Культурология как научная и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:56, доклад

Описание

В конце XX – начале XXI веков стремительно меняется социальный и куль¬турный облик мира. В современном мире взаимосвязи и взаимозависи-мости людей и целых народов приобретают систематический и полномас-штабный ха¬рактер, который превращается в существенный фактор их жизни и мышления.

Содержание

1. Социогуманитарное знание и культурология в современном
вузовском образовании………………………………………….1
2. Культурология в России: вехи становления и современное
состояние…………………………………………………………10
3. Культурология и другие науки о культуре, особенности её
объекта и методологии………………………………………….18
4. Культурология как наука постнеклассического типа………...21
5. Культурология как учебная дисциплина, её цели и задачи…...27
6. Задачи общества и государства в сфере культуры в XXI веке..30
7. Литература………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

1 т.культурол. как науч и уч дисц. авг. 2012 г..doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Тема 1. Культурология как научная и учебная дисциплина 

  1. Социогуманитарное знание и культурология в современном 

    вузовском образовании………………………………………….1

  1. Культурология в России: вехи становления и современное

         состояние…………………………………………………………10

  1. Культурология и другие науки о культуре, особенности её

    объекта и методологии………………………………………….18

  1. Культурология как наука  постнеклассического типа………...21
  2. Культурология как учебная дисциплина, её цели и задачи…...27
  3. Задачи общества и государства в сфере культуры в XXI веке..30
  4. Литература………………………………………………………..33
 
  1. Социогуманитарное знание и культурология в современном  вузовском образовании
 

    В конце XX – начале XXI веков стремительно меняется социальный и культурный облик мира. В современном мире взаимосвязи и взаимозависимости людей и целых народов приобретают систематический и полномасштабный характер, который превращается в существенный фактор их жизни и мышления.

      Мировое сообщество в наше  время отличается также интенсивным взаимодействием и взаимовлиянием социальной и культурной сфер, которые признаются явлениями единого социокультурного масштаба. Сейчас важно понять, что общество может плодотворно развиваться только при условии преодоления противоречия между социальными отношениями и их культурным содержанием.1

    В наступившем столетии рождаются  новые социокультурные возможности, но, вместе с тем, - и новые социокультурные проблемы. Если для XX века было типичным господство отраслей промышленности, основанных на использовании естественных ресурсов (нефти, газа, зерна и так далее), то в новом XXI веке в экономике развитых стран доминируют интеллектуальноёмкие отрасли: микроэлектроника, биотехнологии, телекоммуникации, - основанные на современном научном знании.

    В ХХI веке технологии оказывают существенное влияние на культурные процессы, которые приобретают широкомасштабный интернациональный характер.  Разнообразные культуры выходят на историческую арену в качестве самостоятельных субъектов (после нескольких веков доминирования в мире западной культуры). Это открывает большие возможности как для взаимопонимания, духовного сближения народов и отдельных людей, так и для их разобщения, распространения идей национальной, расовой исключительности, религиозной нетерпимости.2

      В этих условиях ЮНЕСКО разработало стратегию культурного разнообразия как магистрального направления развития мирового сообщества. Интенсивный рост самых разных культур, выходящих на историческую арену после нескольких веков доминирования западной культуры,  стал ведущей

тенденций развития мировой культуры.   Реализация      этой стратегии противостоит тенденции к культурной стандартизации, навязываемой адептами «дикой глобализации» и латентно с ней сопряжённого культурного изоляционизма, провоцирующего радикальные и даже агрессивные действия.3       

    Некоторые из отмеченных выше тенденций действуют и в России, активно входящей в XXI веке в структуры мирового сообщества. При этом следует отметить, что  в России происходят резкие изменения социально-экономической структуры общества, следствием чего становится маргинализация отдельных людей и социальных групп. Именно в такие периоды дестабилизации возрастает необходимость в достоверном знании о культуре, её роли в жизни общества и человека.

    Однако  объективное и повсеместное возрастание социальной значимости культуры ещё не осознано у нас ни государством, ни обществом. Государство в своей культурной политике отнюдь не считает культуру одной из важнейших и приоритетных сфер жизнедеятельности общества.4 Да и в самом российском обществе, в том числе в его просвещённой части продолжают господствовать обыденные, поверхностные представления о культуре.

    Нам важно сейчас понять неоднозначное  влияние широкой демократизации на социальную и культурную жизнь в условиях их сближения, что происходит и в мире, и начинает происходить в России.5 В этой ситуации демократизация способствует распространению наиболее упрощенных, примитивных продуктов массовой и коммерческой культуры. В наше время весьма актуально звучат слова Н. А. Бердяева, высказанные им ещё в начале XX века. Он говорил, что в условиях демократизации культура «становится дешёвой, доступной, плоской и пониженной в своём статусе».6

    Существенное  влияние на культуру оказывают и  рыночные отношения, которые получили развитие в России. Ныне захваченная рыночной стихией отечественная культура оказалась в весьма неблагоприятном положении. Мы видим, что рынок сам по себе отнюдь не способствует расцвету культуры, рождению её высоких образцов. «Дикий», криминальный рынок порождает в человеке, особенно в нашем соотечественнике, никогда не жившем в цивилизованном рыночном обществе, низменные качества, деформирует его жизненные цели и поступки. Человек теряет сложившиеся в течение столетий нравственные ориентиры, утрачивает милосердие, сострадание, становится равнодушным к людям, их горю, замыкается в себе, либо вступает в конфликт с социальным окружением, лишая себя и других радости человеческого общения. Всё это приводит к тревожному выводу, что из множества проблем ключевой является проблема дефицита культуры, указывающая на глубокий духовный кризис общества.7 В чём он проявляется? В утрате ценностных ориентиров, моральной разобщённости, распространении пороков, агрессивности и враждебности, пошлости и безнравственности, духовной деградации человека.

    Авторитетные  отечественные культурологи (проф. Р.Г. Абдулатипов) констатируют в современной России культурный (духовный) кризис, выделяют его основные признаки:

    - деструктивные действия представителей  власти, государства, бизнеса и общества;

    - тотальный прагматизм (вытесняющий  базовые ценности духовной культуры из жизни общества);

    - распространение бездуховных технологий (в том числе и в системе  образования – ЕГЭ, модульно-рейтинговая система и т.д.);

    - разгул экстремизма и национализма;

    - эпидемия невежества и эгоизма.8

    Преодоление социокультурного кризиса, духовно-нравственное развитие страны требует единения всех здоровых, конструктивных сил общества. Речь идёт о просвещённой его части, подлинных патриотах, воспринимающих культуру как стратегический ресурс Отечества, как главную созидательную силу и национальную идею России XXI века. Решение этой исторической задачи предполагает овладение современными научными знаниями о феномене культуры.

   Личность в XXI веке должна обладать достаточным уровнем культуры, предполагающем научные представления об этом феномене, без чего невозможно адекватное реагирование на разнообразные проявления социокультурной среды обитания и содействие её гуманизации. Такую личность можно подготовить только в  условиях гуманитаризации образования, в том числе и высшего. В чём особенность современного гуманитарного знания? Специалисты отмечают, что оно всё больше взаимодействует с социальными  науками. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что происходит нарастание интенсивности взаимодействия социальной и культурной сфер в мировом сообществе и в нашем отечестве, предполагающее своевременное разрешение противоречий между социальными отношениями и их культурным содержанием. Механизм разрешения данных противоречий предполагает согласование процессов социализации (включением людей в систему норм и ценностей своего общества) и инкультурации (включённости людей в культуру). И те, и другие процессы протекают на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно – в годы обучения в вузе, где молодые люди овладевают профессиональными знаниями, требующими целенаправленного усвоения концентрированной интеллектуальной информации. Одновременно будущие специалисты входят в систему норм и ценностей своего общества и той его области, где им предстоит работать. Не секрет, что студенческие годы – это «пик» эмоциональной жизни человека, когда он особенно остро испытывает потребности в дружбе, любви и взаимопонимании, в том, что не поддаётся рациональному анализу и относится к ментальности личности. Эти аспекты также входят в содержание вузовского социогуманитарного знания о человеке и окружающем его социальном мире, механизмах культуры, системе норм и ценностей, которые регулируют жизнь общества и т.п.

    Современное социогуманитарное знание сложилось  в целостный комплекс, включающий науку о культуре - культурологию, имеющую в своём предметном поле социальную и гуманитарную составляющие. Культурология (в комплексе социогуманитарного знания) играет важную роль в становлении современной личности, гармонизирует её социальное бытие. Культурологическое знание помогает осмыслению человеком собственной культуры, своего места в культуре общества. Это придаёт личности внутреннюю устойчивость, способность внутреннего выбора ценностных ориентиров, адекватного выстраивания межличностного взаимодействия.

