Методы ментального тренинга в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:21, реферат

Описание

Предмет исследования – методы ментального тренинга.
Задачи:
выяснить понятие ментального тренинга;
описать историю развития ментального тренинга в спорте;
выделить модели ментального тренинга;
охарактеризовать методы ментального тренинга;
охарактеризовать влияние ментального тренинга на функциональные возможности спортсменов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1
ПОНЯТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
5

1.1 История развития ментального тренинга в спорте
6
2
МОДЕЛИ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
7

2.1 Альтернативное состояние сознания
8
3
МЕТОДЫ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
10
4
ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

Самовнушения являются условием, повышения активности процессов  саморегуляции состояний. В качестве критерия эффективности АТ обычно берется уровень психомышечной релаксации, достигнутый субъектом в процессе упражнений АТ. Таким образом, саморегуляция в АТ реализуется посредством аутокоммуникации между «Я» субъекта и частями его тела («не-Я»), воспринимаемыми субъектом как субличности или элементы внутриличностной сферы. Техника и процедуры АТ подробно описаны в спортивно-психологической литературе в работах Л.Н. Радченко, Л.Д. Гиссена, А.Т. Филатова, В.Л. Марищука, Г.Д. Горбунова, А.В. Родионова и др.

2. Идеомоторная тренировка (ИТ).

В основе идеомоторной тренировки лежит «загадочный эффект» связи  мысли и движения. Представление  о движении каким-то образом тесно  связано с самим движением. Образ  движения (представление о движении) вызывает само движение, что проявляется в идеомоторных актах – микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом.

Идеомоторные акты были известны ученым еще в XVII веке, но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первые экспериментальные исследования, проведенные М. Шаврелъ, Дж. Бредом,       Д. Менделеевым, а в спорте – П.Ф. Лесгафтом, А.Ц. Пуни, Р.С. Абельской,      А. Белкиным, Г.Д. Горбуновым, П.В. Бувдзеном и др., показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной спортивной деятельности. На основе ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга, получивший название «мысленной репетиции» предстоящего соревнования.

 3. Мысленная репетиция (МР).

Как пишет В.П. Некрасов, «оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психологического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельности». Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репетиции, широко используемый в практике психологической подготовки спортсменов высокой квалификации. Примером эффективности этого метода может служить психологическая подготовка известного немецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста, часами «прокручивал» в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адаптации психики спортсменов к условиям предстоящего соревнования в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей соревнований).

 4. Ментальный имаготренинг.

Метод имаготрекинга (образ, изображение) основан на функциях продуктивного (творческого) воображения, позволяющего спортсмену создать в своем уме нужную картину предстоящих действий, представить себя в желаемом образе, спроектировать этот образ в будущее, вжиться в него. Для этого и существует имаготренинг и его групповые варианты психодрама и социодрама, что помогает изобразить и пережить себя тем, кем желаешь, перевоплотиться в образ. Данные методы широко практикуются в сценической подготовке актеров. Существует большое число психотехнических упражнений для имаготренинга.

Спортсмен во многом подобен  актеру, что очевидно для артистических  видов спорта, например, акробатики, футбола, гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках  и др. ...Однако неталантливому, актеру не помогут никакие законы творчества. Но эти законы помогут одаренному актеру проявить талант и развить его.

Известно, например, что  мировой рекордсмен по спортивному  плаванию Марк Спитц использовал  в своей имаготренировке образ  прыгающего со стартовой тумбочки тигра, а другой рекордсмен мира Холландер (легкая атлетика) отождествлял себя в ментальной тренировке и на соревнованиях с образом маленькой рыбки, пугливо убегающей от акулы.

 Известный спринтер Джесси Оуэне, прозванный «черной пулей» (мировой рекорд в беге на 100 м. – 10,2 с на Берлинской Олимпиаде 1936 г.), использовал образ пули, выстреливаемой со стартового пистолета. Вживаясь в избранный образ, спортсмен растормаживал свои скрытые функциональные возможности, демонстрируя высшие спортивные результаты. Принятая «маска-образ» создает спортсмену эффект «психологической защиты» и делает его недосягаемым для соперников уже на старте.

5. Психотренинг волевого внимания.

К этой группе методов  ментального тренинга относятся  традиционные приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятие решений, коррекцию самооценки и др. В психологии спорта существует обширная научная литература по методам ментального тренинга произвольного и волевого внимания, разработанным и апробированным в практике спорта высших достижений (Р.М. Найдиффер, Дж. Салмел, А.Ц. Пуни, Г.Д. Горбунов, Б.Н. Смирнов и др.)

6. Методы гипноза (МГ).

Данная группа методов  относится к специальным методам  интенсивной психологической подготовки спортсменов к конкретным соревнованиям. Гипноз оперирует состоянием транса, в которое спортсмен вводится с помощью внушения. Применение этих методов в спорте ограничено, поскольку многие спортсмены и тренеры не желают подвергать психику спортсменов гипнотическому воздействию, опасаясь, что последние утратят чувство самодостаточности и возникнет подсознательная зависимость спортсмена от волн гипнолога. Однако для мобилизации резервных возможностей в спорте методы гипноза, как показали эксперименты со спортсменами и космонавтами, весьма эффективны, но их использование требует высокой профессиональной подготовки психолога (гипнолога). Кроме того, имеется эффекта привыкания.

Данные методы применяются  лишь с согласия спортсмена и тренера, что также ограничивает сферу  их применения в спорте. Систематическое  использование гипноза в ментальной тренировке спортсменов в нашей  стране начал в 1970-х годах психолог В.В. Кузьмин. Затем эти же методы успешно применяли на сборных командах СССР А.Т. Филатов, А.В. Алексеев,            Г.Д. Горбунов, И.П. Волков и другие спортивные психологи. Однако до сих пор нет методических публикаций по результатам применения этих методов, что затрудняет их анализ и дальнейшее внедрение в спорт без опасений повредить психике спортсменов. Больший оптимизм внушают методы неформального гипноза, разработанные американским психологом Милтоном Эриксоном.

7. Медитационные методы (ММ).

Ментальный психотренинг спортсменов с помощью медитационных методов является новым и нетрадиционным для отечественного спорта по сравнению с вышеописанными методами. Причиной непопулярности этой группы методов является их иррациональность, ориентация на религиозные доктрины восточных духовных учений и оккультную практику их применения. Тем не менее, нельзя отрицать полезность этих методов, их высокую психологическую эффективность при правильном использовании. Медитативные техники ментального тренинга еще с древних времен использовались в практической йоге, в духовных практиках первых христиан, в обучении дзен- и чань-буддистов, и подготовке спортсменов к соревнованиям в разнообразных видах восточных единоборств. В последние годы эти методы начали применяться и в спортивной практике при подготовке квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям.

Известный американский спортсмен и психолог Р.М. Найдиффер в статье «Трансцендентальная медитация» (1988 г.) отмечает, что с помощью медитационных методов спортсмен может быстро восстанавливать свой биоэнергетический потенциал, легко управлять своим вниманием и психическим состоянием, достигать ясности мышления в критических ситуациях соревновательной борьбы и др. В статье описывается техника медитационных упражнений для спортсменов.

 8. Ментальный видеотренинг (ВМ).

Это весьма популярная ныне техника ментальной психологической  подготовки спортсменов, осуществляемая с использованием видеозаписей игр  и спортивных соревнований. Просмотр видеозаписей соревнований позволяет спортсменам воочию увидеть собственные ошибки и промахи на соревнованиях, лучше изучить своих соперников, повысить уровень собственной саморегуляции состояний.

Психологические эффекты  психотренинга достигаются в  этом методе путем группового просмотра  и обсуждения в групповой дискуссии по поводу тех или иных демонстрируемых в фильме действий или коммуникативных актов спортсменов. Вовлечение в групповую дискуссию активирует коммуникативный потенциал спортсменов, заставляет корректировать аутокоммуникативные процессы с помощью визуальных картин и представлений, почерпнутых из видеофильмов. В практике спорта бывали случаи, когда правильный подбор видеофильма и его просмотр накануне соревнований, обеспечивал команде процессов и психических сил спортсмена.

9. Макетное моделирование действий.

Данный метод наиболее популярен в тактической подготовке спортигровиков, разыгрывающих различные  тактические варианты своих возможных  действий в предстоящих соревнованиях  на макете реального игрового поля, на котором цветными фишками представлены игроки своей и чужой команды. Аналогичный тактико-психологический тренинг осуществляют участники в спортивном туризме, используя карту местности предстоящих соревнований.

 

10. Метода газоразрядной визуализации вызванных биоэлектрических сигналов (ГРВ-метод).

В настоящее время  метод ГРВ сертифицирован и реализован в виде автоматизированного диагностического комплекса «Коррекс». Основные разработки по применению метода ГРВ в спорте были проведены в 1999-2000 годах в ходе реализации международного проекта на базе Северо-Западной Олимпийской академии. Исследования позволили выявить следующие основные закономерности.

Было статистически  доказано, что паттерны (состояния) газоразрядной визуализации энергоэмиссионных процессов пальцев рук (БЭО-граммы) высококвалифицированных спортсменов и олимпийских чемпионов, регистрируемые в состоянии относительного покоя, отличаются специфическими особенностями. Как свидетельствуют результаты исследований, проведенных в России, США и Швеции, указанные типы БЭО-грамм характерны для практически здоровых испытуемых, отличающихся высоким уровнем психоэнергетики. Последнее доказывает прямую валеометрическую ценность (влияние на состояние здоровья) метода ГРВ, так как речь в данном случае идет о ранней диагностике так называемых энергодефицитных состояний, что, несомненно, повышает «валеологическую безопасность» подготовки олимпийского резерва.

Вторая важная закономерность, обнаруженная в ходе исследований, – это связь БЭО-грамм с генотипическими характеристиками и качеством психофизической выносливости спортсменов.

Для характеристики генотипических особенностей спортсменов в комплексных  исследованиях был использован  метод определения генотипов. Определение  психофизической выносливости проводилось  с использованием методов функциональной диагностики и психодиагностики, хорошо известных в практике спортивной медицины, физиологии и психологии спорта.

 

 

4 ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО  ТРЕНИНГА НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ  СПОРТСМЕНОВ

 

С целью изучения влияния  ментальной тренировки на функциональное состояние и соревновательную надежность были проведены две серии исследований с участием юных квалифицированных спортсменов. Исследования проводили кандидат медицинских наук, доцент В.И. Баландин и доктор медицинских наук, профессор П.В. Бундзен в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте физической культуры.

В первой серии исследований под наблюдением находились 18 квалифицированных  спортсменов 15-17 лет, из которых 6 (гребцы) служили контролем, а остальные 12 (легкоатлеты и футболисты) в течение трех месяцев 2-3 раза в неделю прослушивали (в специально оборудованном помещении) в положении лежа после основной тренировки аудиопрограммы по базовому курсу ментального тренинга и курсу развития специальных психических качеств. Длительность программ составляла 10-15 мин.

Перед началом и после  окончания аудиокурса ментальной тренировки спортсмены прошли комплексное тестирование, которое включало оценку психических  процессов (память, внимание, мышление, скорость переработки информации), вегетативного обеспечения, свойств личности (темперамент, эмоциональная устойчивость, фрустрационная толерантность, притязательность и др.).

Таблица 1. Изменения вегетативных показателей обследуемых спортсменов

Вегетативные показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

I

II

p

I

II

p

ЧСС, уд/мин

67±3,2

63±3,5

>0,05

64±5,1

66±9,5

>0,05

Задержка дыхания на выдохе, с

27±1,8

29±3,3

>0,05

24±2,5

30±5,1

>0,05

Индекс Кердо, %

-14±4,9

-18±6,1

>0,05

-21±10

-17±11

>0,05

Окончание таблицы 1.

Артериальное давление:

19±1,6

14±1,1

>0,05

13±1,7

14±2,1

>0,05

максимальное

112±2,3

118±2,8

>0,05

127±6,2

121±4,4

>0,05

минимальное

75±1,8

72±1,8

>0,05

78±3,5

73±5,3

>0,05

пульсовое

37±2,7

46±1,8

>0,05

49±3,5

48±3,5

>0,05

Интегральный показатель вегетатики, балл

4,5±0,3

5,4±0,3

>0,05

5,1±0,5

5,3±0,9

>0,05

Информация о работе Методы ментального тренинга в спорте