Формирования правового сознания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание

В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 69.42 Кб (Скачать документ)

(Ребята по очереди  рассказывают о своих мечтах.)

- Как вы считаете, какие  наши желания исполнит наш  гость в первую очередь?

- Теперь давайте представим, что все мы - большие великаны. Выйдите из парт и встаньте  в «круг великанов». Ведь нам  хорошо вместе и мы будем  делать добрые дела, правда? (Повторить  хоровод с иными движениями.)

- Хорошо быть великаном? (Да.)

3. Подведение итогов

Учитель:

- О каком правиле для  всех великанов вы сегодня узнали? (Великан - это тот, кто делает добрые дела для всех, а не только для одного себя.)

- Где никак нельзя обойтись  без выполнения правил поведения? (На тротуарах, на проезжей  части, в транспорте, в кинотеатре, на уроках, на кухне и др.)

- Как называются правила,  которые нужно выполнять всем, чтобы никто никому не мешал,  всем нормально жилось и не  случалось никакой беды? (Правами.)

- В следующей раз мы подробнее поговорим о том, какие самые главные права есть у всех людей, у всех детей.

 

 

 

 

 

 

2 КЛАСС

Тема: «Право на жизнь»

Цель занятия: закрепить представление о витальных (жизненных) потребностях человека.

Дидактические материалы: ксерокопии рисунков из книги С. Фаунтин «Эти уникальные права», изображение «дерева прав и желаний», раздаточный материал «У меня есть право на…».

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

1. Практическое  задание

Учитель: - На прошлом занятии  мы говорили о различиях между  правами и желаниями и клеили на «дерево» листочки. (Учитель вывешивает на доску ватман с «деревом прав и желаний» или ветки с прикрепленными листочками.) Сейчас мы еще раз уточним, насколько каждый из вас понял, что  такое желания, а что такое  права.

Учитель раздает ученикам по одной ксерокопированной карточке «Желания и права» из книги С. Фаунтин, предлагает про себя прочитать подписи под рисунками, чтобы выяснить, все ли слова им знакомы и понятны. Затем ребята получают задание разбиться на две группы: те ребята, у которых на карточках написаны права, должны стать по левую сторону от учителя, а те, у кого на карточках желания, - по правую. Далее дети по очереди зачитывают надписи на полученных карточках, а учитель контролирует правильность ответов и спрашивает у остальных, не следует ли прочитавшему карточку перейти в другую группу.

2. Психотренинг  «Круг друзей»

Учитель:

- У людей, как мы  сейчас убедились, есть много  прав. Но среди самых

важных - право на здоровье. Не зря люди при встречи говорят: «Здравствуйте!» Это значит: «Живите и будьте здоровы!» Давайте потренируемся говорить это так, чтобы было приятно слышать.

Дети садятся в круг и поют:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз  еще вернется.

Затем попарно поворачиваются друг к другу, искренне улыбаются  и говорят друг другу: «Здравствуйте!»  Можно предложить перечислить и  другие приветствия, например: «С добрым утром!», «Добрай раніцы!», а также рассказать, как приветствуют друг друга люди в других странах, например: «Здоровеньки булы!» и др.

3. Беседа

Учитель:

- Еще одно важное право  людей - право на жизнь. Что  больше всего угрожает жизни на Земле? (Болезни, катастрофы, войны.)

- Что делают люди, чтобы  справится с болезнями? (Строят больницы, создают лекарства, учат врачей и др.)

- Что делают люди, когда  происходят катастрофы? (Спасают  людей, вывозят их, строят им  новые дома и др.)

- А когда идет война,  что происходит? (Одна страна воюет  с другой, рвутся бомбы, гибнут  люди.)

- Как вы относитесь  к войне? Может быть, видели  документальное кино по телевизору  или слышали чьи-нибудь воспоминания  о ней? Давайте начнем рассказ  так: «Я боюсь войны, потому  что…», или: «Я не боюсь войны,  потому что…»

4. Практическое  задание

Дети вставляют в пустые клеточки карточек раздаточного материала  «У меня право на…» буквы, написанные в столбике слева, и в результате образуются названия прав.

5. Подведение итогов

Учитель:

- Как правило, ни в  болезнях, ни в природных катастрофах  (землетрясениях, наводнениях и др.) люди не виноваты и пытаются  всегда спасти гибнущих. А вот  когда начинаются войны, кто-то  обязательно бывает виноват, и это очень плохо. Надо учиться жить в мире, ведь право на жизнь - самое главное право людей. Очень хочется верить, что, когда вы вырастете, войны уже прекратятся, а если нет, вы будете стараться, чтобы везде, на всей Земле, настал мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 КЛАСС

Тема:«Право на семью»

Цель занятия: дать представление о семейных отношениях.

Основные понятия: родство, семейные отношения.

Дидактический материал: карточки с перечислением членов семьи, веревка, раздаточный материал «Шесть осколков» , ножницы.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

1. Психотренинг  «Волшебный коридор»

Учитель ставит детей в  две параллельные шеренги лицом  друг к другу. Тот, кому не хватило пары (или последняя пара), медленно проходят между рядами стоящих. В это время каждый из стоящих в шеренге делает какой-либо знак внимания проходящему: похлопывает по плечу, поглаживает, говорит добрые слова и др. В отличие от «ручейка» через «волшебный коридор» за одно занятие проходит не более 3 - 4 человек. Лучше повторять это на других уроках.

2. Беседа с элементами  игры

Учитель: - У многих из вас  есть мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. И у нашего Маленького Великана, который с нами присутствует на каждом занятии, тоже они есть. Но он запутался  в своих родственниках и не может разобраться, кто родился  раньше, а кто - позднее. Давайте ему  поможем.

На доску крепятся таблички с надписями:

Бабушка и дедушка

Мама и папа

Старшая мамина сестра

Младший мамин брат

Твой старший брат.

Могут быть придуманы другие варианты карточек. При необходимости  дети сами определяют возраст членов семьи, например уточняют, что дедушка  моложе бабушки и что младший  мамин брат (т.е. дядя) старше племянника, ведь в реальной жизни может быть и по другому. Ребята помогают Великану расставить подписи от самого взрослого, старшего члена семьи до самого младшего его родственника.

3. Практическое  задание

Составление «Дерева семьи».

Для обсуждения значения родственных  связей учитель может использовать любую сказку, где речь идет о желании взрослых иметь ребенка («Снегурочка», «Мальчик-с-пальчик», «Покатигорошек», «Дюймовочка» и др.). Зачитав отрывок из нее или попросив кого-либо из детей пересказать начало сказки, учитель подводит ребят к мысли о том, как взрослые хотят, чтобы продолжился род, чтобы, как они говорят, не исчезла фамилия с лица Земли. Затем учитель предлагает начать в классе, а потом продолжить дома с помощью взрослых, без которых не обойтись, изображение «Дерева семьи». Особенно следует обращать внимание на обозначение побочных родственных связей. Всем понятно, кому кто приходится, например, племянником, дядей, бабушкой, внуком и др. А вот кого называют, например, золовкой, деверем, шурином, известно даже далеко не всем взрослым. Между тем «отец педагогики» Я.А. Коменский считал возможным и необходимым говорить о подобных связях и определениях еще в «материнской школе», т.е. в дошкольном возрасте.

4. Практическое  задание

Учитель делит детей на микрогруппы и раздает карточки раздаточного материала «Шесть осколков» для составления целой картинки. Затем он спрашивает, какое право там изображено. По возможности это задание выполняется индивидуально.

5. Психотренинг «Живая геометрия»

Учитель предлагает детям  стать в круг, держать веревку  двумя руками так, чтобы она образовала кольцо, и стоять, соприкасаясь локтями. Затем концы веревки связываются и дается задание закрыть глаза, растянуть веревку так, чтобы образовался треугольник, и не смотреть до сигнала. Открыв глаза, проверить правильность выполнения задания. Точно так же образовать квадрат, ромб, пирамиду.

6. Подведение итогов

Учитель:

- Трудно было с закрытыми  глазами из веревки делать  разные фигуры? (Очень.)

- А что вам помогло  выполнить задание? (Мы слушали  друг друга, старались все вместе  чего-то добиться.)

- То есть у вас было  «чувство локтя»? (Да, конечно.)

