Физическая культура как учебная дисциплина в Вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:50, реферат

Описание

одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества.

Термин физическая культура (иногда её называют телесная

культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья. Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой

совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических

способностей.

Содержание

Введение…......................................................................................................... 2

Что такое физкультура и спорт?...................................................................... 3

Направления использования средств физической культуры и спорта..................................................................................................................4

Формы физического воспитания студентов................................................... 6

Программное построение курса физического воспитания……………........8

Физкультурно-спортивные клубы........................................................................................ 9

Лечебная физкультура при моем заболевании………………………………11

Комплекс лечебной гимнастики……………………………………………...12

Показания и противопоказания при занятиях физ.упражнений и в бытовых условиях 13

Применение других средств физической культуры при данном заболевании………….14

Заключение…………………………………………………………………………………..15

Литература…………………………………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение  высшего  профессионального образования 

«Сибирская  государственная геодезическая  академия»

(ГОУ  ВПО «СГГА»)

Кафедра физической культуры 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Реферат по теме:

Физическая  культура как учебная  дисциплина в Вузе.

Лечебная  физкультура при  моем заболевании. Показания  и

противопоказания  при занятиях физических упражнений и в

социально-бытовых условий. Применение других средств физической  культуры при данном заболевании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Проверил:

     Сырецкая  Г.П.

                                                                                                         

      Выполнил:

      Ст. гр. К-11

                                                                                                           Аникина М.П.  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Новосибирск 2010

                                             Cодержание

Введение…......................................................................................................... 2

Что такое физкультура  и спорт?...................................................................... 3

Направления использования  средств физической культуры и спорта..................................................................................................................4

Формы физического  воспитания студентов................................................... 6

Программное построение курса физического воспитания……………........8

Физкультурно-спортивные клубы........................................................................................ 9

Лечебная физкультура  при моем заболевании………………………………11

Комплекс лечебной гимнастики……………………………………………...12

Показания и  противопоказания при занятиях физ.упражнений и в бытовых  условиях 13

Применение других средств физической культуры при  данном заболевании………….14

Заключение…………………………………………………………………………………..15

Литература…………………………………………………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Введение

Что изучает история  физической культуры и спорта? Каков  её предмет, какие основные понятия  определяют её как научную и учебную  дисциплину? Остановимся

на рассмотрении этих положений.

История физической культуры и спорта (История ФКиС) включает в себя три

основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние

говорили: «Historia est magistra vita» - «История – наставник  жизни».История физической культуры – наука о закономерностях  возникновения и развития идей, организационных  форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни

общества; она даёт научный анализ возникновения и  развития физической культуры, как  одной из форм общественной жизни  и составной части общей культуры общества.

Термин физическая культура (иногда её называют телесная

культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья. Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой

совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических

способностей. Она  включает систему физического воспитания, специальные

научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область

общественной и  личной гигиены, гигиены труда и  быта, правильного режима труда

и отдыха, использование  естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – вцелях оздоровления и закаливания организма. 
 
 

                                                        2

                        Что такое физкультура и спорт? 

Физическая  культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Физическая  культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Физическая  культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).

Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм  мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию  людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Физическое  воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений  связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию «физическая культура». Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.

Термин «спорт»  употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт (спортивные занятия во время отдыха, в свободное от учёбы время), а также спорт высоких достижений — любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Обострение конкуренции на международной спортивной арене сделало спорт одной из активных сфер человеческой деятельности.

Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности.  

                                                       3

Она служит важнейшим  фактором становления активной жизненной  позиции.В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в  систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие  систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические  особенности личности студентов.

Воспитание  физических качеств  основывается на постоянном стремлении сделать  сверхвозможное для  себя, удивить  окружающих  своими  возможностями. Но для этого со  времени рождения  нужно  постоянно и регулярно  выполнять  правила  правильного  физического  воспитания. Основным  этапом в воспитании  этих качеств является  образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого  происходит  закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда). 

Направления использования средств  физической культуры и спорта

Конкретные направления  и организационные формы использования  массовых оздоровительных, физкультурных  и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят  от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация—восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления.

Гигиеническое направление предполагает использование  средств физической культуры для  восстановления работоспособности  и укрепления здоровья как в условиях общежитии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

                   

                                                    4

Оздоровительно-реакреативное  направление предусматривает использование  

средств физической культуры и спорта при коллективной организации

отдыха и культурного  досуга в выходные дни и в период каникул в целях

послерабочего восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления  относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитии, в домах  отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т. д.

Общеподготовительное  направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание  ее в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО соответствующей возрастной ступени. Средствами подготовки по этому направлению являются виды упражнений, входящих в комплекс ГТО: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры и др. Для планомерной работы по этому направлению организуются группы ГТО и специальные секции, проводятся спортивные соревнования.

Спортивное направление  предполагает специализированные систематические  занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного  совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.

Информация о работе Физическая культура как учебная дисциплина в Вузе