Уровень качества товаров, как фактор их конкуренции на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание

Для определения показателей качества в товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество и/или материал для проведения испытаний. В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные). Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1. Понятие о качестве товаров………………………………………….6
2. Измерение и оценка качества товаров……………………………8
3. Показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке…………….18
4. Дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров……………………..25
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………….................44

Работа состоит из  1 файл

уровень качества товаров как фактор их конкуренции на рынках.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ

 

Каждый товар, как и любой материальный объект, обладает множеством свойств, перечень которых мог бы быть очень обширным. Но в конкретных условиях потребления в зависимости от назначения и характера использования товара проявляется значительно меньшее количество свойств. Например, стол характеризуется такими свойствами, как размеры, прочность конструкции, устойчивость материала изготовления к действию влаги, солнечного света, высоких и низких температур, электропроводность, прочность к истиранию, блеск, цвет, степень безвредности, соответствие современному стилю и моде и т.д. Но для стола, предназначенного для работы с химическими реактивами, будут иметь значение при эксплуатации совсем другие свойства, чем, например, для письменного или обеденного стола, и именно этим свойствам, непосредственно связанным с процессом потребления изделий, уделяется внимание при проектировании, производстве и выборе товара покупателем.

Свойства товаров, которые проявляются в процессе их потребления, называются потребительскими свойствами. Основу классификации этих свойств составляет принцип их соответствия потребностям человека, так как общественная ценность товаров зависит от степени удовлетворения комплекса потребностей человека и групп потребителей.

При классификации потребительских свойств используют иерархический метод, подразделяя свойства на нескольких ступенях классификации от наиболее сложных к простым. На нижних ступенях выделяются единичные свойства.

В табл. 4.1 показана общая классификация потребительских свойств непродовольственных товаров на I и II ступенях.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.1 Классификация потребительских свойств непродовольственных товаров на I и II ступенях

Характер

удовлетворяемых

потребностей

Комплексные потребительские свойства

 

 

на первой ступени классификации

на второй ступени классификации

1

2

3

Общественная потребность в товаре с данной функцией

социальное назначение

социальная

направленность,

соответствие

оптимальному

ассортименту,

моральное старение

Потребность в

осуществлении

конкретного

функционального

процесса

функциональные

(соответствие

назначению)

совершенство

выполнения основной

функции,

универсальность

использования,

совершенствование

выполнения

вспомогательных

операций

Потребность в удобстве и комфорте потребления

эргономические

(удобство

пользования)

антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические

Потребность в

сохранении

свойств изделий в

течение

определенного

времени

надежность в потреблении

безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость

Эстетическая потребность

эстетические

 

информационная выразительность, рациональность формы, целостность компо­зиции, совершенство производствен- ного исполнения, стабиль­ность товарного вида

Потребность в сохранении окружающей природной среды

экологические

содержание вредных веществ, выбрасы­ваемых в окружаю­щую природную среду в бытовых процессах, загрязнение среды средствами индивидуального транспорта и др.

Потребность в безопасности товаров в потреблении

безопасность в потреблении

механическая

безопасность,

безопасность от шума

и вибрации,

термическая

безопасность,

электрическая

безопасность,

химическая

безопасность,

биологическая

безопасность,

пожарная

безопасность,

безопасность от

взрывов

 

Товары каждой из товарных групп имеют свои особенности. Поэтому на последующих ступенях классификации комплексные свойства подразделяют на менее обобщенные свойства, используя тот же признак -адекватность свойств определенным потребностям в конкретных условиях эксплуатации. В результате создается иерархическая система классификации, включающая номенклатуру потребительских свойств конкретной товарной группы.

Классификация потребительских свойств товаров конкретных групп содержится в нормативных документах, учебниках по товароведению непродовольственных товаров, монографиях ученых и других изданиях. Они используются при оценке и контроле качества товаров, управлении качеством, проектировании продукции, изучении товароведения.

Свойства социального назначения характеризуют соответствие товаров общественно необходимым потребностям, целесообразность их производства и реализации. Эти свойства позволяют определить, нужен ли данный товар в принципе, соответствует ли он структуре общественного потребления, какой группе потребителей предназначен.