      Что даёт культурологическое знание обществу? Следуя духу прагматического времени, «культурологически» просвещённая часть общества начинает осознавать, что культура как накопленная, так и становящаяся помогает социуму выживать. Культурологи доказали, что именно культура программирует деятельность и на уровне общества, и на индивидуальном уровне, выстраивает траектории поведения людей. Эти траектории могут быть либо социально полезными, либо социально вредными. Если в прошлом нейтрализация негативных траекторий достигалась стихийно (но высокой ценой) по принципу гомеостаза (стремления к равновесию в ситуации разнонаправленных изменений), то в настоящее время цена социально вредного поведения многократно повышается, но появляется возможность позитивно влиять на социокультурную динамику. Накопленные социально-гуманитарные знания могут быть использованы для применения современных способов моделирования этой динамики.9 Проблема состоит в том, чтобы социально-гуманитарное и культурологическое знание было актуализировано на уровне социальном – в оформлении установки терпимости, готовности к компромиссам и на уровне профессиональной деятельности (любого характера) – в понимании её социокультурного контекста.  Обеспечение высокой степени терпимости, готовности к компромиссам – задача, имеющая судьбоносное значение для всего человечества, ибо без её последовательного решения в обозримой перспективе ему не выжить. Здесь решающая роль принадлежит культуре, реализации её регулятивной функции, способности создавать эффективные механизмы ослабления агрессии, деструктивных, разрушительных тенденций, которым необходимо научиться овладевать. Предназначение культурологии состоит в том, чтобы подвести человека к восприятию основной ценности – пониманию иных культур как своей родной культуры. Культурологически образованный человек не делит культуры на свою и чужую – он знает, что есть своя и иные культуры, они в равной степени уникальны, чем их больше, тем устойчивей культурная система (а также и общество).

    Эта важная задача культурологии стоит  и перед каждым студентом, но он –  будущий специалист, который стремится  к овладению избранной профессией. Приступая к изучению культурологии, студент должен осознать социокультурный контекст своей предстоящей профессиональной деятельности. Что это значит? – понимание того, что во всех  явлениях культуры всегда воплощена какая-нибудь ценность, ради которой эти явления созданы. Следовательно, смысл деятельности (особенно профессиональной) понимается через отнесение к ценности. Это понимание содержится только в культурологическом знании и представляет собой императив самосохранения человечества в современном виде.10

    Главная цель в изучении культурологии – постижение культурного смысла того вида профессиональной деятельности, к которой готовит вуз. Только в этом случае в настоящее время можно гарантировать общество, его структуры, отдельных граждан от неприемлемых для них решений. Культурный смысл профессиональной деятельности означает введение и утверждение её нового критерия – социальной цены принятого решения, которая должна прогнозироваться и служить критерием профессионализма.

    Всё изложенное выше о социогуманитарной (в т.ч. и культурологической) подготовке специалиста в полной мере относится и к сфере юридического образования, более того, данное направление в обучении и воспитании будущих юристов в настоящее время приобретает особую актуальность,11 что обусловливается рядом причин. Во-первых, во всем мире и в России на протяжении XX века правовые системы находились под мощным влиянием научно-технического прогресса, вследствие чего элитарный профессиональный статус юриста-универсала трансформировался в массовый профессиональный статус «узкого» юриста. Данный переход, как признают специалисты,12 сопровождается определённой деформацией юридической профессии, обусловленной технократической системой выработки и принятия решений. Технократическая структура требует от юриста совершенного знания норм процедуры, с которыми он непосредственно имеет дело. Чтобы отвечать повышенным требованиям, он вынужден ограничивать свою профессиональную деятельность рамками узкой практической сферы, стать профессионалом-технологом. Этому способствует и современная система юридического образования, сориентированная, прежде всего, на юридическую прагматику.

    Во-вторых, в настоящее время в России происходит коммерциализация правовой системы, следствием которой становится уменьшение гуманитарного настроя юридической профессии. Не выдержав «соблазнов» рыночного общества, юристы «увлеклись» излишним утилитаризмом и меркантилизмом. Данная тенденция, безусловно, должна учитываться вузовскими преподавателями-гуманитариями, призванными выработать иммунитет против отмеченных выше профессиональных деформаций. Каким образом? – Собственным профессионализмом и личностными качествами.

Информация о работе Культурология как научная и учебная дисциплина