Формирования правового сознания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание

В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы. Эта работа ведется по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно-необходимыми мероприятиями. Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 69.42 Кб (Скачать документ)

Последнее время бабушка  сильно постарела. При гостях она  иногда засыпала за столом. Когда Витька приходил из школы, он ничего не мог  найти у себя на столе. То тетрадки пропадали, то задачники. Ясно, кто тут  хозяйничал. Витька ворчал, а бабушка  оправдывалась. Когда Витька садился  делать уроки, бабушка просила его  почитать газету или журнал. Витька опять ворчал, что человеку не дают спокойно позаниматься, но газету ей всю  прочитывал, даже про погоду. За обедом бабушка поучала Витьку, что он ложку не так держит, да еще пальцем  помогает. Витька терпел, а иногда огрызался. Однажды он услышал, как на кухне  что-то загремело, а их сосед, водопроводчик  Степан, сказал: «Зажилась ты, бабка, на этом свете». Бабушка оправдывалась тонким голосом, а Степан все гудел басом. Витька решил придумать Степану страшную месть, - например, взорвать все трубы вокруг дома, чтобы ему работы хватило на месяц.

Как-то Витька шел по двору  и увидел на скамейке маленького серого котенка. Витька взял его на руки, котенок  пригрелся и заурчал. Витька обрадовался: ведь ему хотелось именно такого, серого, полосатого, пушистого. Витька радостно прибежал домой и закричал бабушке: «Смотри, какой у меня теперь котик  есть! Я ведь такого и хотел.» Бабушка взяла котенка двумя пальцами за спинку и выкинула на лестницу черного хода. «Вот еще, будешь всякую грязь носить. От них, Витенька, только блохи да болезни. Лучше тебе мама рыбок купит», - сказала бабушка. Витька выскочил на лестницу, искал во дворе, на чердаке. Нигде не было котенка. Или убежал куда-то, или его кто-то так быстро подхватил. С бабушкой Витька не разговаривал, газет ей не читал, за обедом отворачивался. Так обиделся - и прощать не хотел. Даже Степану мстить раздумал.

Тетя Соня прислала письмо бабушке. Она звала ее к себе в  Киев. Она жила одна, у нее бабушка  бы отдохнула, пожила спокойно, да и  город у них не такой шумный, как Москва. «Пусть едет», подумал  Витька. Бабушка расстроилась, что  ей без внука будет скучно, не за кем тогда ухаживать да баловать, «Что же ты молчишь? - спросил папа. - Бабушка из-за тебя хочет остаться. Ну, как бы ты хотел, чтобы она  осталась, или уехала?»

2.Анкета. Она состояла из пяти вопросов:

  1. Знаете ли вы свои права и свободы?
  2. Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?
  3. Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.
  4. Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?
  5. Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?

 

 

 

2.2.Анализ и  обсуждение результатов исследования  на базе школы

Для выявления уровня правового  воспитания младших школьников использовались следующие методики - «Незаконченный рассказ» и анкета. Эксперимент проводился среди 12 учеников 4 класса общеобразовательной средней школы № 2 г.Лоева. Методику «Незаконченный рассказ» использовали, будучи на уроке литературного чтения, так как это было целесообразно и увлекательно для школьников, для её проведения никаких подручных материалов не требовалось. После инструктажа и объяснения детям принципов выполнения работы по методике «Незаконченный рассказ» мы приступили к эксперименту, вот какие результаты дала нам проведённая работа: в эксперименте участвовало 12 человек, из них 7 девочек и 5 мальчиков.

Таблица 1-результаты по методике «Незаконченный рассказ»

Фамилия, имя ребёнка

Уровень

Очень высокий

высокий

средний

низкий

Очень низкий

1.

Горшунова Вика

 

+

     

2.

Дудина Катя

 

+

     

3.

Жевнова Юля

 

+

     

4.

Киреенко Наташа

 

+

     

5.

Кожевников Саша

   

+

   

6.

Машукова Яна

   

+

   

7.

Моховикова Настя

     

+

 

8.

Раздуев Максим

   

+

   

9.

Рожков Артём

     

+

 

10.

Силков Саша

 

+

     

11.

Шемякин Игорь

 

+

     

12.

Шустова Елена

   

+

   

 

Отсюда видно, что большинство  детей имеют высокий (6 человек) и  средний уровень (4 человека) сформированности нравственных представлений и поступков. Всего 2 человека имеют низкий уровень сформированности нравственных представлений и поступков.

Так же эти же детям была предложена анкета с пятью вопросами.В результате применения разработанной нами анкеты мы получили следующие результаты: высокий уровень правовых знаний показали 5 человек, 2 человека - средний, низкий -5 человек.

На вопрос «Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?». Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках, от учителей - 5 человек. Некоторые ответили, что из газет, журналов, радио и телевидения – 2 человека. И 5 человек на вопрос не ответили.

На вопрос: «Знаете ли вы свои права и свободы?» Имеют представление о своих правах 5 опрашиваемых. 7 и не "подозревают", что имеют права и свободы, считая, что еще не совсем выросли и все за них решают взрослые. В анкетах ребята более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести.

На вопрос: «Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые». Считают, что имеют обязанности 8 опрошенных детей. Среди несовершеннолетних высока ответственность перед государством, так как были отмечены обязанность платить налоги и служба Отечеству. Ребята говорят о необходимости соблюдать законы. Большинство же говорят об обязанности учиться в школе, слушаться родителей и учителей, защищать природу, делать уроки, не курить в школе, тихо сидеть на уроках, не хулиганить!

На вопрос: «Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?» С помощью опрашиваемых представляем вам оригинальное определение, хотя сказать что-то вразумительное смогли всего 5 опрашиваемых. Правовая культура человека - это поведение человека на основе знания законов и прав других. Человек, пользуясь данными ему правами не должен нарушать ничего. Это уровень воспитанности человека, когда он думает, о чем говорит и что делает. Наличие правовой культуры вызывает желание быть законопослушным, ходить на выборы  и платить налоги.

На вопрос: «Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?» 5 человек не считают себя свободными, или не совсем. Остальные вполне свободны.

В результате применения метода «Незаконченный рассказ» и анкеты мы выявили, что преобладающим уровнем  правовой воспитанности младших  школьников является средний и низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 3. Мероприятия  по правовому воспитанию в  начальных классах

1 КЛАСС

Тема: «Что такое право?»

Цель занятия: объяснить детям значение понятия «право», его соотношение со словами «правила», «правильный».

Основные понятия: правила, права, желания.

Дидактические материалы: корзинка (коробка и т.п.), бумажные лепестки разного цвета и один большой лист ватмана или плотной бумаги; текст рассказа Э.Э. Мошковской «Маленький Великан».

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство

Учитель: - Давайте познакомимся поближе, потому что нам предстоит  проводить вместе много времени. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. каждый по очереди будет называть своё имя и вспоминать слово, которое начинается с той же самой буквы. Например, меня зовут Саша, а слово - сказка (Валя - весна и т.д.).

Затем учитель достаёт  корзинку с разноцветными бумажными  лепестками, предлагает каждому из ребят вытянуть из корзинки по одному лепестку и написать на нём своё имя (или нарисовать себя).

- Теперь на большом  листе бумаги нарисуем сердцевину  цветка и по очереди прикреплять  к ней лепестки, называя своё  имя и немного рассказывая  о себе.

Когда все приклеят свои лепестки на большой лист, учитель  просит по одному добровольцу от каждого  ряда, которым даётся задание с  закрытыми глазами указать пальцем  на один из лепестков. Затем дети открывают  глаза, видят, чьё имя написано, и  вспоминают, что именно тот рассказывал  о себе

2.Беседа

- Сегодня к нам в  гости пришел Маленький Великан.  Слышали ли вы когда-нибудь  про маленьких великанов? (Нет.)

- А про обычных великанов?  (Да. Шрэк, людоед, каменный великан.)

