Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:00, реферат

Описание

В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….
2.Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования………………………………………………………………
3.Используемая литература……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

контрольная по физре..doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

Такой паспорт станет для каждого выпускника строительного высшего учебного заведения свидетельством его здоровья, физической и психофизической пригодности  на первых этапах трудовой деятельности, а в дальнейшем станет основой индивидуальных программ самосовершенствования личности и специалиста с целью оптимального выполнения тех сложных задач, которые поставит перед ним жизнь. 
 

Физическая  культура как учебная  дисциплина 

Согласно  Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, учебная дисциплина ФК преподается в высших учебных заведениях в объеме 408 часов с 1-го по 4-й курс.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина ФК включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

·        физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

·        социально-биологические основы физической культуры;

·        основы здорового образа и стиля жизни;

·        оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

·        профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

·        теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношений к физической культуре;

·        практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

·        контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная  направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все  три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.  

Распределение студентов по учебным  отделениям 

Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное  и спортивное. 

Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента. 

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. 

В специальное  отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются по полу и с учетом уровня функционального  состояния студентов. 

Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы.

В спортивное учебное отделение, зачисляются  студенты имеющие спортивные разряды по видам спорта, показавшие хорошую физическую подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе. 

Студенты  спортивного отделения выполняют  обязательные требования и нормативы (тесты), установленные для основного отделения и в те же сроки. Отдельные студенты спортивного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением в установленные сроки обязательных зачетных требований и тестов. 

Перевод студентов из одного учебного отделения  в другое, осуществляется по их желанию  только после успешного окончания  семестра или учебного года. Перевод  студентов в специальное учебное  отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года. 

Физическое  воспитание  студентов  осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий  на  протяжении  всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

- теоретических, практических, контрольных; 

- элективных  практических занятий (по выбору);

- индивидуальных  и индивидуально-групповых дополнительных  занятий (консультаций);

- самостоятельных    занятий   по   заданию   и   под   контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме:  

- выполнения  физических упражнений и рекреационных  мероприятий  в режиме учебного дня;

- занятий  в спортивных клубах, секциях,  группах по интересам;

- самодеятельных   занятий   физическими  упражнениями,  спортом, туризмом;

- массовых    оздоровительных,    физкультурных    и   спортивных мероприятий.

 Взаимосвязь  разнообразных   форм  учебных  и  внеучебных  занятий создает  условия,  обеспечивающие   студентам   использование   научно обоснованного  объема  двигательной  активности  (не  менее  5 часов в неделю),  необходимой  для  нормального  функционирования   организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Сроки и  порядок  выполнения   зачетных   требований   и   тестов

определяются  учебной  частью  вуза  совместно  с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

 Практические  зачетные  требования  и  тесты выполняются в учебное время на контрольных соревнованиях,  к которым  допускаются  студенты, регулярно   посещающие   учебные   занятия  и  получающие  необходимую подготовку.

 Зачет  у    студентов    принимают   преподаватели   в   постоянно закрепленных учебных группах.  Отметка о зачете вносится  в  ведомость факультета и в зачетную книжку студента.

 Студенты, освобожденные от  практических  занятий  по  физической культуре  на  длительный  период,  выполняют  письменную  тематическую контрольную работу,  связанную с характером их  заболевания,  и  сдают зачет по теоретическому разделу программы.  Студенты,  выполнившие все требования учебного плана и учебной программы,  допускаются к итоговой аттестации   по  физической  культуре,  которая  проводится  комиссией кафедры.

Контроль  состояния здоровья студентов  

Для контроля за состоянием здоровья студентов в университете ежегодно проводятся  врачебные  обследования студентов до начала учебных занятий по  физическому  воспитанию  на  1 курсе  и повторно на всех последующих курсах в начале каждого учебного года,  а также перед спортивными  соревнованиями,  после  перенесенных заболеваний,  травм  или  длительных  перерывов в занятиях физическими упражнениями;

Студенты, не  прошедшие медицинское обследование,  к практическим учебным  занятиям  по  учебной  дисциплине  "Физическая  культура"  не допускаются.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература:

1.Барчуков И., Назаров Ю. Физическая культура и физическая подготовка. М.: 2007.

2.Физическая культура: Учебник /Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Изд-во «Гардарики», 2007. – 350с.

3.Ляшенко Т.К., Коваленко Д.Н., Черноусов О.Г., Кузнецова Г.Н. Физическая культура DOC. Учебное пособие. — Томск: 2006.

4.Л.П. Матвеев Теория и практика физической культуры. М.:1999

5.www.erudition.ru Электронная энциклопедия эрудит /Понятие физическое воспитание и физическая подготовленность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования