Методы ментального тренинга в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:21, реферат

Описание

Предмет исследования – методы ментального тренинга.
Задачи:
выяснить понятие ментального тренинга;
описать историю развития ментального тренинга в спорте;
выделить модели ментального тренинга;
охарактеризовать методы ментального тренинга;
охарактеризовать влияние ментального тренинга на функциональные возможности спортсменов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ПОНЯТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
5

1.1 История развития ментального тренинга в спорте
6
2
МОДЕЛИ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
7

2.1 Альтернативное состояние сознания
8
3
МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
10
4
ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию и науке Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Факультет «Сервис и  туризм»

Кафедра «Туризм  и  социально-культурный сервис»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО  ТРЕНИНГА В СПОРТЕ

ЮУрГУ–100103.2011.048.

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы

___________ Л. . Романова

___________ 2011 г.

 

Автор работы,

студентка группы С–352

___________ Н.В. Никитина

___________ 2011 г.

 

Работа защищена с  оценкой

___________

___________ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

АННОНТАЦИЯ

 

Никитина Н.В. Методы ментального  тренинга – Челябинск: ЮУрГУ, С-352, 2011. – 23 с., 4 ил., 1 таб., библ. список – 10 нам., 1 прил.

 

В реферате прослежена история развития ментального тренинга в спорте, обозначены модели ментального тренинга, охарактеризованы методы и влияние ментального тренинга на функциональные возможности спортсменов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

4

1

ПОНЯТИЕ МЕНТАЛЬНОГО  ТРЕНИНГА

5

 

1.1 История развития ментального тренинга в спорте

6

2

МОДЕЛИ МЕНТАЛЬНОГО  ТРЕНИНГА

7

 

2.1 Альтернативное состояние  сознания

8

3

МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО  ТРЕНИНГА

10

4

ВЛИЯНИЕ  МЕНТАЛЬНОГО  ТРЕНИНГА НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ  СПОРТСМЕНОВ

 

16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

22

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А –  ПРО СЕБЯ

23


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди составляющих общей  готовности спортсменов важное место занимает функциональная готовность. Однако даже достаточно хорошо подготовленные спортсмены не всегда успешно выступают на ответственных соревнованиях. И причина неудач часто объясняется низкой соревновательной надежностью спортсменов. Один из основных факторов управления психическим состоянием спортсменов в ответственных соревнованиях и повышения уровня их соревновательной надежности, как известно, – психологическая подготовка.

Среди многообразных  задач психологической подготовки важным является научить спортсмена управлять своим состоянием и  поведением, максимально мобилизовывать резервы психики, адаптировать его  к экстремальным соревновательным ситуациям.

Актуальность работы заключается в том, что в последние десятилетия среди средств психологической подготовки особое место занимает ментальный тренинг (МТ), который охватывает более узкую сферу, связанную со специфическими процедурами воздействия спортсмена на самого себя.

Цель работы – характеристика влияния ментального тренинга на соревновательную деятельность спортсменов.

Объект исследования – ментальный тренинг спортсменов.

Предмет исследования –  методы ментального тренинга.

Задачи:

    1. выяснить понятие ментального тренинга;
    2. описать историю развития ментального тренинга в спорте;
    3. выделить модели ментального тренинга;
    4. охарактеризовать методы ментального тренинга;
    5. охарактеризовать влияние ментального тренинга на функциональные возможности спортсменов.

 

1 ПОНЯТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

 

В современной теории и практике спорта ментальный тренинг (от англ. mеntai – умственный, психический) рассматривается как система методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, используемая в процессе систематического воспитания и самовоспитания спортсмена. Поэтому содержание понятий «психологическая подготовка» (ПП) и «ментальный тренинг» (МТ) в отечественной спортивной психологии тождественно.

Специфическими особенностями  ментального тренинга, являются:

– ориентация процесса систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосоматического здоровья спортсмена;

– обучение спортсмена трансформации психического состояния с целью использования в условиях соревновательной деятельности так называемого альтернативного состояния сознания;

– обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала.

Ментальные методы психотренинга (ММП) подкреплены использованием тренерами  и спортсменами аудиовизуальной  аппаратуры, компьютерных методов ввода  информации в сознание, подсознание  и непосредственно в мозг спортсменов. Однако, как бы ни были высоки успехи компьютерной техники и создания видео- и аудиосеансов МТ, самым главным и основным инструментом психотренинга остается психика и мозг спортсменов и их тренеров. Психика и мозг действующего спортсмена для ученого, изучающего личность спортсмена, – тождественные понятия.

Мозг человека является универсальным психобиокомпъютером, способным мгновенно обрабатывать огромные объемы информации. Отметим также и то, что по современным научным данным мозг человека загружен лишь на 7-9% своей природной энергоинформационной мощности, а в спортивной деятельности еще меньше. Следовательно, методы ментального психотренинга полезны для мобилизации скрытых в мозгу, в психике, в организме человека еще не реализованных функциональных возможностей развития человека как вида Homo Sapiens, на что и направлен спорт.

 

1.1 История развития  ментального тренинга в спорте

 

Ментальный тренинг  как технология психотренинга в  элитном спорте был сформирован  в середине 80-х гг. В настоящее  время более 75% спортсменов высшего класса в США, Канаде, Швеции и других европейских странах используют системы ментальной тренировки.

Разработка теоретических  основ и методов ментальной тренировки с 1991 г. ведется под руководством Международного научно-практического общества ментального тренинга, при этом с 1996 г. на базе международных центров в Канаде, Швеции и Малайзии начата целенаправленная подготовка тренеров по ментальной тренировке, включая и использование современных телекоммуникационных технологий: дистанционное обучение, Интернет.

В 1996-1999гг. система ментальной тренировки при поддержке Санкт-Петербургского Комитета по физической культуре и спорту была внедрена в подготовку олимпийского резерва и высококвалифицированных спортсменов на базе подразделений Северо-Западной Олимпийской академии России и в Санкт-Петербургском Центре олимпийской подготовки. Курсы по подготовке специалистов по ментальному тренингу были созданы на базе Балтийской педагогической академии и кафедры психологии академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

В России наибольшее применение получила программа шведского профессора Л.-Э. Унесталя благодаря разработанной  в Санкт-Петербургском НИИ физической культуры русской версии шведской модели ментальной тренировки.

В ряде стран мира накоплен достаточный материал, подтверждающий эффективность ментальной тренировки в различных сферах психической деятельности спортсменов.

2 МОДЕЛИ МЕНТАЛЬНОГО  ТРЕНИНГА

 

В настоящее время  в практике психической подготовки высококвалифицированных спортсменов используются два варианта ментального тренинга: базовая модель, включающая 23 аудиопрограммы, и блиц-модель, состоящая из шести аудиопрограмм и рассчитанная на самостоятельное использование спортсменами для закрепления эффекта базового курса.

Программа базового курса ментального тренинга включает четыре этапа:

  • этап 1 – базисный курс психотренинга (шесть программ); главная задача этой части – научиться мышечному и психическому расслаблению (релаксации) и создать необходимую основу для освоения программ саморегуляции психического состояния;
  • этап 2 – используется обычно после овладения базисным курсом и предназначен для развития и совершенствования ряда важных для спорта и жизни качеств – уверенности, спокойствия, сосредоточенности, умения преодолевать трудности и др.;
  • этап 3 – спортивный психотренинг – шесть программ, рассчитанных на шесть недель тренировочного процесса и нацеленных на совершенствование идеомоторных навыков и формирование установки на успех в соревнованиях;
  • этап 4 – курс непосредственной психологической подготовки к конкретному соревнованию, включающий четыре тренировочные программы. Ключевое значение в этом блоке имеет программа «Псих-оп», позволяющая развить способности к срочной мобилизации психоэнергетического потенциала спортсмена.

Таким образом, общая длительность базового курса ментальной подготовки составляет не менее четырех месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной подготовкой к ответственным соревнованиям и программами блиц-модели по желанию спортсменов.

В свою очередь, блиц-модель включает следующие программы: мышечная релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя и борьба со страхом. Естественно, блиц-модель ментального тренинга может быть использована и для краткосрочной самостоятельной тренировки.

Программы могут прослушиваться как групповым способом в специально оборудованных помещениях в положении  лежа или сидя, так и на местах проведения основных тренировочных  занятий. При наличии портативного магнитофона (плейера) и личных аудиокассет спортсмен может прослушивать программы самостоятельно в удобное время. Более подробно содержание аудиопрограмм и детали проведения ментального тренинга представлены в специальных методических пособиях.

 

2.1 Альтернативное состояние сознания

 

Как подчеркивалось выше, основу используемой в России системы ментального тренинга составляет обучение спортсмена психической саморегуляции и активному вхождению в так называемое альтернативное состояние сознания (АСС).

В конце 60-х гг. известный психолог G. Murphy в статье «Психология 2000г.» выделил тип АСС, который обозначил как «креативное АСС» (КАСС), связанное с творческой активностью личности и достижением пика совершенства в различных видах деятельности: спорте, искусстве, бизнесе.

Прогресс в познании этого специфического типа АСС действительно  произошел в 80-90х гг., что крайне существенно, произошел именно в  спортивной науке, где критерий пика совершенства и реализации личности четко определен. В настоящее время выделены следующие основные психологические и психофизиологические характеристики КАСС высококвалифицированных спортсменов:

– полная концентрация внимания на целевой установке (результате) в сочетании с диссоциацией с окружающей средой;

– изменение восприятия времени и пространства;

– снижение болевой чувствительности и снятие психологического барьера;

– формирование яркого моторно-психического образа реализации спортивного навыка;

– гармонизация биоэлектрической активности головного мозга и звеньев биоэнергетической системы организма.

Именно поэтому обучение спортсменов самоиндукции КАСС и  составляет ключевое звено технологии психоподготовки в ходе ментальной тренировки, а тестирование способности  спортсмена к самоиндукции КАСС, в  свою очередь, имеет принципиальное значение в диагностике качества психической (ментальной) подготовки спортсмена.

Несмотря на то, что поиск диагностических коррелят (величин) КАСС в последние десятилетия активно осуществлялся на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований, до последнего времени в практике спорта использовали исключительно субъективные методы контроля способности спортсменов к самоиндукции КАСС.

Можно выделить две основные причины сложившейся ситуации. Первая – противоречивые результаты, которые были получены в мире по электрографическим коррелятам АСС при использовании стандартных и клинически ориентированных электрофизиологических методов. Вторая –ограниченные возможности изучения биоэлектрографических коррелят саморегуляции моторно-психического потенциала человека. В практике спорта с этой целью в 90-х гг. фактически использовались только два косвенных метода: метод биометрии, предложенный профессором В.А. Булкиным, и метод регистрации квазипостоянного (показатель функционального состояния) потенциала организма человека.

Только становление  и развитие в конце 90-х гг. новой технологии биоэлектрографии открыло реальные пути для объективизации АСС и диагностики процессов саморегуляции психоэнергетического потенциала.

3 МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО  ТРЕНИНГА

 

1. Аутогенная тренировка (АТ).

В основе существующих методов  АТ лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), который был изучен в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века и впервые применен во врачебной практике немецким терапевтом И. Шульцем в 1930-х гг., а в практике отечественного спорта – Л. Н. Радченко при подготовке борцов к соревнованиям в 1962 г.

Информация о работе Методы ментального тренинга в спорте