Формирования правового сознания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание

В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 69.42 Кб (Скачать документ)

Введение

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  правового воспитания, в котором  закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее  время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация  образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.

Правовое образование - это  целенаправленный процесс правового  воспитания и обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное  поведение, базирующееся на развитом правосознании.

Правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания, сформированные правовые эмоции, убеждения и правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения. Развитие информационно-правовой грамотности человека, его способности  ориентироваться в правовой ситуации, принимать правильные решения в  соответствии с законом является основным содержанием правовой культуры личности.

Многие школьники имеют  смутное представление о правах. Они должны знать не только свои детские права, но и те, которые  им пригодятся во «взрослой жизни». Знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Именно в этом возрасте закладываются не только основы знаний, но и формируются нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности.

Исследования показали, что  значительная часть школьников практически  не знакома с содержанием правовых документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотна  в области отправления своих  прав и обязанностей как субъектов  правоотношений, складывающихся в обществе.

Большую работу по распространению  знаний о правах человека, правах ребенка  ведет Центр по правам человека ООН (г. Женева). Здесь были изданы: пособие  «АБВ: преподавание прав человека. Практическая деятельность в начальной школе»

Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок  находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Международной  Конвенции о правах ребёнка (1989). Взаимодействие права и ребёнка  осуществляется, через родителей  и педагогов. В условиях семейного  и школьного воспитания ребёнок  усваивает привычки право послушного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные  навыки социальной деятельности

Объект исследования - процесс правового воспитания младших школьников

Предмет исследования - формирование правосознания младших школьников как основа становления его личности

Цель исследования - обосновать необходимость формирования правового сознания учащихся.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования;

- раскрыть сущность и особенности правового воспитания школьников;

-охарактеризовать формы и методы правового воспитания младших школьников;

- выявить уровень представления о правах и обязанностях

у младших школьников

Методы исследования:

-анализ изученной литературы;

-беседа;

-анкетирование.

Опытно-экспериментальная  база -4 класс общеобразовательной  средней школы № 2 г.Лоева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы правового воспитания школьников

1. 1. Понятие и сущность правового воспитания

 В современном обществе  правовое воспитание становится  общегосударственной задачей, т.к.  показатели и качество правовой  воспитанности граждан напрямую  влияют на развитие страны, особенно  это важно для развития правового  государства. 

 Формирование правосознания  личности означает создание таких  условий, при которых у граждан  появляется положительное отношение  к праву. Правильное воспитание  каждой отдельной личности ведет  к созданию культурного, социально  активного и законопослушного  общества.

Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.

Правовое воспитание - это  формирование правового сознания и  поведения юного гражданина, которое  определяется характером и политикой  государства и тесно связано  с гражданским воспитанием.

Знакомство учащихся с  правовыми аспектами особенно важно  для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и  правонарушений, совершённых детьми и подростками. Правовое воспитание должно воспитывать в детях интерес  к праву, уважение к закону, формировать  привычки выполнять правовые предписания.

 Обычно говорят о  правовом воспитании в широком  и узком смысле. В первом случае  речь идет, скорее о правовой  социализации человека, когда он  «воспитывается» окружающей обстановкой  в целом, всей юридической практикой  и поведением людей, должностных  лиц - представителей государственного  аппарата в правовой сфере.  Правовое воспитание в узком  смысле отличается своей целенаправленностью  на повышение правовой культуры  человека, группы людей и общества  в целом. 

 А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».

Под правовым воспитанием  в «Теории государства и права» под редакцией Н.И.Матузова и А.В.Малько понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм».

 Есть еще ряд определений  правового воспитания, но все  они сводятся к необходимости  формирования в человеке правовых  идей, норм, принципов, представляющих  ценности мировой и национальной  правовой культуры. Анализируя вышесказанное,  подытожим: правовое воспитание  есть формирование уважительного  отношения к закону, видение закона  большой социальной ценностью,  развитие чувства ответственности,  непримиримости к произволу, коррупции  и т.д. 

 Правовое воспитание  неразрывно связано, и реализуется  через правовое образование –  непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить  без обучения, а обучение, так  или иначе, оказывает воспитательный эффект. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания».

 Целью правового обучения  является формирование теоретической  основы правового сознания и  правовой культуры, обеспечения  необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Права ребёнка

Права ребёнка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Впервые вопрос о правах ребёнка был поставлен такими известными педагогами, как К.Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребёнка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Деклараций прав ребёнка» (1917г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и прочее. Много позже, провозглашённые им идеи права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребёнка на уважение» (1929г.) отстаивал право ребёнка на индивидуальность, человеческое достоинство. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух - Сомали и США.

Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

1. Выживание;

2. Развитие;

3. Защита;

4. Обеспечение активного  участия в жизни общества.

В нём заложены два основополагающих принципа:

1. Ребёнок - самостоятельный  субъект права, т.е. обладает  всем комплексом гражданских,  политических, экономических, социальных  и культурных прав человека.

2. Приоритетность интересов  детей перед потребностями семьи,  общества, религии.

Значение Конвенции состоит  и в том, что в её статьях  впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом  числе документов, относящихся к  различным областям прав.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов  детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально  уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Возрастные  особенности формирования правового  сознания младших школьников

Содержание правового  образования на каждом из этапов определяется с учетом психологических особенностей школьников данного возраста, социальных ролей, которые они выполняют

Основные характеристик  учащихся начальной школы:

1. Основной интерес у  школьников данной возрастной  группы направлен в узнавание  своего «Я»;

2. Социальная деятельность  младших школьников регулируется  правилами, а не нормами права,  поэтому доминирующими являются  нравственные регуляторы;

3. Наибольший познавательный  эффект достигается в игровой  учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные  возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных  черт личности.

Младший школьник уже знает  достаточно много норм и правил поведения, которые человек должен выполнять  в повседневной жизни, но значение норм и оценка себя в соответствии с  этими нормами ещё далеко не всегда совпадают. Ребёнку младшего школьного  возраста куда лучше даются правильные оценки сверстников, чем самооценка. Он может совершенно объективно оценивать  поступок другого как несправедливый. Свои неправильные поступки он не оценивает как таковые и протестует, когда классифицируют поступки его сверстники. Ну а если ребёнок умеет сравнивать себя с другими в аналогичных ситуациях, то он может дать себе правильную самооценку.

Податливость и известная  внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки  для формирования высоконравственной личности.

Нравственное сознание младших  школьников претерпевает существенные изменения от первого к четвёртому классу. Моральные знания, представления  и суждения к концу возраста заметно  обогащается, становится более осознанным, разносторонним, обогащённым.

Так же формируется и моральное  поведение. Дети 7-8 лет совершают  моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, в частности  учителя: ученики третьего класса в  гораздо большей степени могут  совершать такие поступки по собственной  инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

В поведении младших школьников более отчётливо и прозрачно  проявляются типологические особенности  высшей нервной деятельности. Нервная  система младших школьников, как  указывал И..П. Павлов, весьма пластична  к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий.

За типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что необходимо воспитывать у  школьников.

Информация о работе Формирования правового сознания учащихся