В условиях монопольной собственности государства на средства производства и отсутствия конкуренции между предприятиями-производителями товары производились в расчете на "усредненного" потребителя без учета его потребностей, обусловленных возрастными особенностями, родом занятий, уровнем образования, местом проживания, уровнем доходов, составом семьи, отношением к новому, индивидуальными вкусами и т.д. Элементы социальной направленности касались лишь некоторых товаров, например, обуви для лиц пожилого возраста или одежды для молодежи.

От предприятий, производящих продукцию, неукоснительно требовалось выполнение плана производства любой ценой, без выявления целесообразности выпуска товаров. Это приводило к тому, что при больших объемах производства товаров потребности и спрос в них значительной части населения не удовлетворялись, а большинство товаров оставались невостребованными и переходили в разряд неходовых или труднореализуемых. Бесполезными оказывались затраты на производство сырья, готовой продукции, а также труд многих людей [13.c.167-169].

При существовании в государстве разных форм собственности на средства производства, когда действуют жесткие законы конкуренции, внедрению в производство тех или иных товаров предшествует определение необходимости их производства для общества, выявление конкретных групп потребителей, которые испытывают потребности в этих товарах и могли бы их приобрести.

Значение этих свойств чрезвычайно важно, так как их анализ еще на стадии идеи производства изделия с данной функцией позволяет выявить социальную необходимость его производства и потребления и при отрицательном результате не затрачивать усилий и средств на обеспечение необходимого уровня других потребительских свойств.

Это важно и в тех случаях, когда одна и та же функция может выполняться различными изделиями или изделиями одного вида, но из разных материалов. Например, потребность в одежде может быть удовлетворена изделиями из тканей, трикотажных и нетканых полотен, кожи, меха. Предпочтение потребителями конкретных групп утепленной одежды из кожи и меха требует снижения производства такой одежды из других материалов, вызванного изменением престижности, что связано, в свою очередь, со множеством других социальных проблем.

Свойство социальной направленности характеризует соответствие изделия потребностям конкретных групп потребителей. Сущность его состоит в том, что разные группы   потребителей,   объединенные   образом   жизни   и особенностями потребления товаров, предъявляют различные требования к изделиям одного и того же вида. Например, отношение разных групп потребителей к велосипеду. Городские жители, ведущие активный образ жизни, предпочитают легкий, складной велосипед с ручным тормозом и переключением скоростей, приспособленный к эксплуатации в городе; для жителей села необходим более тяжелый велосипед, имеющий приспособления для перевозки грузов, средства защиты от загрязнения; для людей с небольшими нарушениями двигательного аппарата и престарелых предпочтительны трехколесные велосипеды и т.д.

Эффективным методом проектирования изделий с широкой социальной ориентацией является использование параметрических рядов. Например, создать социально значимые модели стиральных машин одного и того же типа можно на базе параметрического ряда их производительности (количество отстирываемого белья за 1 час). Создание параметрических рядов для трех существующих типов стиральных машин: СМР (с ручным отжимом белья), СМП (полуавтоматических), СМА (автоматических) - позволит выбрать для производства и реализации те модели, которые соответствуют потребностям конкретных групп потребителей в зависимости от уровня их доходов, состава семьи, места проживания, степени комфортности их жилища и т.д.

Свойство, характеризующее соответствие изделия оптимальному ассортименту, показывает, в какой мере оно сочетается с существующей и оптимальной структурой ассортимента изделий данного вида, группы, класса. Оптимальный ассортимент у каждого промышленного или торгового предприятия свой. Он зависит от многих факторов: рынков сбыта, покупательского спроса, финансовых результатов. Кроме того, он никогда не устанавливается навечно, а постоянно изменяется под влиянием демографических, социально-экономических факторов, условий внешней среды, критериев оптимизации и т.д.

При этом каждое из изделий, поступающих в торговлю, может относиться к одной из следующих групп:

-    изделия, успешно реализуемые на рынке;

- изделия, которые нужно модифицировать в соответствии с изменившимися потребностями и требованиями покупателей;

- изделия, которые нужно снять с производства как неконкурентоспособные; новые, перспективные изделия, которые нужно внедрять в производство.

Закупая изделия, необходимо выяснить, к какой из указанных групп они относятся, чтобы принять соответствующие меры.

Изделия второй и третьей групп требуют к себе особого отношения, так как основная причина низкой их реализации связана с той или иной степенью морального старения.

Моральное старение - снижение эффективности использования изделия или прекращения его исполь­зования вследствие изменения потребностей.

Моральное старение представляет собой чрезвычайно сложный, многофакторный процесс, который к настоящему времени изучен недостаточно.

Товар может перестать удовлетворять потребности по причине физического износа или морального старения, а также при одновременном действии этих причин.

Как в результате физического износа, так и морального старения потребительная ценность товара снижается. Принципиальное различие между этими причинами ее снижения состоит в том, что при физическом износе товар расходует свой ресурс, принося соответствующую пользу потребителю, а при моральном старении он может вообще не использоваться, т.е. изначально оказаться бесполезным. В условиях ускорения технического прогресса, обострения конкурентной борьбы, совершенствования потребностей населения моральное старение становится доминирующей причиной выхода из строя значительной части товаров.

В табл. 4.2 показаны основные факторы морального старения товаров.

Таблица 4.2 Основные факторы морального старения товаров

Развитие производства

Развитие потребностей

Развитие основных средств производства

Необходимость изменения товара

Сырье, материалы, их комбинации

Повышение социального и культурного уровня населения

Новые технологии, внедрение систем качества

Повышение уровня жизни населения

Сокращение расходов на единицу продукции

Развитие характера потребления товаров

Продолжительность разработки новой продукции и ее внедрение в производство

Развитие вкусов населения, степень удовлетворения потребности в товаре

 

Доминирующей причиной морального старения товаров и снижения их потребительной ценности является изменение потребностей.

Моральное старение не связано с физическим состоянием и сферой пребывания изделий (производство, обращение, потребление), происходит в социальной среде и выражается в изменении общественных взглядов на изделие при полной их пригодности к выполнению основных утилитарных функций.

Моральное старение изделий неразрывно связано с развитием производительных сил общества и соответ­ствующими изменениями в его социальном и культурном развитии.

Конкретной его причиной является появление или возможность появления нового. Для появления нового товара нужны два условия: сфера потребления должна испытывать необходимость его появления; производство должно иметь возможность его произвести. Эта возможность обусловлена развитием основных средств производства, использованием нового сырья, материалов, современных и эффективных технологий производства.

Моральному старению более интенсивно подвергаются те товары, потребность в которых для основной части населения удовлетворена в наибольшей степени. Однако немаловажное значение имеют особенности функций, выполняемых изделиями при их эксплуатации.

Моральное старение может касаться следующих характеристик изделий: уровня потребительских свойств, эстетической формы изделий, соотношения потребительной ценности и стоимости изделий, критериев престижности.

Появление изделий с более высоким уровнем любой группы потребительских свойств, изменение общественной точки зрения на то или иное комплексное или даже единичное свойство ведет к моральному старению однотипных изделий. В большинстве случаев моральное старение касается содержания эстетических свойств, прежде всего эстетической формы изделий.

Для каждого периода развития общества складывается определенное соотношение уровней потребительной ценности и стоимости товаров. Товары морально устаревают, если их стоимость не соответствует уровню потребительной ценности. Для устранения противоречий между этими категориями и обеспечения реализации товаров производятся периодические уценки, направленные на снижение объема товарных остатков.

Большое и непосредственное значение в процессе морального старения имеет проблема престижности. Сущность ее состоит в том, что определенные товары могут не только выполнять свои утилитарные функции, но и выступать в роли символов более высокого жизненного уровня. Изменение представлений о престижности, переход товаров из разряда престижных (элитных) в разряд обычных связано с той или иной степенью морального старения. Чем выше престижность, тем больше своеобразный ресурс отсутствия морального старения.

Информация о работе Уровень качества товаров, как фактор их конкуренции на рынке