Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа

Описание

При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].

Содержание

Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -

Работа состоит из  1 файл

Диплом 11 апреля.docx

— 451.61 Кб (Скачать документ)

 

ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов

3.1. Описание методики оценки  сформированности межличностных  отношений у учащихся 5 -8 классов  средствами подвижных и спортивных  игр

 

Психолого-педагогическое исследование мной проводилось в школе №1 поселка Ферзиково, 8 «Б» классе.

На начальном  этапе экспериментального исследования нами проводилось тестирование исходного  уровня коммуникативных и организаторских  склонностей учащихся и их уровень  самооценки общительности.

Экспериментальное исследование длилось два месяца. В течение этого времени учащиеся «Б» класса на третьем уроке физической культуры занимались по программе подвижных  и спортивны игр.

Для выявления  структуры межличностных отношений  в классе проводилось наблюдение и беседа с классным руководителем. Для выявления коммуникативных  и организаторских склонностей  лидеров была использована анкета Б.А. Федоришина (КОС).

Методика  изучения самооценки качеств личности школьников использовалась методика Т. Дембо - С. Рубинштейн. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для оценки такого качества как общительность).

Методика  КОС предназначена для изучения коммуникативных и организаторских  склонностей. Основополагающим методом  этого исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Интерпретация результатов нами проводилась в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Цель: изучение коммуникативных и организаторских склонностей школьников и изменение их средствами подвижных и спортивных игр. Коммуникативные и организаторские способности являются стержневыми в профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием между людьми. Они являются важные факторами для достижения успеха во многих профессиях типа "человек - человек" (например, труд учителя, тренера, врача, работника клуба и т.д.) Коммуникативные и организаторские способности являются ведущими в образовании межличностных отношений, в сплочении членов коллектива, в организации учебных, спортивных, игровых и других групп, в привлечении к себе людей, в умении организовать и направить их деятельность.

Авторы: В. Синявский и Б. А. Федоришин.

Описание  методики: учитывая, что способности тесно связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым отношением к деятельности, была разработана психодиагностическая методика опосредованного выявления коммуникативных и организаторских способностей - через выявление и оценку соответствующих склонностей (методика "КОС-I"). Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ей коммуникативных и организаторских способностей.

Методика "КОС-I" базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте, отношения. Данный проективный опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей,

При построении опросника были учтены различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос.

В программу  изучения коммуникативных склонностей  введены вопросы следующего содержания; а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у нее друзой; б) любит ли находиться в кругу  друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым  людям, к новому коллективу; г) насколько  быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях; е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей, В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов.

Программа изучения организаторских склонностей  включает вопросы иного содержания: а) быстрота ориентации в сложных  ситуациях; б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе. На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.

Поэтому, учитывая, что способности тесно  связаны с потребностями личности, ее интересами и избирательным эмоционально-волевым  отношением к деятельности, была разработана  психодиагностическая методика опосредованного  выявления коммуникативных и  организаторских способностей - через  выявление и оценку соответствующих  склонностей (методика "КОС-I"). Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии ей коммуникативных и организаторских способностей.

Анкетная  часть методики "КОС-I" предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Опросник  включает 40 вопросов, 20 из которых направлены на изучение коммуникативных склонностей, а 20 характеризуют организаторские.

Вам нужно  ответить на все вопросы бланка. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте  на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей  клетке «Листа ответов» поставьте знак «+», если же отрицательный «-». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Следите за тем, чтобы номера вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Заполняя «Лист ответов», имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. Когда Вы отвечаете на любой из этих вопросов, обращайте внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами.

Ответы  на вопросы испытуемый заносит в  специальный «Лист ответов», в  котором фиксируются также анкетные данные испытуемого в результате его работы.

Ключи для  первичной обработки (для подсчета сырых баллов) представлены в виде заготовки под шаблон для  полуавтоматизированной обработки.  Необходимо вырезать отмеченные цветом ячейки – тогда  при наложении на заполненный испытуемым бланк удастся достаточно легко и быстро посчитать набранные им баллы.  Естественно, что процедура

изготовления  шаблона (вырезание ячеек) занимает определенное время, поэтому целесообразно  его делать в том только случае, если  в исследование принимает достаточно большое количество испытуемых, или если  небольшое количество испытуемых регулярно повторяется.

Коммуникативные  умения

Уровень

Оценка

Показатель

1 -низкий

1

0,10-0,45

2 - ниже среднего

2

0,46-0,55

3 - средний

3

0,56-0,65

4 - высокий

4

0,66-0,75

5 - очень высокий

5

0,76-1




Опросник  «Коммуникативные и организаторские  склонности» обладает высокой надежностью, он прост, им удобно пользоваться. Для  его заполнения отводится от 10 до 15 мин. Использовать КОС  целесообразно в первую очередь тогда, когда вас интересуют особенности самовосприятия личности в общении и лидерстве.

После подсчета количества совпадающих с ключом ответов по шкалам методики, вычисляется оценочный коэффициент по формуле:

К = 0,05•С, где

К — величина оценочного коэффициента;

С — количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочный коэффициент может варьировать  от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых умений.

Организаторские умения

Уровень

Оценка

Показатель

1 -низкий

1

0,20-0,55

2 - ниже среднего

2

0,56-0,65

3 - средний

3

0,66-0,70

4 - высокий

4

0,71-0,80

5 - очень высокий

5

0,81-1




Интерпретация

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются  низким уровнем проявления коммуникативных  и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные  и организаторские склонности присущи  на уровне ниже среднего. Они не стремятся  к общению, чувствуют себя сковано  в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с  собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении  перед аудиторией; плохо ориентируются  в незнакомой ситуации; не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний  уровень проявления коммуникативных  и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам  с людьми, не ограничивают круг своих  знакомств, отстаивают своѐ мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к  группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских  склонностей. Они не теряются в новой  обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить  круг своих знакомых, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают  участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное  решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских  склонностей. Они испытывают потребность  в общении и активно стремиться к нему, быстро ориентироваться в  трудных ситуациях, непринужденно  ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной  ситуации принимать самостоятельные  решения, отстаивают своѐ мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

При интерпретации  полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровнях развития коммуникативных  и организаторских склонностей  в данный период развития личности, Если при обследовании учащегося  обнаруживается не очень высокий  или низкий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться [46,с.47].

Опросник  КОС

Инструкция:  Перед Вами 40  вопросов,  на которые Вам необходимо ответить «да» или «нет». Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро и честно, поставив галочку под выбранным ответом в бланке. 

  1. Много ли у Вас другой, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам ком-то из ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  6. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем о людьми?
  8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли для Вас включиться в новые для Вас компании?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удастся установить контакты о незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае побеседовать и познакомиться с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел  Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
  28. Верно ли, что Вы стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
  30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно  было не сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в малознакомую компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Информация о работе Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр