Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение дифференцированного подхода мальчиков и девочек в физическом воспитании.

Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты проблемы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек;
охарактеризовать развитие физических качеств у детей дошкольного возраста;
Выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений; двигательные предпочтения школьников;
Сформулировать выводы по работе.

Содержание

1. Состояние проблемы дифференцированного подхода

в физическом воспитании дошкольников ………………………………..……..5

2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста ……………15

3. Особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек

в процессе выполнения физических упражнений ……………………………22

Заключение ……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы …………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

диф.подход испр. № 2179.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     Развитие мышечной силы в дошкольном возрасте – очень сложное дело. Постоянный рост ребенка при не сформировавшемся опорно-двигательном аппарате требует сугубо осторожного обращения с нагрузками. Всякое излишнее увеличение, особенно неверно выбранная нагрузка, может привести к отрицательным последствиям, ухудшить, а не улучшить здоровье ребенка.

     Развитию  силы рук и мышц плечевого пояса  способствуют подтягивания на высокой  и низкой перекладине. Упражнения на высокой перекладине рекомендуется  мальчикам и выполняются из положения  виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой перекладине – для девочек – выполняются хватом сверху из положения виса лежа. В каждое занятие включаем работу по воспитанию правильной осанки, постоянно напоминая детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее, грациознее.

     Для развития выносливости больше всего  подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

     Большинство специалистов выделяют старший дошкольный возраст как наиболее нестабильный период в физическом развитии и функциональном состоянии, имеющий свою специфику как у мальчиков, так и у девочек. У девочек происходит интенсивное нарастание длины и замедление прироста массы тела, а у мальчиков – спад функциональных возможностей за счет снижения темпов прироста физиометрических показателей и показателей мышечной силы. Мальчики более подвержены инфекционным и простудным заболеваниям, поэтому их следует оберегать от переохлаждения, прилагать дополнительные усилия по повышению их иммунитета.

     В целом, для девочек 5-7 лет характерен более высокий чем у мальчиков уровень умственной работоспособности. Девочки более устойчивы к учебному утомлению. Следовательно, чем больше в группе мальчиков, тем чаще и качественнее должны проводиться мероприятия по профилактике переутомления у детей.

     Существуют  и доказаны многими авторами (в их числе Н.Б. Котелевская, Г.П. Юрко, Н.В. Алябьева, В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак, С.О. Филиппова) особенности овладения двигательной деятельностью детьми разного пола. Так, по данным исследователей, мальчики быстрее овладевают бегом, прыжками, метанием, а девочкам лучше даются упражнения на гибкость, равновесие.1 По – разному происходит и формирование скоростно – силовых и координационных способностей мальчиков и девочек. Двигательные предпочтения и темпы овладения отдельными вилами физических упражнений также отличаются у дошкольников разного пола. Например, мы отмечали, что такие упражнения, как вращение обруча, прыжки через скакалку, сложно - координированные общеразвивающие упражнения с предметами быстрее осваиваются девочками старшего дошкольного возраста, нежели мальчиками. Кроме того девочки проявляли творческие способности, создавая варианты этих упражнений. В то же время определенные затруднения у девочек вызывали такие физические упражнения как метание на дальность, ползание по скамейке, лазание по гимнастической лестнице. Эти же движения являлись двигательным предпочтением мальчиков этой возрастной группы и не вызывали у них особых проблем при овладении их техникой.

     Мальчики  более активны в самостоятельной  двигательной деятельности, поэтому нуждаются лишь в создании условий, направляющих их активность в позитивное русло. Девочкам необходима дополнительная мотивация к использованию физкультурных пособий и оборудования центра развития движений в группе.

  Можно сделать вывод, что в работе по формированию двигательной деятельности детей необходимо учитывать их половые физиологические особенности, а также принимать во внимание двигательные предпочтения и специфику освоения физических упражнений мальчиками и девочками. Основными направлениями дифференциации по половому признаку могут стать:

  • дифференцированная нагрузка для мальчиков и девочек
  • подбор упражнений в зависимости от физиологических особенностей пола
  • учет двигательных предпочтений мальчиков и девочек в планировании этапов и отборе методов обучения движениям
  • использование снарядов, физкультурных пособий и оборудования, отвечающих полоролевым предпочтениям детей
  • учет психологических особенностей мальчиков и девочек при оценке результативности их двигательной деятельности, а также в процессе решения воспитательных задач

  Развитие  мужественности у мальчиков и  женственности у девочек будет  способствовать более успешному  решению задач физического воспитания дошкольников, а учет их психофизиологических особенностей в процессе обучения движениям станет залогом сохранения и укрепления их здоровья.

     В раннем и дошкольном возрасте важно  решать задачи воспитания практически  всех физических качеств. В первую очередь  следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений

       Двигательная деятельность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков.

       Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

    Для мальчиков наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек дошкольного возраста оптимален режим средней двигательной активности.

    Частично  эту проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и выбором системы занятий в секциях.

    Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому для них надо чаще планировать занятия на улице.

    Девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности, поэтому на них нужно обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения, требующие большой двигательной активности, либо сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности.

    Педагог на физкультурных занятиях должен учитывать различия в эмоциональности детей. Девочки реагируют эмоционально на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

    Известно, что мальчики больше подвержены стрессу. У мальчиков сложнее проходит и адаптация к новой ситуации. А физические упражнения служат эффективным средством преодоления стрессового состояния.

    Нужно помнить, что мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения информации, поэтому и ответ педагога должен быть конкретным; девочки же задают вопросы для установления контакта со взрослым, и поэтому в общении с ними педагогу следует больше обращать внимание на дружелюбный тон высказывания.

    У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения. Так, мальчики больше проявляют интерес к спортивным играм, в которых имелась возможность быстрого свободного перемещения в зале или на улице (футбол, ходьба на лыжах), упражнениям с простейшими силовыми тренажерами. Девочкам больше нравились сюжетные подвижные игры, в основном с бегом, а также бессюжетные игры с мячами, основным содержанием которых были различные перебрасывания, отбивания («школа мяча»). Существует значительная разница между мальчиками и девочками в овладении некоторыми видами основных движений. Отчетливо это проявляется в прыжках через скакалку1.

             Необходимо формирование полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

          Кроме того, нужен учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

            Система работы в дошкольном  учреждении  должна  включать  в себя следующие направления:

           1. Формирование полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

         2. Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

         Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратам дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

                Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями ведется по нескольким направлениям:

          1. Подбор упражнений, нормирование физической нагрузки.

          2. Методика обучения сложным двигательным действиям.

             3. Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей в играх, соревнованиях.

            4. Взаимодействие детей в процессе выполнения физических  упражнений;

            5.  Использование системы поощрений.

           При проведении физкультурных занятий со всей группой, в подготовительной и  заключительной частях занятия дети должны выполнять упражнения все вместе, а в основной части занятия делиться на подгруппы в зависимости от пола. Каждой группе рекомендуется  выполнять свое задание (комплекс общеразвивающих упражнений для мальчиков с набивными мячами, для девочек – музыкально-ритмические композиции; упражнения на тренажерах для мальчиков, для девочек – комплекс стретчинга, упражнений с лентами).

             Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат – усложненные варианты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоем и т.д.). В то же время требования полоролевого воспитания предполагают формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным, защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Поэтому акцентируется внимание детей на то, что мальчики выполняют более трудные упражнения1. Этого добивались разными требованиями к выполнению заданий, как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Например, упражнение «поднимание туловища в сед из положения «лежа» значительно усложняется, если руки ребенка не «помогают», а находятся за головой. Девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики - 10 раз. А потом, не привлекая внимание детей, можно предложить физически неподготовленным мальчикам выполнять поднимания с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, - в положении «руки за головой».

              На занятиях  нужно  применять  методические приемы, имеющие гендерные различия2:

            - в подборе упражнений и оборудования  только для девочек или только для мальчиков (мальчики занимаются с гирями, а девочки - с лентами);

            - в дозировке (девочки делают  упражнение 8 раз, а мальчики 10);

             - по времени (девочки прыгают  через скакалку 1 мин., мальчики 1,5 мин.);

             - в распределении ролей в подвижных  играх;

             - в требованиях к качеству  выполнения заданий (от мальчиков  мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных  усилий, а от девочек - больше  пластичности, выразительности, грациозности);

              - в оценке деятельности (для мальчиков  важно, что оценивается в их  деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как).

             Дифференцированные задания   применяются  как в отдельных  частях занятия, так и во  всем занятии в целом. Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают, соскакивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть, с поворотами, получая от этого удовольствие. Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек.    По данным Э.Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются большей частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг. У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда просят мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение придают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность1. Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают: пластичными, плавными; вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами); с элементами боязни, пассивности; более связанными с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков. В связи с этим девочкам и мальчикам могут быть одновременно предложены разные виды ходьбы, бега и прыжков, мы акцентируем внимание детей на разных вариантах исполнения девочками и мальчиками этих основных движений. Можно предлагать  детям одинаковое спортивное оборудование для основных видов движений, но изменять  сами упражнения. Например, девочки выполняют ползание на животе по скамейке, мальчики - на спине, подтягиваясь с помощью рук, с последующим подъемом на гимнастическую стенку. При выполнении прыжков в длину увеличивается расстояние для мальчиков. Усложняются задания для мальчиков: девочки прыгают на двух ногах, мальчики - на одной.

Информация о работе Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек