Уровень качества товаров, как фактор их конкуренции на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание

Для определения показателей качества в товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество и/или материал для проведения испытаний. В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные). Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............4
1. Понятие о качестве товаров………………………………………….6
2. Измерение и оценка качества товаров……………………………8
3. Показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке…………….18
4. Дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров……………………..25
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………….................44

Работа состоит из  1 файл

уровень качества товаров как фактор их конкуренции на рынках.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...............4

1.      Понятие о качестве товаров……………………………………………….6

2.      Измерение и оценка качества товаров……………………………………8

3.      Показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке……………………….18

4.      Дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров……………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….42

Список использованных источников………………….......................................44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для определения показателей качества в товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество и/или материал для проведения испытаний.

В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные).

Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы.

Методы определения значений показателей качества в зависимости от характера влияния на объект контроля бывают разрушающими и неразрушающими. Метод разрушающего контроля подразумевает разрушение образцов, при этом может быть нарушена пригодность образцов к дальнейшему применению. Метод неразрушающего контроля не нарушает пригодность образцов к применению, т.е. не разрушает образец.

По способу нахождения числового значения методы определения показателей качества делятся на прямые и косвенные. При прямых измерениях искомое значение физической величины (масса, длина, температура, время) определяют непосредственно с помощью того или иного прибора, а результат измерения получается сразу после отсчета по шкале прибора, например определение массы товара с помощью гирь.

Выбор метода определяется с учетом целей, задач и условий оценки значений показателей качества. Результаты должны быть обоснованными и воспроизводимыми данным или другим приемлемым методом. Выбранный метод должен обеспечить оценку показателей качества с необходимой точностью и полнотой на всех этапах жизненного цикла товара.

Качество - совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками.

Цель данной работы – определить уровень качества товаров как фактор их конкуренции на рынках.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие о качестве товаров;

- рассмотреть особенности измерения и оценки качества товаров;

- рассмотреть показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке;

-  изучить дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРОВ

 

Качество - весьма сложная и противоречивая категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.

В философии качество трактуется как определенность вещи (предмета, явления, процесса), т.е. существование каких-то определенных отличий одной вещи от другой.

Каждый предмет имеет внешнюю и внутреннюю определенность. Внешняя определенность - это форма, размеры, цвет и другие воспринимаемые органами чувств человека характеристики, позволяющие различать между собой окружающие предметы. Внутренняя определенность предмета представляет собой его структуру, взаимосвязи, функциональные особенности.

Категории "качество" с древних времен и до настоящего времени уделяется большое внимание.

По мнению древнегреческого философа Аристотеля, качество образует то, что существует само по себе. Оно занимает второе место после сущности. Аристотель рассматривал качество в следующих значениях: видовое отличие сущности, характеристика состояний сущности, свойство вещи. Аристотель уделял особое внимание качеству материальных предметов, связывая его с отличительными особенностями, состоянием, свойствами, изменчивостью этих предметов.

Гегель определял качество наряду с количеством и мерой исходными логическими моментами бытия. Он отмечал: "Качество - есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть,   когда   оно   теряет   свое   качество".   Гегель   выявил диалектику качества и количества, их взаимосвязь.

Идеи качества Аристотеля, Гегеля, русских философов во многом определили подходы к проблемам качества на различных этапах развития теории качества, в том числе современные философские взгляды. Однако качество не существует вне времени, поэтому трактовка понятия качества на каждом из этапов отражала состояние развития общества и доминирующее в нем отношение к качеству.

В    словаре   русского    языка    приводятся    следующие определения качества.

1.  Существенный   признак,   свойство,  отличающее   один предмет от другого.

2.  Степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть.

3.  Существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу которого он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом (философская категория).

В различных справочных источниках качество определяется как "соответствие цели", "пригодность для использования", "соответствие требованиям", "удовлет­ворение нужд потребителя", "учет общественных потребностей".

Многообразие понятий качества вызвано разно­образием явлений и взаимосвязей, обусловливающих процессы бытия людей, формирования потребностей, состояние производства и потребления товаров. Каждое из понятий соответствует конкретным ситуациям, примени­тельно к которым его используют.

Потребители и производители товаров также очень вольно употребляют термин "качество" в повседневной жизни.

