Экспериментальный метод в психологии

Автор работы: Павел Алексиевич, 21 Июля 2010 в 18:25, доклад

Описание

Психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Работа состоит из  1 файл

Экспериментальный метод в психологии.doc

— 35.00 Кб (Скачать документ)

   Психология  – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику  человека, то к словам «высокоорганизованная  материя» нужно прибавить слово  «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

   Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования  одной переменной и наблюдения за результатами её изменения. Особенность  экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей по крайней мере трёх человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста). 

   Суть  экспериментального метода состоит  в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его  явление, а вызывает это явление  сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку

   Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи  между явлениями: исследователь  создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями  в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.

         Нужно сказать, что эксперимент как  метод эмпирического исследования начал активно применяться лишь с 20-х годов нынешнего века. И  по сегодняшний день эксперимент  в психологии и социологии достаточно сложен по той простой причине, что организационные проблемы, связанные с проведением эксперимента, достаточно сложны и хлопотливы, а многие процессы по сей день мало изучены для выдвижения объяснительных гипотез. В данной ситуации для повышения степени научной обоснованности результатов подобного исследования необходимо проводить повторные эксперименты, используя при этом различные их виды. А какие виды существуют?

   Социальные  эксперименты различаются: 1) по характеру  объекта и предмета исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства гипотезы.

         По  характеру объекта и предмета исследования следует различать  социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально психологические, педагогические, психологические, эстетические эксперименты. Различия между этими разновидностями экспериментов определяются спецификой соответствующих научных дисциплин, однако в некоторых случаях различные виды экспериментов могут быть тесно взаимосвязанными, базирующимися на одних и тех же процессах реальности.

         По  характеру объекта исследования различаются также реальные и  мысленные эксперименты. Если в реальном эксперименте объяснительные гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования - целенаправленное вмешательство в реальные процессы, преобразование объекта введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.

         По  специфике поставленной задачи различаются:

          1) Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены  на приобретение новых знаний, прикладные же - на получение практического  эффекта.

         2) Проективные и ретроспективные.  Проективные эксперименты  направлены  в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные - направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

         3) Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте  проверяется гипотеза о следствиях  воздействия одной независимой  переменной, в многофакторном эксперименте - целого комплекса переменных  в их взаимодействии.

         По  характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать  контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и неэксперементальных переменных. (Нужно отметить, что подобный эксперимент в социологии практически невозможен).      

   В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

   1-естественный (полевой) эксперимент;

   2-моделирующий эксперимент;

   3-лабораторный эксперимент.  

   1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых. 
     Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.

    
    2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

    
     3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету психологического исследования.
 

Список  литературы: 

  1. Фресс Ф, Пиаже  Ж. «Экспериментальная психология», М.,1966.

 

  1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента .- М.,1982.
 
  1. Дружинин  В.И. Экспериментальная психология. –СПб., 2000.

Информация о работе Экспериментальный метод в психологии