- Что делают, какие поступки  совершают обычные великаны? (Делают  добро людям, помогают им, например, переносить тяжести.)

- Так вот, сегодня к  нам пришел именно Маленький  Великан. Хотите про него послушать? (Учитель читает рассказ Э.Э.  Мошковской «Маленький Великан».)

«Жил-был Великан. Все  великаны были как великаны. Большие-большие. Просто огромные! А тот был маленький. Уж такой он уродился. Он приходил и  говорил:

- Здравствуйте, я Великан.

Но ему не верили, а  только смеялись:

- Ха-ха-ха, вот шутник!

И он подумал: «Наверное, нужно  доказать, что я все-таки Великан».

Учитель: - Ребята, что необходимо было сделать нашему герою, чтобы  все поверили, что он великан? (Сшить одежду большого размера, ходить на ходулях. Приделать к рукам деревяшки, чтобы они были длиннее. Выпить эликсир, как в сказке «Алиса в стране чудес», и стать большим. Помогать людям и быть добрым к ним.)

- Давайте послушаем, что  было дальше. Как же решил поступить  наш гость: «И он стал поднимать  такие тяжести, какие может  поднимать только великан. И  он не плакал, когда ему было  больно. Это тоже могут только  великаны. И он никогда не жадничал. Он был добрый, очень добрый, потому  что так полагается у великанов.  И вот тогда все поверили. Поверили, что он Великан.

Да! Просто он был Маленький  Великан!»

Вопросы к детям:

- Почему вначале Маленькому  Великану не поверили? (Он был  не похож на великана.)

- Почему потом поверили? (Он стал поступать так, как  все другие великаны: был добрым, не жадничал, помогал людям, не  капризничал.)

- Поступал ли Маленький  Великан по общим правилам  великанов до того, как он решил  доказать, что он великан? Как  вы думаете? (Наверное, нет.)

- Вот они и не замечали, что он тоже великан. Обращали  внимание только на его рост. Может быть, он был не совсем  добрым, может быть, иногда жадничал?

- Какое же главное правило  он понял и стал выполнять? (Быть добрым, очень добрым ко  всем, помогать всем, а не кому-то  одному).

- Вы хотели бы дружить  с Маленьким Великаном? Или  быть таким, как он? (Да.)

- Давайте продолжим путешествие  с Маленьким великаном в волшебную  страну. Вот что произошло дальше: «Маленький Великан отправился  в волшебную страну, где сбываются  все желания, а по дороге  спрашивал у встречных, чего  им хочется больше всего, и  записывал ответы людей. Долго  он шел, наконец добрался. Достал список желаний и увидел, что все ему не унести за один раз, многое придется оставить до следующего раза. Стал он думать, какие желания исполнить в первую очередь. Кате хочется новую куклу, Диме - машинку, как у Сережи, и т.д. Если их не принести, то ничего страшного не случится, без этого можно жить, немного подождать. Но есть и другие просьбы. Если их не выполнить, случится беда со всеми, невозможно будет жить никому, в том числе и Диме, и Кате, и мне, хотя я и не просил ничего у Маленького Великана. Вот что было дальше в списке: дышать свежим воздухом, пить чистую воду, ходить в школу, иметь книжки тетрадки, сделать так, чтобы никого не обижали, не били, не обзывали и др.»

- Как вы думаете, какие  желания исполнил Маленький Великан  в первую очередь: чтобы было  всем хорошо или кому-то одному? (Конечно, те, без которых всем  невозможно жить.)

- Это правило для всех  великанов. И очень правильно,  что он решил сначала сделать  добрые дела для всех (и для  нас с вами). Вот они и называются правами. Наш Маленький Великан приглашает нас в волшебную страну, где сбываются все мечты и желания. И сейчас у каждого есть возможность подумать, чего он больше всего желает и о чем очень-очень хотел бы попросить у Маленького Великана. Давайте теперь каждый назовет одно свое желание.

Информация о работе Формирования правового сознания учащихся