Большинство зарубежных компаний придерживается мнения, что "красота возникает в глазах наблюдателя", т.е. качество воспринимается каждым человеком по-своему.

Доктор Деминг отмечал, что управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает эффективное производство продукции, имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка.

Известный американский специалист в области теории качества Дж. Джуран обращал внимание на два различных значения термина "качество". Одно - это качество, ориентированное на потребителя. Это те свойства, которые вызывают у людей желание купить. В то же время есть качество, характеризующее технический уровень изготовления продукции - дефекты и отказы, вызывающие необходимость переделок.

Развитие рынка, конкуренция, приоритет требований потребителей расширили понятие качества [10.c.75-76].

 

2. ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

 

Оценка качества товара, как следует из определения термина "качество", должна представлять собой сопоставление всей совокупности показателей его потреби­тельских свойств с потребностями, для удовлетворения которых этот товар предназначен.

Достаточно точные методы оценки качества необходимы для решения множества проблем, в том числе управления качеством, обеспечения конкурентоспособности выпускаемых изделий на внутреннем и внешнем рынке, эффективного развития торговли и т.д.

Оценка качества должна объективно отражать общественную полезность товаров на всех стадиях их жизненного цикла - от проекта до завершения эксплуатации и утилизации. Только на основе объективных оценок возможно успешное управление качеством и ассортиментом продукции, вырабатываемой каждым предприятием, заключение контрактов на поставки в торговлю конкурентоспособных товаров, предотвращение поступления в продажу морально устаревших и неэффективных в эксплуатации товаров.

Увеличившееся в последние годы количество изделий зарубежного производства на отечественном рынке делает затруднительным для покупателей выбор качественных товаров из-за отсутствия профессиональных навыков в оценке их потенциальной потребительной ценности. Здесь чрезвычайно велика роль объективной информации о качестве предлагаемых к реализации товаров, которая может быть предоставлена покупателям по результатам объективных оценок качества.

Однако как в нашей стране, так и в других странах до настоящего   времени   отсутствуют   общепринятые   методы оценки и контроля качества; в каждой стране эта проблема решается по-своему.

В странах с развитой рыночной экономикой успешно действуют многочисленные ассоциации, общества, союзы потребителей, независимые испытательные лаборатории, которые занимаются оценкой качества различных товаров по своим методикам и публикуют результаты оценок в специальных журналах. Большое распространение получило тестирование потребителей и специалистов в области качества товаров, экспертные оценки.

Уровень качества - относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Оценка уровня качества продукции - совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Базовое значение показателя качества продукции -значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

При оценке качества оценивается степень приближения фактических значений показателей качества к соответствующим показателям, принятым за базовые.

Базовые показатели могут представлять собой значение показателей реально существующих или гипотетических товаров. Их выбор зависит от целей оценки.

Технический уровень продукции - относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении    значений    показателей,    характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Сформировалось новое научное направление "квалиметрия", объектом которого стала разработка методов количественной оценки качества продукции [7.с.9]. Эти методы широко использовались в промышленности и в научных разработках для оценки уровня качества продукции производственного назначения и непродовольственных товаров.

Термин "квалиметрия" происходит от латинского слова gualitas - качество и древнегреческого "метрео" - мерять.

Большим преимуществом методов квалиметрии перед другими методами явилась возможность оценки качества по всей совокупности свойств, проявляющихся в процессе потребления и определяющих полезность предмета потребления.

В последние годы интерес к квалиметрии ослаб из-за ряда недостатков ее методов, влияющих на объективность оценок.

Эти недостатки, имеющие отношение к непродовольственным товарам, в общем виде сводятся к следующему:

- выбор номенклатуры свойств, определяющих качество товаров, трудоемок, требует времени и затрат на разработку анкет, опрос экспертов и обработку результатов опроса;

- путем подбора коэффициента весомости можно получить желаемый, не всегда объективный, результат оценки;

- сложно учесть вариабельность (изменчивость) потребностей;

- выбор базовых значений показателей свойств достаточно субъективен и не всегда отражает реальные потребности всех групп (типов) потребителей конкретных товаров, поэтому при высоких значениях количественных оценок товары могут иметь низкое качество;

Информация о работе Уровень качества товаров, как фактор их конкуренции на рынке