Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение дифференцированного подхода мальчиков и девочек в физическом воспитании.

Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты проблемы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек;
охарактеризовать развитие физических качеств у детей дошкольного возраста;
Выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений; двигательные предпочтения школьников;
Сформулировать выводы по работе.

Содержание

1. Состояние проблемы дифференцированного подхода

в физическом воспитании дошкольников ………………………………..……..5

2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста ……………15

3. Особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек

в процессе выполнения физических упражнений ……………………………22

Заключение ……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы …………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

диф.подход испр. № 2179.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

1. Состояние  проблемы дифференцированного подхода 

в физическом воспитании дошкольников ………………………………..……..5

2. Развитие  физических качеств у детей  дошкольного возраста ……………15

3. Особенности  полоролевого поведения мальчиков  и девочек 

в процессе выполнения физических упражнений ……………………………22

Заключение  ……………………………………………………………………..33

Список  использованной литературы …………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

            Целью курсовой работы является рассмотрение дифференцированного подхода мальчиков и девочек в физическом воспитании.

           Задачи курсовой работы:

    1. Изучить теоретические аспекты проблемы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек;
    2. охарактеризовать развитие физических качеств у детей дошкольного возраста;
    3. Выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений; двигательные предпочтения школьников;
    4. Сформулировать выводы по работе.

       Актуальность темы обусловлена тем, что  у мальчиков и девочек по-разному формируются двигательные навыки. Поэтому при построении занятий необходимо, наряду с развитием всех физических качеств, включать упражнения на развитие гибкости, пластичности у девочек и силы у мальчиков.

           Объект исследования: Дифференцированный подход на занятиях физической культурой.

          Предмет исследования: Различие предпочтений в двигательных действиях мальчиков и девочек при занятиях физической культурой.

              Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в современных социально-экономических условиях развития общества стоит особенно остро. Серьезной проблемой является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

             Данная проблема решается с трех сторон. Во-первых, реализация государственной политики по формированию здорового образа жизни. Во-вторых, научные исследования в данной области (Вавилова Е. Н. 1971, Лайзане С. Я. 1973, Ермакова 3. И. 1974, Пензулаева JI. М. 1974, Карманова JI. В. 1975, Тимофеева Е. А. 1976, Фролов В. Г. 1977, Змановский Ю. Ф. 1980, Новохатько В. Н. 1984, Давыдеико Е. В. 1986, Шебеко В. Н. 1986, Вильчковский Э. С. 1989, Бальсевич В. К. 1996, Рунова М. А. 2000 и др.).

           В-третьих, практические педагоги, которые непосредственно на местах осуществляют педагогический процесс, используя в своей работе материалы, описанные выше.

            Значимость работы состоит в анализе и обобщении психолого-педагогической литературы по проблеме планирования и организации физического воспитания с учетом половой дифференциации.

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Состояние проблемы дифференцированного  подхода в физическом воспитании дошкольников

     Проблема  гендерного воспитания начала приобретать  актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков. Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек школьного возраста представляет большой интерес. Причины этих различий нельзя считать точно установленными. Их выявление требует специальных исследований физиологов, генетикой, психофизиологов, педагогов, а также специалистов в области физической культуры и спорта.

     Трудности в обеспечении дифференцированного  подхода по половому признаку обусловлены тем, что длительное время в процессе физического воспитания детей определяющим критерием отбора двигательного содержания являлся лишь возраст детей. Физическое воспитание дошкольников, как впрочем и все дошкольное воспитание чаще всего ориентировалось на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку. Разница между мальчиками и девочками проявлялась лишь при отслеживании результативности физической подготовленности – нормативы освоения ОВД имели (и имеют) градацию по полу. В подборе методов обучения, организации, отборе физкультурного оборудования половой признак не имел значения.

     Пол – это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и  социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки. В литературе, посвященной изучению различных педагогических систем показано, что идее дифференцированного воспитания не одна сотня лет. Со времен Древней Греции физическое воспитание мальчиков и девочек было неодинаковым и учитывало их различные ролевые функции в обществе. До недавнего времени современное общество заметно проигрывало классическим воспитательным системам в вопросах дифференцированного полового воспитания. Однако в последние 10 – 15 лет произошли позитивные изменения в подходе к решению данной проблемы.

     Воспитатели и специалисты должны хорошо ориентироваться  в физиологических и психологических  особенностях дошкольников обоего пола и учитывать их в образовательном  процессе.

     Одной из первых особенности развития основных движений у детей дошкольного возраста, связанные с половыми различиями, исследовала Е. Г. Леви-Гориневская (30—50-е годы), которой были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков в беге, прыжках и метании. Однако Е. Г. Леви-Гориневская утверждала, что основной причиной этого является плохо поставленная работа по физическому воспитанию и что при создании соответствующих педагогических условий различия в достижениях мальчиков и девочек будут сглажены1.

     Группа  ученых (О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниашвили, И. Попов) в 60—70-е годы пришла к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания2.

     Заслуживает внимания исследование Г. В. Шалыгиной (1977), в котором выявлено значительно меньшее расхождение в уровне развития движений сельских школьников (по сравнению с городскими), что, по мнению автора, зависит от условий жизни и воспитания.

     Не  менее интересные данные были получены в 80-е годы Э. С. Вильчковским. Ценность его исследования в том, что в нем прослеживалась динамика изменений уровней физического развития одних и тех же детей. Э. С. Вильчковский утверждает: различия между мальчиками и девочками определяются как половыми особенностями, так и их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижным играм. Он приходит к выводу о том, что эти различия до 7 лет не столь существенны, чтобы учитывать их при выборе средств физического воспитания1.

     Аналогичной позиции придерживается М. Н. Королева (1985). Пo ее данным, разница в уровне развития физических качеств у мальчиков  и девочек в дошкольном возрасте только намечается, что дает право  говорить о нецелесообразности разного подхода к физическому воспитанию детей с учетом пола.

     В 90-е годы понимание этой проблемы обогащается новыми данными, полученными  в исследовании В. А. Мануйловой и  В. М. Зуева (1991), посвященном возрастно-половым  особенностям точного воспроизведения движений детьми 5-7 лет. Проведенный ими эксперимент показал: девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики - на седьмом. Точность воспроизведения временного параметра движения у мальчиков пятого и шестого годов выше, чем у девочек, а мальчики семи лет справляются с заданием хуже, чем их ровесницы. Точность воспроизведения динамической характеристики движения у девочек всех возрастных групп выше, чем у мальчиков. Авторы исследования пришли к выводу: дошкольный возраст характеризуется неравномерным и разновременным развитием точности движений по основным параметрам у детей разного пола, однако практических рекомендаций по дифференцированному использованию средств и методов физического воспитания не предложили.

     Особый  интерес представляет другой аспект проблемы, а именно: изучение возрастно-половых  особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста. Одни исследователи (Р. А. Абзалов, В. О. Овчинников, А. О. Фролов и др.) считают, что половые  различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объему — более значимы, а по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков). Исследуя особенности двигательной активности детей 5—7 лет на прогулке, М. А. Рунова (1988) подчеркивала наличие значимых половых различий в средних величинах всех трех показателей двигательной активности (объем, продолжительность и интенсивность) у детей 5 лет (в осенние и зимние сезоны) и отсутствие таковых в другие возрастные периоды1.

     Специфику имеет содержательная сторона двигательной деятельности, что объясняется разными интересами детей разного пола (W. Henning, С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский). В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

     В то же время в зарубежной и отечественной  теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре, проводимых раздельно для девочек и мальчиков. Эти данные были получены в ходе экспериментов, проведенных W. Henning (1965), С. Ярнесакс (1965), О. Недригайловой (1967), Ц. Какабадзе (1967), В. Урицкой (1967), Н, Шишниашвили (1967), И. Поповым (1971), Э. Пээбо (1972).

    В то же время в зарубежной и отечественной теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре, проводимых раздельно для девочек и мальчиков. Эти данные были получены в ходе экспериментов, проведенных W. Henning (1965), С.    Ярнесакс    (1965),   О.   Недригайловой (1967), Ц. Какабадзе (1967), В. Урицкой (1967), Н, Шишниашвили (1967), И. Поповым (1971), Э. Пээбо (1972).

    Содержание  некоторых авторских программ, опыт работы инструкторов по физическому воспитанию дошкольных учреждений и данные собственных экспериментов подтверждают целесообразность дифференцированного воспитания мальчиков и девочек по следующим направлениям.

    1. Учет    сенситивных    (критических) этапов  для  формирования  и  совершенствования    двигательных    способностей, физических   качеств,   двигательных   навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов   при   минимальных   физических   и 
психических затратах.

    2. Осуществление   общей   физической  подготовки без разделения по  половому признаку.    Разница    может    проявляться лишь  в  дозировке   нагрузки  в  упражнениях   на   выносливость,    в   характере    и величине    мышечных    усилий    и    т.    п. Более глубокая специальная подготовка 
может    осуществляться    через    раздельную     программу     для     мальчиков     и девочек.   Она   может   быть   основана   на использовании разных  видов спортивных игр и упражнений,  игр соревновательной направленности      (с      преимущественным развитием    определенных    качеств),    элементов спортивной гимнастики и акробатики.

    3.Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости,  ритмичности,  затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности,      выразительности,      грациозности

(для  девочек).

    Указанные направления могут быть реализованы  на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение     основным     видам     движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.

      Экспериментальные уроки по системе Э. Ю. Пээбо включали следующие виды движений1:

        для мальчиков: 

      бег с преодолением препятствий,

      акробатические  элементы (кувырки, стойка на лопатках, перепорот в бок и т. д.),

      разные виды прыжков,

      упражнения  на перекладине, скамейке и гимнастической стенке,

      элементы  борьбы, различные игры, соревнования;

        для девочек: 

      упражнения  с лентами, шарфами,

      игры  на местности,

      катание на санках и др.

    Раздельное  проведение занятий, как это рекомендуют Э. Пээбо и др., лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Информация о работе Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек