Физическая культура людей старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание

Актуальность работы.
Проблема долголетия и сохранения трудоспособности людей имеет большое социально-биологическое значение. Для гармонического развития человека необходимо, чтобы он систематически участвовал в общественно полезном труде и постоянно использовал средства физической культуры для сохранения здоровья. Физическая культура является необходимым условием продолжения активного трудового и творческого долголетия и, безусловно, оказывает благотворное влияние на здоровье людей старшего и пожилого возраста.
Цель: изучить влияние физической культуры и спорта на жизнь людей старших поколений.

Содержание

Общая характеристика работы.
3

Введение
4
Глава 1.
Значение физической культуры в жизни старших поколений.
6
1.1.
Возрастные изменения в организме человека при старении.
6
1.2.
Влияние систематической физической нагрузки на процессы старения.
10
1.3.
Физическая культура как необходимое условие продолжения активного трудового и творческого долголетия.
14
Глава 2.
Планирование, особенности использования физических упражнений, организационно-методический основы занятий физической культурой с лицами старшего возраста.
15
2.1.
Значение планирования занятий физической культурой.
15
2.2.
Особенности использования физических упражнений в занятиях с лицами старшего возраста.
17
2.3.
Организационно-методические основы занятий физической культурой.
21
Глава 3.
Особенности самоконтроля лиц старшего возраста.
25

Заключение.
27

Список использованной литературы.
28

Работа состоит из  1 файл

ФК в жизни старших поколений копия.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)


Белорусский государственный университет

физической культуры

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Физическая культура людей старшего возраста

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Ляхова Екатерина Сергеевна

Студентка 2 курса 024 группы

Факультета ОФКиТ

 

Научный руководитель:

Максименко Наталья Петровна

 

 

 

 

 

Минск 2012г

 

 

Содержание

 

 

Общая характеристика работы.

              3

 

Введение

              4

Глава 1.

Значение физической культуры в жизни старших поколений.

              6

1.1.

Возрастные изменения в организме человека при старении.

              6

1.2.

Влияние систематической физической нагрузки на процессы старения.

            10

1.3.

Физическая  культура как необходимое условие продолжения активного трудового и творческого долголетия.

            14

Глава 2.

Планирование, особенности использования физических упражнений, организационно-методический основы занятий физической культурой с лицами старшего возраста.

            15

2.1.

Значение планирования занятий физической культурой.

           15

2.2.

Особенности использования физических упражнений в занятиях с лицами старшего  возраста.

           17

2.3.

Организационно-методические основы занятий физической культурой.

           21

Глава 3.

Особенности самоконтроля лиц старшего возраста.

           25

 

Заключение.

           27

 

Список использованной литературы.

           28

 

Общая характеристика работы.

 

Актуальность работы.

Проблема долголетия и сохранения трудоспособности людей имеет большое социально-биологическое значение. Для  гармонического развития человека необходимо, чтобы он систематически участвовал в общественно полезном труде и постоянно использовал средства физической культуры для сохранения здоровья. Физическая культура является необходимым условием продолжения активного трудового и творческого долголетия и, безусловно, оказывает благотворное влияние на здоровье людей старшего и пожилого возраста.

Цель: изучить влияние физической культуры и спорта на жизнь людей старших поколений.

Гипотеза: физическая культура как эффективное средство борьбы с преждевременной старостью, за сохранение здоровья и продления творческого долголетия.

Задачи:

1. Изучить значение физической культуры в жизни старших поколений.

2. Изучить особенности использования физической культуры с лицами старшего и пожилого возраста.

3. Рассмотреть значение самоконтроля при занятиях физкультурой.

Избранный метод исследования: анализ научно-методической литературы.

Структура работы:

Работа состоит из общей характеристики, содержания, основной части, которая включает в себя страниц, заключения и списка использованной литературы (17 источников).

Работа состоит из трех глав.


Введение.

 

Некоторые инволюционные изменения в организме могут наступать еще до завершения его возрастного созревания. При неблагоприятных условиях (болезни, неоптимальные производственные и бытовые условия, неполноценное физическое воспитание и т.д.) процесс возрастного увядания органов и систем ускоряется. Существенные изменения инволюционного характера обычно проявляются к 60 годам или позже.  Однако степень этих изменений не находится в прямой связи с паспортным возрастом. Немало людей пожилого и даже старшего возраста обладает такой же работоспособностью, как и люди, которые значительно моложе их. (7)

Физические упражнения можно рассматривать как  важное средство сохранения высокой и продуктивной не только физической, но и психической активности человек на долгие годы. При этом вся система физической культуры с ее огромными возможностями в смысле  активизации переключений в функции мозга представляется как необходимая часть общественной жизни человека. (5)

Содержание физического воспитания людей старшего поколения определяется многими факторами. Преподаватель должен учитывать основную и общественно полезную деятельность занимающихся, дополнительные виды деятельности. Также необходимо учитывать степень нагрузки на организм, влияние ее на отдельные части тела и системы организма и с помощью соответствующих упражнений и правильной методики проведения занятий повышать работоспособность, улучшать состояние здоровья, совершенствовать двигательную подготовку занимающихся. (13,15)

В занятиях физической культурой с людьми старшего поколения большое значение имеет теоретическая подготовка преподавателя,  знание особенностей основ теории и методики физического воспитания этой категории населения, физиологических и анатомических изменений, происходящих в организме пожилого человека или человека старшего возраста, под влиянием физических упражнений. (1)

Таким образом, преподаватель обязан учитывать эти и другие особенности занимающихся и в зависимости от них изменять процесс физического воспитания.


Глава 1. Значение физической культуры в жизни старших поколений.

 

1.1 Возрастные изменения в организме человека при старении.

К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий возраст (75-90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.

В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.

Старение организма характеризуется следующими функциональными изменениями. Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасываемой сердцем в сосудистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность кровеносных сосудов, облачка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление.

Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиляции. Максимальное потребление кислорода после 25030 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет.  (П.О. Астранд, 1969)

Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате выражаются в:

- ухудшении эластичности свойств мышц и связок, что при неправильном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок;

-   ухудшении величины проявляемой силы;

- замедленном переходе мышц из состояния расслабления в напряженное состояние и наоборот;

-  уменьшении объема мышц (мышцы становятся дряблыми).

Инволюционные изменения происходят в нервной системе, что выражается в затрудненном образовании новых двигательных координаций, ухудшении точности движений и уменьшении их вариативности.

Совокупность отмеченных возрастных изменений морфофункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности  и отдельных физических качеств. Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда.

Инволюционные изменения, их темп и интенсивность  во многом определяется как характером физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте.

Главенствующей социальной функцией становится оздоровительная.

Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте заключается в том, чтобы:

1) содействовать творческому долголетию, сохранению им восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности;

2) не допустить  регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;

3) пополнить и углубить знания,  нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания, последовательно воплощать эти знания в практические умения.

Частные оздоровительные задачи (например, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение осанки, улучшение деятельности ЦНС, повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, закаливание организма и др.) определяются в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности, функционального состояния и приспособительных возможностей организма, уровня физической  подготовленности, индивидуальных склонностей и условий быта.

Изменения физических качеств с возрастом достаточно индивидуальны. Можно встретить людей среднего и пожилого возраста, у которых состояние нервно-мышечной системы носит явные признаки увядания, тогда как у других людей того же возраста функциональные показатели высокие. Например, у некоторых лиц сила мышц снижается после 20-25 лет, когда поступательное биологическое развитие организма заканчивается; у других – после 40-45 лет. В первую очередь с возрастом ухудшаются быстрота, гибкость и ловкость; лучше сохраняются – сила и выносливость, особенно аэробная. Существенные коррективы в возрастную динамику двигательных качеств вносят занятия физической культурой и спортом, которые отодвигают наступление инволюционных процессов.

Быстрота с возрастом ухудшается по всем составляющим ее параметрам (латентному периоду сенсомоторных реакций, скорости одиночного движения и темпа движений). Наибольшее падение скорости движения отмечается в возрасте от 50 до 60 лет, а в период 60-70 лет наступает некоторая стабилизация. Темп движения наиболее заметно снижается в возрасте от 30 до 60 лет, в период 60-70 лет он мало изменяется, а в старшем возрасте – существенно замедляется.

У лиц, не занимающихся выполнением физических упражнений, наибольшее снижение силы отмечается в возрасте от 40 до 50 лет. Снижение мышечной силы свяжано с ослаблением функций симпатоадреналовой системы и половых желез (уменьшается образование). Эти возрастные изменения приводят к ухудшению  нейрогуморальной регуляции мышц и снижение в них уровня метаболизма.

Скоростно-силовые качества также с возрастом снижаются, но вклад того или иного качества  (силы, быстроты) в общую двигательную реакцию зависит от характера упражнений.

Выносливость по сравнению с другими физическими качествами с  возрастом сохраняется более длительное время. Считается, что ее снижение начинается после 55 лет, а при работе умеренной мощности (с аэробным энергообеспечением) нередко она остается достаточно высокой в 70-75 лет.

Гибкость характеризуется способностью выполнять движения с максимальной амплитудой. Без специальной тренировки это качество начинаем снижаться уже с 15-20 лет, что нарушает подвижность и координацию в различных формах сложных движений. У лиц пожилого возраста, как правило, гибкость тела (особенно позвоночника) существенно снижается. (10)

Существенной особенностью стареющего организма являемся замедленное приспособление функциональных систем к изменяющимся условиям. Но старение – это не просто увядание отдельных функций организма, а качественно новое его состояние, когда формируются новые приспособительные механизмы, охраняющие от глубоких патологических изменений жизненно важные органы и системы. Познание этих механизмов позволяет определить наиболее целесообразные пути воздействия на различные функции организма, оказать влияние на процессы инволюции, т. е. управлять процессом старения. (7)


1.2. Влияние систематической нагрузки на процессы старения.

Нет такого возраста, в котором нельзя было бы пользоваться физическими упражнениями. С юношеских лет до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, способные оказывать разнообразное воздействие на любые органы и системы человеческого организма. (11)

Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм и не оставляют в покое ни одной клетки, которая находилась бы вне влияния движений. Это одинаково относится к любой клетке, к любой ткани, в том числе и костной. Костная ткань также подвергается положительному влиянию физических упражнений, как и мышечная. (10)

Мышечная деятельность весьма благоприятно сказывается на костно-связочном аппарате. Анатомы уже давно отметили, что те выступы и бугры на костях, к которым прикрепляются сухожилия мышц, особенно развиты у людей труда, спортсменов, давно занимающихся физическими упражнениями. (2)

Информация о работе Физическая культура людей старшего возраста