Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:59, дипломная работа

Описание

При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].

Содержание

Введение - 3 -
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -
1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -
1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -
ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -
2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -
2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -
ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -
3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -
3.2. Описание результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -
Заключение - 58 -
Список литературы: - 62 -

Работа состоит из  1 файл

Диплом 11 апреля.docx

— 451.61 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
                ГОУ ВПО «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ.К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

 

 

 

 

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ                                                                                     КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 

 

 

 

 

                            ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

                                                       (Дипломная работа)

 

 

 

«Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр»

 

Оглавление

Введение - 3 -

ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков - 6 -

1.1. Характеристика психического развития подростка ........................- 6 -

1.2. Особенности межличностных отношений подростков .................- 15 -

ГЛАВА II. Физическое воспитание учащихся 5 – 8 классов - 24 -

2.1. Роль физической культуры в формировании межличностных отношений подростков .....................................................................................- 24 -

2.2. Возможности формирования межличностных отношений средствами физической культуры ........................................................................................- 33 -

ГЛАВА III. Спортивные и подвижные игры как средство формирования межличностных отношений учащихся 5 – 8 классов - 42 -

3.1. Описание методики оценки сформированности межличностных отношений у учащихся 5 -8 классов средствами подвижных и спортивных игр ....................................................................................................................- 42 -

3.2. Описание  результатов исследования и их интерпретация ............- 55 -

Заключение - 58 -

Список литературы: - 62 -

Приложение №1 - 66 -

Приложение №2 - 67 -

Приложение №3 - 68 -

Приложение №4 - 69 -

 

 

Введение

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что  общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.

Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет  интимно-личностный характер, предметом  общения выступает другой человек  - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.

В любом виде совместной деятельности люди объединяются в малые  социальные группы и достигают успеха на основе взаимопонимания и согласованности  усилий. Спортивная деятельность тому подтверждение.

Один из основоположников современной социальной психологии проф. Е.С. Кузьмин писал что “Исследования  групп и коллективов занимает центральное место в современной  социальной психологии и социологии”  В спортивной психологии первые исследования команд как малых групп были осуществлены методами социометрии И.П. Волковым, Л. Ханиным.

По Е.С. Кузьмину, в каждой “малой группе” необходимо различать  формальную (макро) структуру взаимоотношений  и неформальную (микро) структуру  взаимоотношений участников  Е.С. Кузьмин.

При этом под “малой группой”, по определению американского спортивного  психолога Б.Д. Кретти, следует понимать двух или более людей, объединенных целью совместной деятельности, находящихся в непосредственном эмоционально-переживаемом межличностном взаимодействии лицом к лицу, реагирующих друг на друга по памяти, выполняющих определенные социальные роли в совместной деятельности и в соответствии с взаимными ожиданиями[32, с.264].

Спортивная команда, численность  которой не превосходит 25-30 человек, соответствует критериям “малой группы”. Спортивная команда как  объект изучения в любом виде спорта представляет собой особый вид контактной общности людей, объединенных общей  целью совместной спортивной деятельности, основными видами которой являются тренировка и соревнование.

Подросток нуждается в  общении с себе подобными и  по-видимому получает радость от такого общения. Большинство подростков активно  ищет взаимодействия с другими подростками. Во многих случаях контакты с другими  подростками кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей  проводят достаточно много времени, как на уроках физкультуры, в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и  существовать друг для друга. Время, требующееся для такого осознания  очень сильно зависит от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания  практически всегда один и тот  же. Осознание того, что о них  думают и чего-то ждут от них другие, заставляет подростка некоторым  образом менять сове поведение, подтверждая  тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс  происходит, случайное скопление  подростков становится группой.

Потребность в общении  со сверстниками, которых не могут  заменить родители, возникает у ребенка  уже в 4-5 лет и с возрастом  неуклонно усиливается. К 13-14 годам  происходит переориентация подростка  и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более  или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить  медленно и постепенно или скачкообразно  и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования Г.С. Абрамовой, Н.А. Амрекулова, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и др.)

В российской психолого-педагогической литературе тема межличностных отношений  подростков исследована достаточно глубоко, раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей данного возраста. Это позволяет решать широкий круг педагогических задач, в том числе задач по формированию межличностных отношений у учащихся при организации физкультурно-спортивных занятий, и при проведении различных воспитательных мероприятий. Поэтому тема «Формирование межличностных отношений учащихся 5-8 классов средствами подвижных и спортивных игр» актуальна для исследования.

Объект исследования: межличностные  отношения подростков на уроках физической культуры.

Предмет исследования:  процесс  формирования межличностных отношений  школьников 5-8 классов средствами подвижных  и спортивных игр.

