Особенности развития физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Благодаря легкоатлетическим упражнениям ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..................................................3
ГЛАВА 1. Средства физического воспитания детей старшего школьного возраста ................................................................................................5
1.1. Понятие о средствах физического воспитания .................................5
1.2. Классификация физических упражнений …………………..............8
1.3. Факторы определяющие воздействие физических упражнений…12
ГЛАВА 2. Развитие физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………..15
2.1. Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей
15-17 лет…………………………………………………………..….15
2.2. Контроль уровня физической подготовленности.………………...19
2.3. Влияние легкоатлетических упражнений на организм подростков и юношей……………………………………………………………….27
2.4. Развитие физических качеств у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.65 Кб (Скачать документ)

В качестве вспомогательного средства физического  совершенствования также используются охота, рыбная ловля, проводимые в благоприятных условиях естественных сил природы. Особенно это важно для лиц зрелого и старшего возраста.

Что же касается гигиенических факторов, к  ним относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как это повышает эффект воздействия упражнений.

Большое значение в создании необходимых  гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.

Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятельности [16].

 

1.2 Классификация  физических упражнений.

Классификация физических упражнений — это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целенаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

В настоящее  время известно более 300 классификаций  физических упражнений. В связи с  тем что теория и практика физкультурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными. Проблема совершенствования классификации заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие существующих физических упражнений, исходя из объективных возможностей, представляемых ими для формирования физической культуры личности в целом и отдельных ее компонентов Важное значение имеет также и то, чтобы в классификации предусматривалась возможность появления и прогнозирования новых форм физических упражнений.

Надо  иметь в виду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими  характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях [9]. 

С точки  зрения принципа оздоровительной направленности в школьную физкультуру включены средства, обладающие наибольшей гигиенической  полезностью, т.е. способствующие укреплению здоровья и обеспечению нормального  функционирования всех систем организма. Такими средствами  считаются разнообразные  циклические упражнения, а также  оздоровительные силы природы и  гигиенические факторы.

С учетом этих принципов  наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания учащихся служат упражнения, включенные в школьные программы по физической культуре. Рассмотрим их последовательно.

1. Гимнастика традиционно считается важнейшим средством физического воспитания учащихся. Она в наибольшей степени обеспечивает их общую физическую подготовленность, а также формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво.

Громадное разнообразие упражнений, отнесенных к гимнастике, позволяет  успешно решать образовательные, оздоровительные  и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки. Преподаватель  школьной физической культуры, не овладевающий в совершенстве основами гимнастического  метода, существенно обедняет свое педагогическое мастерство и тем  самым своих учащихся.

2. Игры – одна из наиболее универсальных форм сознательной деятельности детей. Напомним, что их педагогическая ценность заключается в комплексном воздействии на все физические и многие духовные функции человека одновременно. По своему характеру игровая деятельность справедливо признается наиболее интересной и привлекательной для подрастающего поколения по сравнению с другими средствами, т.к. в ней всегда присутствуют элементы новизны, состязательности, творчества и удовольствия.

Практически единственный недостаток игры как средства и метода физического  воспитания состоит в том, что  физическая нагрузка в игре не всегда поддается точной индивидуальной дозировке, как это имеет место, предположим  в гимнастике или легкой атлетике. Поэтому игры должны подбираться  с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся, а также поставленных педагогических задач.

3. Легкая атлетика – незаменимое прикладное средство физической подготовки молодого поколения, т.к. ее основное содержание представлено комплексами упражнений из ходьбы, бега, прыжков и метаний различных снарядов. В жизни человека многие из этих двигательных действий встречаются достаточно часто. Поэтому на школьных физкультурных занятиях необходимо всех без исключения учащихся обучать основам техники данных движений. Причем технике прикладной, наиболее экономичной, не ставя при этом во главу угла спортивный результат, а ориентируясь на обычные жизненные ситуации. К примеру, в школе не обязательно учить всех ребят технике прыжка в высоту «фосбери-флоп», зато способ «перешагивание» для них будет более практически целесообразен.

Следует также отметить, что легкая атлетика является великолепным, всесторонне развивающим средством, позволяющим совершенствовать все  физические качества, многие функции  организма, в том числе сердечно-сосудистую и дыхательную системы. К тому же легкоатлетические нагрузки поддаются  точной дозировке. По своей направленности школьная легкая атлетика наиболее близко смыкается со спортом, т.к. ее упражнения обычно  выполняются на результат.

4. Ходьба на  лыжах считается наиболее эффективным прикладным развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. В этом плане с ней может сравниться лишь плавание. При передвижении на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма – активно функционирует сердце, кровообращение, дыхание; отсутствуют, как при беге, сотрясения; движение рук и ног плавные, что исключает травмы, плюс свежий воздух и эстетическое удовольствие от окружающей природы, снега.

Физическая нагрузка легко  дозируется как по объему, так и  интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в школьные программы с первого по последние  классы.

5. Плавание принадлежит к группе важнейших жизненно необходимых средств физической подготовки детей школьного возраста. Плавание – это прежде всего двигательное умение, необходимое для преодоления водных пространств и развлечений в воде (купание, закаливание). В то же время оно обладает большими развивающими возможностями и закаливающими свойствами. Нагрузка пловца может также сравнительно легко регламентироваться.

 Однако в массовой  практике формирование навыка  плавания является, пожалуй, одной  из самых трудных задач. По  некоторым данным в крупных  городах страны 50-60% детей дошкольного  возраста плавать не умеют.  Причин этому предостаточно. Одна из них – отсутствие школьных бассейнов в большинстве школ, другая  - в слабой методической подготовленности по плаванию учителей физической культуры. Дело в том, что плавание является сложным по координации и в то же время необычным движением, овладеть которым легче удается преимущественно в детстве. И если этот период упущен, то взрослый человек обучается плаванию с большим трудом и техническими ошибками.

6. Естественные  силы природы и гигиенические  факторы – обязательные средства школьной физической культуры. Их возможности в деле физического воспитания довольно значительны. Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма.

Оптимальное чередование  различных видов деятельности (учения, физического труда, физкультурных  занятий, отдыха, режимов сна, питания), привитие навыков соблюдения личной и общественной гигиены также  могут содействовать решению  всего комплекса задач физического воспитания школьников [13].

 

1.3 Факторы,  определяющие воздействие физических  упражнений.

Физические  упражнения влияют не только на мышцы  человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.

Но  физические упражнения, если они применяются  без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.

Наиболее  общим фактором, обусловливающим  рациональное воздействие физических упражнений, является педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль играют следующие факторы.

Индивидуальные  особенности занимающихся (возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и т.п.) в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект. Так, физическая подготовка (общая и специальная) у спортсменов различной квалификации не одинакова, поэтому нагрузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсменов более низких разрядов.

Особенности самих физических упражнений, т.е. их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно.

Особенности внешних условий (метеорологических, местности, качества оборудования, гигиенического состояния мест занятий и др.). Педагог обязан знать основные научные положения о работоспособности человека (вра-батываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, дает педагогу возможность методически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.

 

Таким образом можно сделать  вывод, что основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим  все проявления жизни организма  человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими  упражнениями, большинство из которых  придуманы или усовершенствованы  самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к  тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них  к установлению как личных, так  и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в  зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать  и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии  длительные годы [18].

Информация о работе Особенности развития физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики