Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение дифференцированного подхода мальчиков и девочек в физическом воспитании.

Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты проблемы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек;
охарактеризовать развитие физических качеств у детей дошкольного возраста;
Выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений; двигательные предпочтения школьников;
Сформулировать выводы по работе.

Содержание

1. Состояние проблемы дифференцированного подхода

в физическом воспитании дошкольников ………………………………..……..5

2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста ……………15

3. Особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек

в процессе выполнения физических упражнений ……………………………22

Заключение ……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы …………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

диф.подход испр. № 2179.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

           У   девочек движения скоординированы лучше, чем у мальчиков.

           На дифференцированных занятиях для девочек необходимо  подбирать упражнения на развитие гибкости и грациозности. Упражнения ритмической гимнастикой способствуют воспитанию сложной координации, быстроты движений, вместе с тем укрепляется здоровье. Ритмическая гимнастика - особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок и танцев. На занятиях используются различные атрибуты пом-помы, ленты, мячи, обручи. Мальчики занимаются силовыми упражнениями, работают над развитием смелости, выносливости, решительности и вместе с тем - осторожности и осмотрительности.

           В подвижных играх дети принимают разные роли в зависимости от гендерной принадлежности: кошки и коты, снежная баба и снеговик. Усложняются задания для мальчиков, увеличивается расстояние для мальчиков: «ров» - шире, бег - дальше. Оснащение физкультурного зала и физкультурных уголков в группах проводится с учетом интересов девочек и мальчиков: платочки, ленточки, пом-помы и гантели, гири, эспандеры, футбольные мячи. Поиск эффективных подходов в организации двигательной деятельности мальчиков и девочек в период дошкольного детства выявил актуальную проблему организации процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход естественных возрастных изменений и становления личности.

    В игре мальчиков больше интересует результат, поэтому в выборе они чаще ориентируются на физические качества партнера, его умения («С Сережкой мы обязательно победим, знаете, как он быстро бегает!»). Девочек же в выборе больше интересуют отношения с партнерами («Я выбираю Алену, потому что она моя подруга, а ее мама - подруга моей мамы»). У дошкольников преобладают однородные с точки зрения пола входящих в   них детей игровые объединения, поэтому при стихийном образовании команд они чаще всего бывают однополыми.

    Требования  к результатам должны быть разными. Например, в прыжках со скакалкой хорошим результатом для мальчиков считались безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат — усложненные варианты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоем и т.д.).

    Существует  ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения (например, метание на дальность и в цель). И наоборот, есть упражнения легкие для девочек и трудные для мальчиков (например, прыжки через скакалку).

    Это требует изменения методических подходов, что приводит к необходимости по-разному выстраивать различные «технологические схемы» овладения данными видами движений для мальчиков и девочек (разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.).

          При воспитании мальчиков физическая культура имеет явные преимущества перед другими сферами педагогики, так как на практике через управление своим телом может научить управлять сознанием, воспитать дисциплину, выносливость, избавить от комплексов, страхов, что необходимо будет в жизни будущему мужчине. Поэтому так важно наряду с традиционными занятиями физической культурой проводить раздельные для мальчиков. На таких занятиях педагог дает понять мальчикам, что их физические возможности более обширны, чем у девочек. Использование силовых упражнений должно быть приоритетным на физкультурных занятиях с мальчиками. Физические упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы мальчик использовал потенциал, данный ему природой и допустимый для его возраста, на всю мощь. Упражнения на силовых снарядах, с отягощениями, эспандерами, включение в занятия элементов борьбы, скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость сформируют у мальчиков эмоциональную устойчивость, выносливость, решительность и, главное, мужской стиль поведения и отношения к трудностям, а значит, гендерную идентичность и гендерную устойчивость.

     Учет  полоролевых особенностей и предпочтений детей при отборе двигательного содержания не означает, что все физические упражнения должны быть поделены на «мальчиковые» и «для девочек». Основной двигательный материал, заложенный в большинстве программ по физическому воспитанию дошкольников, приемлем при обучении движениям детей обоего пола. Однако есть движения, выполнение которых наиболее благотворно сказывается на формировании как моторной сферы, так на развитии физических качеств детей разного пола.

     Для мальчиков это такие упражнения, как отжимания, ходьба на руках в  паре; ходьба на руках в паре; перекаты; ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук, метание на дальность и в цель, подвижные игры со сложнокоординированными движениями, бегом и ходьбой с заданиями, спортивные игры - баскетбол, футбол, хоккей.

     Для девочек - элементы художественной гимнастики, подвижные игры с лазанием, подлезанием, с исключением длительного статического положения

     Организуя двигательную деятельность необходимо учитывать и полоролевые особенности  детей старшего дошкольного возраста. Для мальчиков будет благоприятным режим высокой двигательной активности, а для девочек – средней. Мальчикам нужен простор, поэтому для них предпочтительней занятия на улице. К девочкам - особое внимание при организации подвижных игр – они обычно пассивны и им нужна дополнительная мотивация.

     При организации занятий необходимо учитывать даже предпочтения в одежде – девочки увереннее чувствуют  себя в лосинах, топиках, цветных  футболках, а мальчики предпочитают свободные, не сковывающую движений шорты и футболки спокойного, нейтрального цвета.

     С учетом дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек можно дать следующие рекомендации практическим работникам дошкольного учреждения:

     1. Учитывая, что для мальчиков и  девочек наиболее благоприятен  режим большой двигательной активности, следует предоставлять в течение дня больше возможностей для дополнительных занятий физическими

упражнениями (тренажерный зал, спортивный зал).

            2. Рациональное размещение зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в секциях.

            3. Исходя из того, что для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства, следует чаще проводить занятия на улице.

         4. Целесообразно, чтобы мальчики и девочки носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать у детей представление об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков.

         5. Чаще проводить физкультурные занятия по подгруппам (для мальчиков – футбол, хоккей, силовые упражнения; для девочек – упражнения с лентами, мячами, степ-аэробика).

          6. Привлекать узких специалистов дошкольного учреждения (психолога, логопедов, дефектолога, музыкального руководителя, руководителя изостудии) к проведению работы по формированию полоролевого поведения у детей.

           7. Использование разнообразных форм работы с семьей.

            Для мальчиков  дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек оптимален режим средней двигательной активности.

                 Частично эта проблема решалась рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и в зале на тренажерных комплексах. Для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства, поэтому необходимо планировать занятия на улице.

           Результатом адекватного отбора содержания и правильной организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми в ДОУ на основе индивидуально – дифференцированного подхода является снижение заболеваемости детей, стабилизация (или улучшение) их физического состояния, повышение уровня физической подготовленности детей, их эмоционально положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом. 
 
 
 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

                 Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка.

              Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и его пол. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволит добиться высоких результатов в организации двигательной деятельности, не нарушая ход личности, заложенный природой.

        Физическое воспитание детей дошкольного возраста – основа их физкультурного образования, предусматривающее успешную реализацию таких направлений, как формирование двигательной деятельности детей дошкольного возраста, вооружение их элементарными знаниями о строении собственного организма, способах ухода за ним и о пользе физических упражнений для его укрепления, а также знакомство с основами безопасности жизнедеятельности.

        Специфика деятельности дошкольного образовательного учреждения заключается в том, что процесс физического воспитания здесь включает не только обучение, но и специально организованную взрослым деятельность детей, а также создание условий для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.

       Это диктует необходимость   реализации индивидуально – дифференцированного  подхода как в содержании, организации,  подборе технологий и методик  физкультурно – оздоровительной  работы с детьми, так и в  создании условий для самостоятельной  двигательной деятельности детей. 

    Физическое  воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом. Важно так организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались  не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.

    Проанализировав точки зрения разных исследователей на проблему развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышают естественные различия между половыми группами. Это подтверждает необходимость учитывать тип конституции дошкольников при оценке их двигательных возможностей.

     В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения.

     Применение  дифференцированного подхода в  физическом воспитании мальчиков и  девочек значительно улучшает качество усвоения физкультурных умений.

               Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.

             Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

     Очевидные различия в уровне развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) мальчиков и  девочек подтверждаются многочисленными  исследованиями, дают неоспоримое право  на организацию раздельного обучения. Это повышает эффективность воспитания физических качеств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек