Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение дифференцированного подхода мальчиков и девочек в физическом воспитании.

Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты проблемы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек;
охарактеризовать развитие физических качеств у детей дошкольного возраста;
Выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений; двигательные предпочтения школьников;
Сформулировать выводы по работе.

Содержание

1. Состояние проблемы дифференцированного подхода

в физическом воспитании дошкольников ………………………………..……..5

2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста ……………15

3. Особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек

в процессе выполнения физических упражнений ……………………………22

Заключение ……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы …………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

диф.подход испр. № 2179.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

    Достаточно  эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.

    В последнее время распространение  получила секционная и кружковая работа. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно  девочки,   а  мальчики   занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой. А вот кружки и секции по туризму, плаванию, теннису, народным играм, общефизической подготовке доступны и девочкам, и мальчикам. Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности.

      Наиболее целесообразно, как с точки зрения учета половых особенностей развития, так и в связи с формированием их полоролевого поведения, проводить часть физкультурных занятий раздельно, а часть совместно. Содержательная сторона двигательной деятельности школьников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, борьба, лазанье, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и прочее), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам и девочкам, в равной степени.

      Учет  половых особенностей школьников в процессе занятий физическими упражнениями может вестись по нескольким направлениям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие в играх и соревнованиях, двигательные предпочтения детей в процессе выполнения физических упражнений, системы поощрений и наказаний, требования заданий, инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния.

      На  занятиях можно использовать методические приемы, имеющие различия:

      1. Независимо от роста детей  при построениях (в шеренги,  колонны) впереди стоят всегда  мальчики.

      2. В подборе упражнений только  для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки с лентами).

      3. В дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10).

      4. По продолжительности (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5).

      5. При движении в парах (в ходьбе, беге, прыжках) – мальчики всегда  слева от девочки, при движении  через препятствия (например, с  куба на куб) первым пробует  путь мальчик, он же подает  руку девочке, а не наоборот  и помогает перешагнуть с одного куба на другой, а также сойти с препятствия.

      6. В обучении сложным двигательным  движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают  легко, в то время как у  девочек они вызывают значительные  трудности. Например, метание на  дальность легче дается мальчикам, а прыжки на скакалке – девочкам. Это требует от специалиста по физическому воспитанию особых методических подходов: разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.).

      7. В пространственных границах (мальчикам  выделяется большая, чем девочкам, часть зала, так как для них  характерно дальнее зрение, а  для девочек ближнее).

      8. В распределении ролей в подвижных  играх (например, мальчики – медведи,  а девочки – пчелки). Если вы проводите упражнение типа «паровозик», «гусеница», «сороконожка» (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному), мальчики придерживают девочек за талию, а девочки мальчиков – кладя руки им на плечи.

      9. В требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков требуется больше четкости, ритмичности, затрат дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).

      10. В расстановке и уборке снарядов (девочки всегда расставляют и  убирают только мелкий, легкий  инвентарь, а мальчики группкой  в несколько человек – тяжелое  оборудование).

      11. В оценке деятельности (для мальчиков  важно, что оценивается в их  деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление»).

      12. В сопровождении необходимо чаще напоминать мальчикам о способах выполнения задания, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений; а в работе с девочками преимущественно прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

      13. В учете сензитивных этапов  при формировании и совершенствовании  двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений (например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни).

      14. В акцентировании внимания детей – на мужских и женских видах спорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

     Под физическими качествами и способностями  мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние  его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др.

     Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств.

     У мальчиков к 6-7 годам увеличиваются  темпы прироста интегрального показателя физической подготовленности, а у  девочек к 6-7

годам происходит увеличение темпов прироста показателей  умственного развития и снижение темпов прироста интегрального показателя физической

подготовленности. Следовательно, учёт половых особенностей при планировании физических и умственных нагрузок на физкультурных занятиях путём проведения части занятий  раздельно для мальчиков и  девочек, а также дифференцированного  подхода при совместном обучении является важным условием эффективности учебно-образовательного процесса.

     Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек.

     По  данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

     Теория  физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития»1.

     На  протяжении дошкольного детства  осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

     Вместе  с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств  по годам не совпадают. Более высокие  увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.

     На  развитие физических качеств дошкольника  оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.  

     Для воспитания у детей умения развивать  максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

     Для развития ловкости необходимы более  сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

     Упражнения  для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

     Необходимо  также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее  количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и  наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Информация о работе Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек