Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:00, реферат

Описание

В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….
2.Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования………………………………………………………………
3.Используемая литература……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

контрольная по физре..doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)
 
 

___________________________Самарский государственный экономический университет. 

Заочный факультет 

_______Периферийный  поток_______ 

_______Попова Полина Андреевна_______ 

Курс__1____Специальность___Бух.учет,анализ и аудит_____ 

Занимаемая  должность_________________________________ 

Наименование  предприятия_____________________________ 

Реферат_№_1_________________________________________ 

Тема___ Физическая культура как учебная  дисциплина высшего профессионального  образования__________________________ 

По дисциплине _____Физическая культура__________________ 

Дата  получения работы деканатом____________________________________ 

Дата  сдачи работы на кафедру________________________________________ 

Дата  рецензирования работы__________________________________________ 

Дата  возвращения работы кафедрой в деканат___________________________

  
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2011 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

1.Введение……………………………………………………………….

2.Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования………………………………………………………………

3.Используемая литература……………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

Возрастание информационных потоков, расширение номенклатуры учебных дисциплин ведут к  повышению интенсификации учебного процесса в вузах и, как следствие, — возрастанию психо-эмоциональных нагрузок учащихся. Данная ситуация предъявляет повышенные требования к уровню здоровья и работоспособности студентов. Недостаточная физическая активность нынешних студентов в детском возрасте приводит к тому, что, с одной стороны, нынешние абитуриенты по уровню своей физической подготовленности гораздо ниже, чем абитуриенты прошлых лет, с другой — к низкому уровню культуры отношения к своему здоровью и двигательной активности в студенческие годы как естественному рекреационному средству. 

Как следствие  всего этого, к концу обучения физическая подготовленность студенческой молодежи существенно ухудшается, а  заболеваемость — увеличивается. Около 50% студентов имеют отклонения в  состоянии опорно-двигательного  аппарата, а 20% — избыточный вес. Средства физической культуры недостаточно эффективно используются в качестве профилактики эмоциональных и физических (в основном статического плана) перегрузок. К физическому самовоспитанию приобщается менее 2% студентов. 

В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие. 

В этой связи представляется весьма актуальным подход, направленный на решение задачи приобщения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями на основе реализации их интересов  к современным оздоровительным системам. 

На занятиях по физической культуре должен реализовываться  дидактический принцип «Сознательности  и активности», направленный на формирование мотивации обучаемых к регулярным занятиям физическими упражнениями, укрепления чувства самодостаточности обучаемых. Такой подход способствует решению задачи социологизации будущих специалистов. Профессионалы высшей квалификации являются не только носителями, но и источниками определенной культуры. Положительное их отношение к физической культуре будет способствовать более широкому внедрению физической культуры в повседневную жизнь населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Физическая  культура как учебная  дисциплина высшего  профессионального  образования.

Физическая  культура как учебный предмет  имеет сложное строение, она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную умственную сферы студентов.

Является  процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру личности.

Большие воспитательные и образовательные  возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим  образом не организован процесс преподавания.

Массовые  обследования анкетные опросы студенческой молодежи свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными  и регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается  еще значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме своей жизнедеятельности.

Физическая  культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней  школе. 

С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была введена новая учебная программа по физической культуре, содержание которой отражало основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека. 

В законе говорится: 

«Образовательное  учреждение создает условия, гарантирующие  охрану и укрепление здоровья обучающихся». 

Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно - профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие). 

На основании  Закона, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации  от 10 августа 1993 года №773 утвержден  Государственный образовательный  стандарт высшего профессионального  образования. 

В требованиях  Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре записано: 

1.понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

2.знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

3.владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре;

4.приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. 

Новая учебная программа по физической культуре отражает также «Основы  законодательства Российской Федерации  о физической культуре и спорте» (приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27 апреля 1999 года).

Поэтому в перечне дисциплин гуманитарного  цикла учебной дисциплине «Физическая  культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных  часов (408 часа).

Кроме того выделяются дополнительные часы на так называемые элективные курсы  для занятий по выбору студентов  в спортивных секциях во внеучебное время.

В целом  это позволяет проводить учебные  занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения. 

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается  решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных  задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.

Одной из важных социальных функций физического  воспитания в процессе обучения студентов  является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой  профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения.

Именно  на это и направлена учебная программа, которая явилась прогрессивным  шагом в формировании всесторонне  и гармонично развитой личности выпускника высшего учебного заведения с  высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. 

Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к  здоровому и продуктивному стилю  жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности. 

Отличительными  особенностями учебной программы  являются ее широкая общеобразовательная  направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. 

Профессиональная  направленность образовательно-воспитательного  процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую роль. 

Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена  запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Этот  заказ предполагает обязательное наличие  у будущих специалистов общей  и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества. 

Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности  жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях. 

Однако  надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале содержит острые средства, которые при их неправильном использовании могут  воспитать у студентов отрицательные  духовные (нравственные, волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных занятиях тщательно контролирует этот процесс. 

Помимо  чисто воспитательных мероприятий  одним из важных факторов в этом направлении является создание у  студентов устойчивой мотивации  по выполнению требований профессионально-прикладной физической подготовки. 

С этой целью в рабочем учебном цикле  кафедр физического воспитания должно предусматриваться обязательное медицинское  обследование, в состав которого по мере прохождения материала подключается углубленное функциональное обследование психомоторики и характерологических качеств личности. 

Результаты  обследований сравниваются с разработанными психофизическими моделями инженеров-строителей различных специальностей, а затем  выдаются соответствующие рекомендации по доведению уровня «профессионального здоровья», физических и психофизических характеристик студентов до модельных. 

Выпускнику  предполагается выдавать «паспорт профессионального  здоровья», в котором содержатся характеристики молодого специалиста, отражающие его соответствие требованиям профессии по физической подготовленности, по состоянию основных функциональных систем организма, по готовности основных рабочих органов воспроизводить психофизические требования данной специализации, характерологические особенности личности, а также способность переносить специфические профессиональные вредности. 

Информация о работе Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования