Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа

Описание

При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].

Содержание

Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -

Работа состоит из  1 файл

Диплом 11 апреля.docx

— 451.61 Кб (Скачать документ)

В группах  подростков обычно устанавливаются  отношения лидерства. Подросток  всегда особенно дорожит личной дружбой  с лидером и во что бы то ни стало стремится ее завоевать.

Сходство  в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения  подростков. А иногда симпатия к  товарищу, желание дружить с ним  являются причинами возникновения  интереса к делу, появления новых  познавательных интересов. Дружба активизирует общение подростков, улучшает их личные взаимоотношения.

К концу  подросткового периода у ребят  возникает интерес и к другу  противоположного пола. На основе этого  у них возникает желание становиться  лучше, появляется потребность к  самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С усложнением  содержания совместной деятельности и  структуры коллектива изменяется групповой  статус личности, определяемый ее деловыми и моральными качествами, включая  отношение к коллективу, уровень  социальной ответственности и т.п. В классах с низкой сплоченностью  на социометрический выбор влияет общительность  подростков, в группах же с высокой  сплоченностью даже предпочтения в  сфере личных взаимоотношений зависят  от отношения к коллективу.

Чем бы ни определялся статус подростка в  коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и  самосознание. Неблагоприятное положение  в классном коллективе является одной  из главных причин преждевременного ухода детей из школы, подпадание под дурное влияние вне школы. Изолированность трудного подростка  в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит  в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения  и т.д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений в классе, чтобы своевременно позитивно влиять на их развитие.

Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от педагога.

Анализируя и сопоставляя результаты опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что подвижные и спортивные игры являются средством развития коммуникативных и организаторских способностей, а также самооценки личности у старших подростков.

На уроках физической культуры педагог должен создавать атмосферу принятия подростка, эмоционально сопереживать ему, отражать его чувства и переживания, обеспечивать в процессе игровых занятий условиями, актуализирующих переживания подростком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

 

Список  литературы:

    1. Алфёров А.Д.  Психология развития школьников. –Ростов н/Д. : Феникс, 2000.
    2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. - М.: изд-во РУДН, 2007 - 22 с.
    3. Багиев Г.Л. Подвижные игры. СПб., –2008 - 204 с.
    4. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000.
    5. Богданова Л.В. Подвижные игры - Учебник для институтов физической культуры. 4-е переработанное и дополненное издания. Г. «Физкультура и спорт» 2008 - 40 с.
    6. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие. — М., 2000.
    7. Волков Б.С. Психология подростка. –М.: Педагогическое общество России, 2001.
    8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. –М.: Харвест, 1997.
    9. Гужаловского А. А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. — М., 1986.
    10. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
    11. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб, пособие. — М., 2000.
    12. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1988.
    13. Джамгаров Т.Т. Психология физического воспитания и спорта. - М., 1979.
    14. Дубровина И.В. Практическая психология образования. –М.: Просвещение, 2003.
    15. Данилевский Ю.А. Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств. Волгоград., 2007 - 11 с.
    16. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 2006 - 27 с.
    17. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008 - 22 с.
    18. Ж/р. "Вопросы психологии", 1989, № 3.
    19. Ильинича В.И. Физическая культура студента. М., Гардарики, 2000. - 448 с.
    20. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. – Психология подростка. – М.: Издательство «Просвещение», 1965. – 316с.
    21. Клее М. Психология подростка. - М.:Педагогика, 1991.-Пер.изд.:Бельгия,1986. – 176 с.
    22. Кофмана Л.Б.Настольная книга учителя физической культуры. - М., 1998.
    23. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
    24. Лаптев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФИС, 2007 - 24 с.
    25. Луговая В.А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика. СПб., 2009 - 105 с.
    26. Люкшинов Н.М. Спортивные и подвижные игры. 2007 - 128 с.
    27. Ляха В. И. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов. Пособие для учителя. — М., 1997.
    28. Мардахаев В.Н. Словарь по социальной педагогике. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
    29. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
    30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991. 
    31. Мельников В. М. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М.: Физкультура и спорт 1987. — 367 с.
    32. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под.ред. В.А. Сластёнина. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с
    33. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
    34. Николаев С.В. Социализация военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности. - СПб.: ВИФК, 2002.
    35. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – Кн.2: Психология образования. – М.: Просвещение. 1997. – 608 с.
    36. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
    37. Полиевский Н.А. Физическая культура учащейся молодежи. – М., 2007 - 22 с.
    38. Попова Н.В. Психология растущего человека: краткий крс возрастной психологии. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
    39. Приступов О. Л. Внедрение физической культуры в учебно-воспитательном процессе. М., 2010 - 102 с
    40. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 624 с.
    41. Сторона О. Л. Физическая культура в физическая культура детей. М., 2008 - 357 с.
    42. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
    43. Сермеева Б.В. Определение физической подготовленности школьников. — М, 1973.
    44. Сельченок К.В. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост.. – Мн.: Харвест, 2003. – 816 с.
    45. Фельдштейн Д. И. Личостное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса. М., 1994.
    46. Федоришина Б.А. «Профконсультационная абота со старшеклассниками».– Киев: Радиньска школа. 1980.
    47. Хрипковой А.Г. Мир детства: Подросток. – М.: Педаогика, 1982. – 432 с.
    48. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. –  250 с.
    49. Шишковец Т.А. Осложнённое поведение подростков. –М.: Пять за знания, 2006.
    50. Щедрин Ю.Н. Развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. докт. дис. СПб., 2003.

 

Приложение №1

КОС. Бланк  ответов

Фамилия  ________________  Имя  __________

Возраст  ____   Дата   ________

 

Да

Нет

 

Да

Нет

1

   

21

   

2

   

22

   

3

   

23

   

4

   

24

   

5

   

25

   

6

   

26

   

7

   

27

   

8

   

28

   

9

   

29

   

10

   

30

   

11

   

31

   

12

   

32

   

13

   

33

   

14

   

34

   

15

   

35

   

16

   

36

   

17

   

37

   

18

   

38

   

19

   

39

   

20

   

40

   

 

 

Приложение №2

КОС. Ключ. 

Коммуникативные склонности

 

Да

Нет

 

Да

Нет

1

   

21

   

2

   

22

   

3

   

23

   

4

   

24

   

5

   

25

   

6

   

26

   

7

   

27

   

8

   

28

   

9

   

29

   

10

   

30

   

11

   

31

   

12

   

32

   

13

   

33

   

14

   

34

   

15

   

35

   

16

   

36

   

17

   

37

   

18

   

38

   

19

   

39

   

20

   

40

   

 

 

Приложение №3

КОС. Ключ. 

Организаторские склонности

 

Да

Нет

 

Да

Нет

1

   

21

   

2

   

22

   

3

   

23

   

4

   

24

   

5

   

25

   

6

   

26

   

7

   

27

   

8

   

28

   

9

   

29

   

10

   

30

   

11

   

31

   

12

   

32

   

13

   

33

   

14

   

34

   

15

   

35

   

16

   

36

   

17

   

37

   

18

   

38

   

19

   

39

   

20

   

40

   

 

 

Приложение №4

 


Информация о работе Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр