вверх или сверху вниз.

Например: 1. Потягивание. 2. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. 3. Упражнения для мышц спины. 4. Упражнения для мышц живота.  5.Упражнения для  мышц ног. 6. Упражнения общего физиологического воздействия на организм: быстрая  ходьба, бег, подскоки и др. 7.Успокаивающие  упражнения.

Легкоатлетические упражнения оказывают глубокое влияние, как  на весь организм, так и на отдельные  органы организма. Сердце ребенка нуждается  в постоянной нагрузке, иначе его  мышечная стенка прорастает жиром, становиться  вялой, мягкой, неспособной к сильным  сокращениям, плохо обеспечивает ткани  кислородом. Регулярные занятия укрепляют  мышцы тела и мышцы внутренних органов, в том числе и сердечную  мышцу. Сердечная мышца становиться  более сильной и с каждым ударом посылает в кровеносные сосуды значительно  больше крови.

Занятия физической культурой  необходимы для нормальной деятельности  дыхательной системы. Занятия легкой атлетикой (особенно бег на свежем воздухе), увеличивают окружность грудной  клетки, а значит, и позволяют  легким забрать при вдохе большие  порции воздуха, лучше обеспечить ткани  тела, мышцы, мозг кислородом, что увеличивает  работоспособность организма. Выполнение легкоатлетических упражнений всегда требует определенных усилий. Если надо просто пройти по дорожке от линии старта к линии финиша 100 м, это не требует особых усилий. Если же надо выполнить упражнение – пробежать это расстояние максимально быстро, то прикладываемые при этом усилия будут очень значительными. После такого бега дыхание становится чистым и глубоким, сердце начинает биться быстро. Ясно, что все это произошло под влиянием бега. Чтобы успокоилось дыхание и сердцебиение, необходимо определенное время. Это время тем больше, чем длительнее и напряжение было физическое упражнение.

С помощью физических упражнений, а в частности легкоатлетических, можно влиять не только на дыхание  и работу сердца. Длительное выполнение упражнений в начале урока повышает температуру мышц, делает их более  эластичными. Многократное систематическое  выполнение физических упражнений укрепляет  здоровье, снимает психическое напряжение [12].

Благодаря физическим упражнениям, становятся прочнее кости, сухожилия  и связки, укрепляется опорно-двигательный аппарат и улучшается осанка.

Систематические выполнение легкоатлетических упражнений заметно  влияют на внешние формы тела человека. Приобретенная стройность, а также  подвижность в позвоночнике и  суставах сохраняются и в преклонном возрасте.

Малоподвижный образ жизни, наоборот, отрицательно сказывается  на организме человека и преждевременно его старит. Он становится обрюзгшим, живот отвисает, появляется сутулость, резко ухудшается осанка, мышцы становятся дряблыми, грудь – впалой, ухудшается работа внутренних органов.

Таким образом, под влиянием легкоатлетических упражнений у  подростков и юношей увеличиваются  резервные возможности дыхания; отчетливо возрастает ЖЕЛ и МВЛ, большее количество кислорода используется из литра вентилируемого воздуха, возрастает кислородтранспортная функция кровообращения, растет кислородная емкость крови, совершенствуются механизмы тканевого дыхания [19].

 

2.3 Развитие физических  качеств у учащихся старшего   школьного возраста средствами  легкой атлетики.

 

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения широко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические  упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражнения могут  использоваться как для развития физических качеств спортсменов  высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей  с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, в период реабилитации после  перенесенных травм и просто для  поддержания нормальной жизнедеятельности  человеческого организма. Большая  роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке детям старшего школьного возраста [5].

Общефизическая подготовка направлена на общее развитие и укрепление организма, специальная - на развитие всех органов и систем применительно  к требованиям избранного вида легкой атлетики. Для общей физической подготовки используют в большей мере упражнения, оказывающие общее воздействие, а для специальной -- строго направленные. С каждым годом обучения доля общефизической подготовки уменьшается, а специальной - увеличивается.

Одной из главных задач  как общей, так и специальной  физической подготовки является развитие силы, быстроты, выносливости,  гибкости и ловкости.

Под общей физической подготовленностью понимают физическое состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуются высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. ОФП способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости).

Типичными средствами ОФП  являются основная гимнастика, подвижные  и спортивные игры, кроссы,  упражнения с набивными мячами и другими  предметами.

Выносливость — способность человека к длительному выполнению какого-либо вида деятельности без снижения его эффективности, иначе говоря, способность противостоять утомлению. В повседневной жизни хорошая выносливость помогает повысить работоспособность, избавиться от отдышки, легче преодолевать каждодневные нагрузки, повысить уровень обмена веществ. Основную нагрузку при развитии выносливости берет на себя сердце, а также система дыхания и работающие мышцы. Глубокое дыхание, являющееся неотъемлемой частью программы, обеспечивает мышцы кислородом, что повышает выносливость и снимает мышечную напряженность.

Выносливость бывает общей  и специальной. Общая выносливость характеризует способность к  длительной динамичной работе при нагрузке  на большие группы мышц (ходьба, бег, езда на велосипеде, передвижения на лыжах  и др.). Специальная выносливость развивается при занятиях преимущественно  одним видом мышечной деятельности, для достижения определенной задачи, например, научиться выполнять подтягивание на перекладине сериями по 10-15 раз  за 3-4 подхода.(силовая выносливость). Силовая выносливость позволяет  противостоять утомлению при  значительном мышечном напряжении. Например , выполнение приседаний на одной ноге, на двух ногах с дополнительным грузом на плечах, подтягивание в висе на перекладине с использованием отягощения (утяжеленный пояс). При наступлении утомления в работу вовлекаются дополнительные ресурсы организма, поэтому более высокий прирост силовых качеств  происходит именно в это время.

Развитие всех видов выносливости имеет большое оздоровительное  значение. Снижение показателей этого  качества свидетельствует о негативных изменений в организме: дискоординации в работе органов дыхания и  кровообращения, снижении уровня деятельности систем энергетического метаболизма, ухудшении работоспособности, быстром  наступлении утомления, появлении  излишнего напряжения и т.д. Поэтому  состояние здоровья человека находится  в прямой зависимости от объема двигательной активности, содержание которой должны в значительной мере составлять различные  циклические движения (например переменный бег, командный эстафетный бег, бег  на время на длинные дистанции  и др.), которые отражены в заданиях на развитие выносливости по годам  обучения

Информация о работе Особенности развития физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики