Методы ментального тренинга в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:21, реферат

Описание

Предмет исследования – методы ментального тренинга.
Задачи:
выяснить понятие ментального тренинга;
описать историю развития ментального тренинга в спорте;
выделить модели ментального тренинга;
охарактеризовать методы ментального тренинга;
охарактеризовать влияние ментального тренинга на функциональные возможности спортсменов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ПОНЯТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
5

1.1 История развития ментального тренинга в спорте
6
2
МОДЕЛИ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
7

2.1 Альтернативное состояние сознания
8
3
МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
10
4
ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

Примечание. Здесь и далее: I – результаты первого обследования, II – результаты второго обследования, р – достоверность различий.

Как свидетельствуют данные таблицы в экспериментальной группе наметилась положительная тенденция к улучшению вегетативного обеспечения организма спортсменов, при этом интегральный показатель вегетатики улучшился статически значимо. В контрольной группе положительных изменений вегетативных показателей не наблюдалось.

Рисунок 1. Изменение показателей функционального состояния организма спортсменов под влиянием МТ: ЭН – энергетика, ПМ – психомоторика, ПФ – психофизиология, ФС – функциональное состояние организма, А – неудовлетворительная зона Ф/С, Б – удовлетворительная зона Ф/С, В – зона хорошего Ф/С.

Рисунок 2. Корреляционная взаимосвязь между посещаемостью занятий МТ и изменением изучаемых показателей: ЭН – энергетика, ПМ – психомоторика, ПФ – психофизиология, ФС – функциональное состояние организма, СНПС – субъективный нервно-психический статус, ЭУ – эмоциональная устойчивость, ФР – фрустрационная толерантность (способность переносить стрессовую ситуацию), СН – соревновательная надежность.

Рисунок 3. Изменение показателей функционального состояния организма спортсменов под влиянием МТ в зависимости от посещаемости занятий: I - посещаемость 60 % (45-88), II - посещаемость 34% (3-42).

Обозначения те же, что и на рисунке 2.

Рисунок 4. Изменение показателей функционального состояния организма у спортсменов К и Б.

Обозначения те же, что и на рисунке 2.

У спортсменов под  влиянием ментального тренинга произошло  достоверное улучшение функционального  состояния организма (см. рис. 1). При этом повышение показателей психомоторики, психических процессов и функционального состояния в целом было статистически значимо (р < 0,01). В связи с тем, что посещаемость занятий по ментальному тренингу у спортсменов была различной, рассчитывалась корреляционная взаимосвязь числа посещенных занятий и прироста показателей изучаемых процессов и состояний спортсменов (см. рис. 2). Корреляционный анализ отмечает достаточно тесную взаимосвязь показателей функционального состояния организма спортсменов и числа прослушанных аудиопрограмм ментального тренинга.

На рис. 3, где показаны изменения параметров функционального состояния организма спортсменов под влиянием ментальной тренировки в зависимости от количества посещенных занятий, видно, что в группе спортсменов со средней посещаемостью занятий (60%) все параметры функционального состояния организма спортсменов улучшились. При этом психомоторика, психические процессы и функциональное состояние организма в целом не только достоверно улучшились (р < 0,01), но и вышли в зону достаточно хорошего состояния. У спортсменов с низкой посещаемостью занятий достоверное улучшение наблюдалось только по показателям психических процессов.

Улучшение показателей  функционального состояния зависело не только от числа прослушанных аудиопрограмм, но и от мотивации спортсменов, настроенности  их на ментальный тренинг. В этом плане  показателен рис. 5, на котором представлены изменения функционального состояния К. и Б. (оба спортсмена – молодые самбисты высокого класса). Спортсмен Б., несмотря на невысокие показатели состояния психических процессов, превосходил спортсмена К. по параметрам энергетики (вегетативного обеспечения функций), психомоторики и по функциональному состоянию организма в целом. Видимо, в силу этого Б. халатно относился к занятиям ментальным тренингом, посетил всего лишь 42% занятий. Спортсмен К., наоборот, с интересом посещал занятия, очень старательно выполнял соответствующие указания психолога, без уважительной причины не пропустил ни одного занятия (посещаемость занятий 88%). И положительный результат не замедлил сказаться: это выразилось не только в улучшении функциональных возможностей, но и в повышении соревновательной надежности спортсмена. Предстоял чемпионат страны, и оба спортсмена, по прогнозам тренеров, должны были занять первые места в своих весовых категориях. Спортсмен Б. не справился с поставленной задачей и занял лишь шестое место. Что касается спортсмена К., то он не только выиграл чемпионат, но и был включен в сборную команду страны и на молодежном первенстве мира стал вторым призером. В течение полугода и другие спортсмены из группы, проходившей ментальный тренинг, добились высоких результатов, а спортсмен К. стал чемпионом Европы среди молодежи.

Результаты проведенных  исследований показывают, что занятия  ментальным тренингом способствуют повышению функциональных возможностей организма спортсменов, достижению ими высоких спортивных результатов. Однако высокие достижения требуют достаточно высокой интенсивности занятий (4-5 раз в неделю), хорошей посещаемости (80-90% от числа проведенных занятий), повторяемости одной программы не менее 3-4 раз, мотивации спортсменов на получение положительного эффекта. При нарушении указанных правил можно лишь надеяться на тенденцию к улучшению спортивно значимых психических качеств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования можно заключить следующее  выводы:

1. Ментальный тренинг повышает функциональные возможности организма спортсменов, что выражается в улучшении показателей вегетативных функций, психомоторики и психических процессов.

2. Стресс – лимитирующий эффект ментального тренинга способствует повышению психической надежности спортсменов: возрастают их эмоциональная устойчивость, фрустрационная толерантность, уровень притязательности, снижается уровень личностной и реактивной тревожности.

3. Ментальный тренинг  способствует росту спортивных результатов.

Психическая готовность спортсмена – это решающий фактор победы в олимпийском спорте. В последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое внимание уделяют разработке специальных технологий психической подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе соответствующих методов психодиагностики. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о создании новых технологий психотренинга и психодиагностики, а не просто о совершенствовании существующих методов психологической поддержки тренировочного процесса.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Волков, И.П. Практикум по спортивной психологии/ под ред. И.П.Волкова. – СПб.: 2002. – 228 с.

2 Баландин, В.И. Функциональная готовность спортсменов и методы ее диагностики: Метод. реком./ В.И. Баландин. – СПб.: 2002. – 26 с.

3 Баландин, В.И. Соревновательная надежность спортсменов – мобилизационный показатель утилизации резервного потенциала/ В.И. Баландин.// Адаптация, функциональные резервы и работоспособность спортсменов: Сб. научн. тр. – СПб.: 2004. – с. 10.

4 Баландин, В.И. Фрустрационная толерантность спортсменов и возможность ее коррекции ментальной тренировкой / В.И. Баландин.// Материалы 2-го международного конгресса по спортивной психологии. – М.: 2005. – с. 69.

5 Баландин, В.И. Соревновательная надежность спортсменов и ее повышение методом ментальной тренировки/ В.И. Баландин, П.В. Бундзен// Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. межд. симп. – М.: 2004. – с. 6.

6 Бундзен, П.В. Система психотренинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг»/ П.В. Бундзен, М.А. Бендюков, А.И. Кирюшин// Вестник спортивной медицины России. – М.: 2004. – с. 35.

7 Гублер, Е.В.Применение критериев непараметрической статистики в медико-биологических исследованиях/ Е.В. Гублер, А.А. Генкин. – СПб.: 2006. – 58 с.

8 Дука, А.Я. Проблемы психорегуляции в зарубежной литературе/ А.Я. Дука, Н.А. Катулин// Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. межд. симп. – М.: 2004, с. 25–26.

9 Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте./ В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. – М.: ФиС, 1983.

10 Унесталь, Л.-Э. Основы ментального тренинга в спорте./ Д.-Э. Унесталь. – СПб.: 2002. – 25 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А – ПРО СЕБЯ

 

Индекс Кетле = = =300

Индекс Брока = рост – 100 – 8% = 160 – 100 – 4,8 = 55,2 (кг)

Формула Бернгарда: вес = = =50 (кг)

ИМТ = = = 18,75 (кг)

 

Таблица 1 – Влияние  физической нагрузки на ЧСС

 

ЧСС за 1 мин.

1. ЧСС в покое

75

2. 100 прыжков через  скакалку

135

3. Отдых 1 мин.

87

4. Отжимание от пола (максимальное количество)

158

5. Отдых 1 мин.

89


 




Информация о работе Методы ментального тренинга в спорте