- Вот такое же чувство  одного целого и любовь, забота  друг о друге помогают членам  семьи справляться с теми неприятностями  и даже бедами, которые выпадают  на долю каждого человека. Никому  не удается пройти по жизни  без потерь, поэтому поддержка  родных людей важна и просто  необходима. Помните об этом и  старайтесь напрасно не огорчать  своих родных, беречь их здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 КЛАСС

Тема: «Право на жизнь и нормальные условия для развития»

Цель занятия: познакомить учащихся с содержанием преамбулы Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и раздела 1 «Общие положения» (статья 1 - 14).

Основные понятия: преамбула, конституция, социальная защита, принципы государственной политики, органы охраны детства.

Дидактический материал: сокращенно-адаптированные тексты статей 1 - 14 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», раздаточный материал «Соедини слова».

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

1. Игровое упражнение  «Найди общее»

Если учитель приучил  детей на занятиях по правам ребенка садиться в кружок, то надо образовать три микрогруппы, а если ребята сидят по рядам, то каждому ряду дается задание индивидуально или коллективно найти по пять признаков, которые их объединяют. Это может быть рост, пол, цвет одежды и т.д. Например, у всех белая кожа, в одежде есть белое и черное, у всех на столах лежат ручки и т.д. Затем представители каждой микрогруппы (ряда) перечисляют найденные общие признаки. После выполнения задания учитель говорит:

- Мы разные, но каждый  из нас неповторим, хотя чем-то  похож на других. Мы помним, что  у всех нас одинаковые права.  А теперь давайте посмотрим,  как об этом пишется в Законе  Республики Беларусь «О правах  ребенка».

2. Знакомство с сокращенно-адаптированным текстом Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»

Учитель:

- Как я уже говорил,  в каждом государстве приняты  свои законы. Но есть и общие,  международные документы, в которых  записаны права и предусмотрена  ответственность людей за их  нарушение. О каком очень важном документе, закрепляющем основные права людей, мы говорили на прошлом занятии? (О Всеобщей декларации прав человека.)

- В каком документе  записаны права всех детей,  живущих на Земле? (В Конвенции  о правах ребенка.)

- Сегодня мы будем говорить  о Законе Республики Беларусь  «О правах ребенка», который был  разработан в нашей стране  после подписания Конвенции. Это  было сделано не потому, что  наше государство не согласно с Конвенцией, а потому, что документ адресован самым разным странам, которые живут по своим законам. Поэтому каждое государство из основных положений Конвенции выбирает то, что считает для себя самым нужным и важным. Я сейчас прочитаю вам статьи, т.е. части закона, но не совсем так, как он написан, потому что вам еще трудно будет понять содержание закона. Я буду «переводить» наш закон на «детский язык». Так делается во многих странах мира, где подписали Конвенцию и учат детей защищать свои права.

- Каждый закон начинается  со вступления, которое называется  преамбулой. Обычно в преамбуле  объясняется, почему, зачем был  принят тот или иной закон.  Во вступлении к нашему Закону  Республики Беларусь «О правах  ребенка» написано, что он тесно  связан с Конвенцией и Конституцией - основными законами нашей республики. Еще там сказано, что о детях  заботится государство, причем  особое внимание оно обращает  на больных детей, сирот и  тех, кто оказался в тяжелой  жизненной ситуации.

- После вступления идет 1-й раздел, который называется  «Общие положения». Здесь записано, кто считается ребенком (с какого  и по какой возраст), кто особенно  должен заботиться об интересах  детей, потому что это входит  в его рабочие обязанности.  Такие работники называются инспекторами. Мы обязательно пригласим кого-нибудь  из них к себе в класс,  чтобы поподробнее узнать, куда  и к кому обращаться, если права  ребенка нарушаются.

В первом разделе закона записаны важнейшие права, о которых  мы уже не раз вспоминали: на жизнь, на нормальные условия для развития, охрану здоровья, защиту от разного вида жестокости. Там сказано, что вы сразу после рождения стали равноправными членами государства и можете рассчитывать на его защиту. Но об этом праве, а также о праве верить или не верить в Бога, а еще о ваших обязанностях мы будем подробно говорить на других уроках.

Информация о работе Формирования правового сознания учащихся