Цель исследования: изучить  возможности формирования межличностных  отношений между учащимися 5-8 классов  средствами подвижных и спортивных игр.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогические  аспекты развития подростков.

2. Изучить возможности  формирования межличностных отношений  подростков средствами физической  культуры.

3. Выявить степень влияния  подвижных и спортивных игр  на формирование межличностных  отношений учащихся 5-8 классов.

Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, математическая обработка полученных данных.

Гипотеза: необходимый уровень  межличностных отношений между  учащимися успешнее формируется  средствами подвижных и спортивных игр.

 

ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты развития подростков

1.1. Характеристика психического развития подростка

 

Начало  подросткового возраста характеризуется  появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление  в поведении признаков, свидетельствующих  о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в  младшем подростковом возрасте 10 лет, интенсивно развиваются в среднем (11 лет) и старшем (13 лет) подростковом возрасте.

Основная  особенность подросткового периода - резкие качественные изменения, затрагивающие  все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки  развиваются быстрее, некоторые  в чем-то отстают от остальных, а  в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются  быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого  происходит неравномерно: одни стороны  психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника  существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности - ребенок. Распространены и  противоположные случаи, когда сильные  потребности в самоутверждении, общении не обеспечены соответствующим  уровнем развития рефлексии и  подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит.

Характерную для этого возраста «асинхронность развития, как интериндивидуальную (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту), так и интраиндивидуальную (т. е. характеризующую различные стороны развития одного школьника)», важно иметь в виду и при изучении данного периода, и в ходе практической работы [14, с.306]. Необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьироваться у конкретного школьника —проходить и раньше, и позже. Поэтому указываемые возрастные границы, «точки развития» (например, кризис 13 лет) имеют лишь ориентировочное значение. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важным  фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую  роль в развитии подростка. Стремление занять удовлетворяющее его положение  среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение.

Подростковой  возраст время бурного и плодотворного  развития познавательных процессов. Период от 11 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного  внимания и логической памяти. В  это время активно формируется  абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные  с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность  строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя  к развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль, дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания.

Наиболее  важен в этом отношении период 11 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными  представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень  осуществляется через ряд последовательных изменений. Для детей 11 лет доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка, и лишь примерно с 12 лет школьники  начинают осваивать мир теоретического мышления. Сложность периода как  раз в том, что в нем совершаются  указанные изменения, причем у разных детей они осуществляются в разные сроки и по-разному. Вместе с тем  решающее влияние на эти изменения  оказывают особенности учебной  деятельности школьника, причем не только то, как она организована взрослым, но и то, насколько она сформирована у самого подростка.

При этом социальная незрелость подростка, его  ограниченный жизненный опыт приводят к тому, что, создав какую-либо теорию, сделав умозаключение, он нередко принимает  их за реальность, которая может  и должна привести к желаемым для  него результатам. Известный швейцарский  психолог Ж. Пиаже отмечает по этому  поводу, «что в мышлении подростка  возможное и действительное меняются местами: собственные представления, умозаключения становятся для подростка  более реальными, чем то, что происходит в действительности. По Пиаже, это  третья и последняя форма детского эгоцентризма» [40, с.216]. Поскольку подросток  сталкивается с новыми возможностями  познавательной деятельности, эгоцентризм  усиливается.

Все это  порождает ряд специфических  особенностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так  и на других сторонах его жизни.

В нравственном развитии с этим связана, например, появляющаяся в данный период возможность  сопоставлять разные ценности, делать выбор между разными моральными нормами. Следствием этого является противоречие между некритическим  усвоением групповых моральных  норм и стремлением обсуждать  простые, порой достаточно ценные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Организация учебной деятельности в средних  классах - учебные программы, система подачи материала и контроля его усвоения в рассматриваемый период - должна обеспечить не только развитие теоретического, дискурсивного (рассуждающего) мышления, но и умение соотносить теорию и практику, проверять умозаключения практическими действиями.

Центральное личностное новообразование этого  периода становление нового уровня самосознания, «Я - концепции. Этот новый  уровень характеризуется стремлением  понять себя, свои возможности и  особенности, свое сходство с другими  людьми и свое отличие уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется  прежде всего повышением значимости «Я - концепции», системы представлений  о себе, формированием сложной  системы самооценок на основании  первых попыток самоанализа, сравнения  себя с другими. Подросток смотрит  на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими взрослыми и  сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные  критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный  взгляд «изнутри». Происходит переход  от ориентации на оценку окружающих к  ориентации на самооценку, формируется  представление о «Я - идеальном». Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных  представлений о себе становится подлинной основой «Я - концепции» школьника.

Информация о работе Формирование межличностных отношений учащихся 5 - 8 классов средствами подвижных и спортивных игр