Уровень качества товаров, как фактор их конкуренции на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание

Для определения показателей качества в товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество и/или материал для проведения испытаний. В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные). Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1. Понятие о качестве товаров………………………………………….6
2. Измерение и оценка качества товаров……………………………8
3. Показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке…………….18
4. Дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров……………………..25
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………….................44

Работа состоит из  1 файл

уровень качества товаров как фактор их конкуренции на рынках.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

- результаты оценок зависят от выбранных для расчета формул - средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.

Однако, на наш взгляд, от методов квалиметрии нельзя отказываться и предавать их полному забвению. Как и любая другая область человеческих знаний, они требуют постоянного развития и совершенствования.

В товароведении оценка уровня качества может быть использована, например, для одновременного сравнения товаров одного и того же вида, производимых различными предприятиями или представленными на рынке различными поставщиками, а также при расчетах конкурентоспособности товаров.

Методы оценки уровня качества в зависимости от количества оцениваемых свойств и процедур оценки включают дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный - метод оценки уровня качества товаров, основанный на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими значениями единичных показателей базовых образцов.

При сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемых товаров с базовыми могут возникнуть следующие ситуации:

- все относительные значения показателей больше или равны единице, т.е. уровень качества оцениваемых товаров равен или превышает значения базового образца;

часть относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы; в этом случае для выявления степени соответствия оцениваемого товара базовому образцу нужно использовать комплексный метод оценки уровня качества.

Комплексный метод оценки качества продукции - метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.

Расчету комплексных показателей качества товаров предшествуют следующие действия:

а) выявление групп потребителей, для которых предназначен оцениваемый товар; предъявляемых к нему требований и условий эксплуатации;

б) выбор номенклатуры показателей свойств;

в) определение значений показателей единичных свойств;

г)  расчет коэффициентов весомости каждого из них;

д) выбор базовых значений и расчет безразмерных относительных показателей качества;

е)  выбор формул для расчета комплексного показателя. Выявление   групп потребителей, для которых предназначен оцениваемый товар, требований и условий эксплуатации необходимо для правильного выбора номенклатуры показателей качества и их базовых значений, что осуществляется в результате социологического исследования и опроса специалистов и достаточно глубоко изложено в учебной и специальной литературе по маркетингу. Выбор номенклатуры показателей качества представляет собой построение сложной иерархической структуры свойств, составляющих качество оцениваемых товаров (многоуровневое "дерево свойств"), схема которого показана на рис. 2.1.

На первом уровне выделяют свойства социального назначения - функциональные, эргономические, эстетические, экологические свойства, надежность и безопасность; на самом нижнем - единичные свойства.

Выбор номенклатуры показателей, как правило, проводится среди общепринятых (традиционных) показателей свойств. Иногда для упрощения процедуры расчета, например при использовании методов квалиметрии в учебных целях, для оценок используют только наиболее важные единичные свойства. Номенклатура показателей свойств однородной продукции содержится в ГОСТ системы 4 "Система показателей качества однородной продукции".

В табл. 2.1 показана конкретная классификация свойств швейных ниток для оценки их качества, представленная М.М. Варковецким.

Определение показателей единичных свойств осуществляют: измерительным, органолептическим, расчетным, регистрационным, социологи­ческим, экспертным методами.

 

              

Рис. 2.1 "Дерево свойств", определяющих качество

Таблица 2.1 Классификация свойств швейных ниток

0-й уровень

1-й уровень

2-й уровень

Качество швейных ниток

Технологические показатели

Жесткость Гладкость Равновесность Качество намотки Стойкость к истиранию Неровнота (коэффициент вариации) по удлинению Чистота (отсутствие пороков)

Показатели долговечности

Предел прочности на разрыв

Неровнота (коэффициент

вариации) по разрыву

нагрузки

Удлинение

Прочность окраски

Эстетические показатели

Равномерность окраски Качество оформления Гамма оттенков Соответствие цвета карте расцветки

Измерительный - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.

Измерительный метод наиболее распространен при определении единичных показателей эргономических, экологических свойств, надежности, безопасности.

Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.

Достоинство этого метода состоит в объективности, сопоставимости и воспроизводимости результатов, измерений; недостатки - в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерении, подготовку персонала, оборудование помещений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрушающими, что также повышает стоимость испытаний.

Органолептический - метод определения значений показателей свойств и оценки качества товаров, осуществляемый на основе анализа восприятия органами чувств человека - зрения, слуха, обоняния и осязания, без использования технических средств измерений. К этим методам относятся пробы на горение, определение запаха, цвета, блеска и др. Качество некоторых товаров можно оценить только органолептическим методом: звучание музыкальных инструментов, запах духов, консистенция красочных составов и пр. Исследования просты, проводятся быстро, в любых условиях; образец товара при этом не разрушается. Однако органолептический метод имеет и недостатки: достоверность оценки не всегда высока, оценка субъективна, зависит от практических навыков и способностей исследователя; результаты не могут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы.

Расчетный - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров [9.c.80-82].

Этот метод является весьма распространенным для оценки качества многих непродовольственных товаров. С его помощью величину одних показателей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или органолептическим методами. Например, прочность тканей можно оценить, используя данные о прочности составляющих их     нитей.     Расчетные     методы     позволяют     заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других.

Экспертный - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами.

Данный метод применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств нельзя определить другими методами и выразить в конкретных величинах. Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов - экспертов. В последнее время этот метод получил широкое распространение. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств для определения качества, определения коэффициентов весомости при расчете комплексного показателя качества и др. Экспертный метод определения показателей свойств всегда должен заканчиваться количественной оценкой, обычно выражаемой в баллах. Как точность измерительного метода зависит от точности используемых средств измерения, так и результаты экспертного метода зависят от квалификации экспертов.

Социологический - метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей.

Ценность этого метода состоит в возможности получении информации о свойствах товаров непосредственно от потребителей. Он используется в нашей стране и в зарубежных исследованиях.

Опросы потребителей часто проводят предприятия-производители, выясняя важные для них вопросы:

- каково отношение потребителя к товару и какая из характеристик товара является для потребителя наиболее важной;

- какие недостатки имеются у товара;

- какими дополнительными свойствами, выгодно отличающими данный товар от товаров конкурентов, он должен (или может) обладать;

- какую цену может дать потребитель за товар;

- чем привлекательны для потребителя товары конкурентов;

- где, как, при каких условиях потребитель собирается использовать товар [9.c.77-78].

Однако такие опросы потребителей о многих изделиях затруднительны, дорогостоящи и занимают много времени. Нередко еще до завершения опроса на рынок поступают новые модификации тестируемого изделия, и результаты опроса теряют актуальность.

Определение весомости показателей свойств. Свойства, составляющие качество товаров, в разной степени влияют на него. Степень важности каждого из свойств оценивается коэффициентом весомости. Важнейшее требование - сумма коэффициентов весомости показателей всех свойств должна быть величиной постоянной и составлять единицу, десять или сто.

Для определения весомости показателей свойств чаще всего используют экспертные методы: рангов, предпочтений, последовательных и попарных сопоставлений и др. Эти методы описаны во многих источниках литературы [10.c.134-135].

При определении коэффициентов весомости методом рангов каждый из экспертов определяет ранг каждого свойства, т.е. место этого свойства среди других единичных свойств.

Например, если всех показателей свойств десять, то наиболее значимому присваивается ранг десять, следующему по значению - девять и так далее, а наименее значимому - единица. Ранги могут быть как целыми числами, так и дробными или одинаковыми для нескольких единичных показателей. Это решает эксперт. Но общим требованием для всех экспертов является постоянная сумма рангов оцениваемых свойств. При десяти единичных показателях она должна составлять пятьдесят пять (10 + 9 + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + + 3 + 2 + 1), при девяти - сорок шесть и т.д.

Объективность оценки весомости единичных показателей свойств экспертами зависит от их квалификации, метода опроса экспертов, соблюдения установленных требований.

Смешанный метод оценки качества продукции - метод, основанный на одновременном использовании и комплексного и дифференциального метода.

Смешанный метод используют, например, в тех случаях, когда после проведения комплексной оценки уровня качества нужно уточнить, за счет каких единичных показателей получены высокие или низкие значения комплексного показателя.

Количественными    характеристиками    свойств    служат показатели качества. Показатель качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Показатели качества используют для оценки соответствия продукции         удовлетворяемым ею потребностям.

В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели качества подразделяют на единичные и комплексные.

Единичный показатель качества количественно характеризует простое свойство продукции, комплексный - совокупность взаимосвязанных простых или сложных свойств.

Следует иметь в виду, что одно и то же свойство может выражаться различными показателями. Например, воздухопроницаемость текстильных материалов - скоростью прохождения воздуха через материал или величиной сопротивления материала воздушному потоку. Выбор показателей определяется спецификой товара, его назначением, условиями эксплуатации и т.д.

Разновидностью комплексного показателя является интегральный показатель (I). Он представ­ляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Э) к цене ее потребления, т.е. суммарным затратам на создание (Зс) и эксплуатацию (Зэ). Рассчитывается по формуле:

I = Э : Зс + Зэ                                                                                      (2.1)

Показатели качества в зависимости от формы представления характеризуемых свойств бывают абсолютными и относительными.

Абсолютный показатель качества представляет собой фактическое значение показателя качества, он может выражаться в различных единицах измерения (например, масса изделия, кг, скорость движения автомобиля, км/ч, белизна, баллы), а может быть безразмерным.

Относительный     показатель     качест­ва  -    отношение    абсолютного    показателя    качества    к базовому показателю. Значения относительных показателей качества    выражаются    в    безразмерных    величинах    или процентах.

Его рассчитывают по формулам:

qi = Pi : Pб

qi = Pб : Pi

где Pi - абсолютный показатель оцениваемого изделия; Pб - абсолютный показатель качества базового образца. Формула применяется для показателей, с увеличением которых качество продукции возрастает. Например, это касается белизны фарфора, устойчивости текстильных материалов к истиранию, прочности крепления деталей верха и низа обуви. Показателями, отрицательно влияющими на качество продукции, являются, например, количество токсических веществ, выделяемых из строительных материалов; величина заряда статического и электричества; массовая доля суммы тяжелых металлов в зубных пастах.

Информация о работе Уровень качества товаров, как фактор их конкуренции на рынке