Физическое воспитание в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 12:52, контрольная работа

Описание

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры
направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и
морального духа человека.

Содержание

1.Введение
2.Физическое воспитание
3. Сущность и система физического воспитания
4. задачи физического воспитания в современных условиях
5.Заключение
6.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

педагогика.физ.воспитание.docx

— 30.68 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования Российской Федерации      Шуйский государственный педагогический университет 

Кафедра педагогики 

Контрольная работа по педагогике на тему:

«Физическое воспитание в современной школе» 
 

Выполнена студенткой 2к. 2гр. ФФК

Валеевой  Я. Р.

Проверила: Нестерова Людмила Васильевна 
 
 
 

Шуя 2010 
 

Содержание 
 
 

1.Введение

2.Физическое  воспитание

3. Сущность и система физического воспитания

4. задачи физического воспитания в современных условиях

5.Заключение

6.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      Физическая  культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на   научные  данные  о  физических   и   психических  возможностях организма,  на  специальную  материально-техническую  базу,  способствующую  их проявлению  и  развитию.  Физическая   культура как часть общей культуры

направлена  на гармоническое развитие всех  природных  сущностных  сил   и

морального  духа   человека. В системе всестороннего совершенствования

личности  она составляет  важную  основу  полноценной  жизнедеятельности:

активного труда,   нормальной   семейной   жизни,   организованного   отдыха

и полноты  творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной  и профессиональной  школы; физической  подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами   спортивных   школ,  секций,   кружков,   систематической зарядкой дома  и на  производстве.  Широко используется  многообразие национальных форм осуществления физической культуры». Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

Физическое воспитание.

     Под современным широким понятием «физическое  воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека. Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837—1909). Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

     Цель  физического воспитания достигается  в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и  воспитательных задач.

   К оздоровительным и развивающим  задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
 

Сущность  и система физического  воспитания школьников.

      

      Физическое  воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности  детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе

физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения табака.

    

      Физическое   воспитание   способствует  преодолению   некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за   счет движения, попадает  в современной школе и семье в условия ограниченной физической  подвижности,  бездеятельности,   пассивной  созерцательности и психологически перегрузок,порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение,  патологические  нервно-психические  и сердечно- сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению  этого противоречия   являются   различные   заболевания, нервные срывы, инфаркты, физическая слабость,  нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни.

      Еще одно субъективно создаваемое и  обостряемое противоречие возникает между нормальной целью физического воспитания как Средства достижения здоровья, удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлетворения своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощряют, а порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных соревнований. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не свершившихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе уродливое сознание своей исключительности и вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной ограниченности. Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям,  оттачиваются  физические  способности,  повышается уровень морально-психологической   устойчивости.   В   ней   проявляются закрепляются такие черты характера, как выдержка,  упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной физкультурно-спортивной   деятельности, воспитывает   нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма,   самоотверженность   и    взаимовыручку, сдержанность скромность в победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени. Деятельность, отношения  и общение в физкультурно-спортивной работе с детьми педагогически стимулируются. Главным стимулом   деятельности  для   ребенка является   стремление   развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам.  С этими стимулами  сочетается естественное стремлен детей  к  деятельности, подвижности,   активности,   которое  лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными слабостями рождает у школьников стремление  к труду и борьбе. Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться   успеха   и утвердиться   в  собственном   и  общественном мнении. Физкультурно-спортивную деятельность ребят стимулирует  и  здоровое   честолюбие,  желание  быть популярным   в  кругу товарищей.

     Содержание физического воспитания школьников определяется комплексной программой для учащихся I—XI классов общеобразовательной школы. Она устанавливает единый, гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный режим школы, обеспечивающий физическое развитие детей в органическом единстве с их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.

     Физическое воспитание учащихся  неразрывно связано со всеми другими видамиучебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решениям экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку, быстро приобрести умение и навык. Физкультурные занятия формируют у детей добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Школьники развивают в

себе  способность эстетического восприятия красоты человеческого ума и тела, проявляющиеся в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое воспитание — неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности. 
 
 
 
 

     Задачи физического воспитания в современных условиях.

     Как представляется, основными задачами физического воспитания в современных  условиях являются:

1. Формирование у школьников интереса к занятиям физической культурой. Без этого компонента все усилия по модернизации физического воспитания бессмысленны.

2. Обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности. Подразумевается обучение следующим компонентам: самостоятельного формулирования цели занятий; выбора адекватных средств и методов достижения цели; самостоятельной организации и проведения занятия, осуществления контроля и оценки реакций организма на физическую нагрузку.

3. Формирование у школьников понимания смысла занятий физической культурой. Подразумевается понимание физиологических и психических процессов, лежащих в основе выполняемого двигательного действия; знание закономерностей развития двигательных качеств и формирования техники двигательных действий. В существующей практике физического воспитания дается некоторый набор сведений в данной области, но понимания закономерностей и связей между этими сведениями не формируется.

4. Обучение школьников навыкам рациональной двигательной деятельности; кондиционная и координационная тренировка.

     Реализация  представленных задач позволит поднять процесс физического воспитания на более качественный уровень и говорить уже о «физкультурном образовании» школьников. При этом каждый школьник получает возможность в дальнейшем самостоятельно совершенствовать свои индивидуальные способности средствами физической культуры.

     В школьном учебном предмете «Физическая  культура» до настоящего времени  преимущественно совершенствовалась физическая деятельность и меньше внимания уделялось культуре этой деятельности. Сейчас необходимо интенсифицировать  совершенствование второй составляющей учебного предмета – культуры (движений, внешнего вида, взаимоотношений «учитель – школьник» и «школьник – одноклассники»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модернизация  системы физического  воспитания. 

     Для модернизации системы физического  воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1. Развитие  индивидуальных способностей ребенка  и создание условий для их  самосовершенствования средствами  физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

     Современные тенденции в образовании не отрицают накопленный положительный опыт, а лишь дополняют его в соответствии с требованиями современного общества и расширяют его возможности. Анализ образовательного процесса в  области физического воспитания школьников показал, что:

– необходимо полнее учитывать индивидуальные физиологические возрастно-половые характеристики, потребности и личностные качества школьников;

– приоритетное формирование лишь физических качеств отрицательно сказывается на совершенствовании личности учащихся и искажает истинные идеи физического воспитания;

– большое значение для эффективного физического воспитания школьников имеет не только двигательная деятельность, но и воспитание нравственности, интеллекта и общей культуры.

Информация о работе Физическое воспитание в современной школе