Управление ассортиментом кисломолочных напитков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить оценку управления ассортиментом кисломолочных напитков в торговом предприятии ПРОДУКТЫ г. Кирово-Чепецка.
Задачи:
 изучить теоретические основы управления ассортиментом кисломолочных напитков
 проанализировать ассортиментную политику предприятия кисломолочных напитков
 выявить потребности в спросе на кисломолочные напитки
 дать оценку организации хозяйственных связей кисломолочных напитков
 определить потребность в торгово-технологическом оборудовании;
 выработать пути совершенствования управления ассортиментом
кисломолочных напитков

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы управления ассортиментом молочной продукции в торговом предприятии
5
1.1 Понятие, свойства и показатели ассортимента молочной продукции
5
1.2 Управление ассортиментом молочной продукции и факторы, влияющие на её формирование
7
1.3 Сегментирование рынка
10
1.4 Классификация торгово-технологического оборудования, его назначение и устройство
12
1.5 Законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие коммерческую деятельность
14
2. Состояние и особенности управления ассортиментом кисломолочных напитков в торговом предприятии
16
2.1 Краткая характеристика магазина «ПРОДУКТЫ»
16
2.2 Анализ ассортимента товаров в магазине «ПРОДУКТЫ» и его основные поставщики
20
2.3 Анализ структуры ассортимента кисломолочных напитков реализуемых магазином «ПРОДУКТЫ»
2.4 Виды оборудования, установленные в торговом зале и подсобных помещениях магазина «ПРОДУКТЫ»
24
2.5 Требования к условиям и правила эксплуатации торгово-технологического оборудования для продажи кисломолочных напитков
2.6 Охрана труда и техника безопасности в магазине «ПРОДУКТЫ»
28
3. Основные направления совершенствования управления ассортиментом кисломолочных напитков
31
Заключение
33
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 66.09 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

3

1. Теоретические основы управления  ассортиментом молочной продукции в торговом предприятии

5

1.1 Понятие, свойства и показатели  ассортимента молочной продукции

5

1.2 Управление ассортиментом молочной продукции и факторы, влияющие на её формирование

7

1.3 Сегментирование рынка

10

1.4 Классификация  торгово-технологического оборудования, его назначение и устройство

12

1.5 Законы и иные нормативно-правовые  акты, регулирующие  коммерческую  деятельность 

14

2. Состояние и особенности управления  ассортиментом кисломолочных напитков  в торговом предприятии

16

2.1 Краткая характеристика магазина «ПРОДУКТЫ»

16

2.2 Анализ ассортимента товаров в магазине «ПРОДУКТЫ» и его основные поставщики

20

2.3 Анализ структуры ассортимента кисломолочных напитков реализуемых магазином «ПРОДУКТЫ»

2.4 Виды оборудования, установленные  в торговом зале и подсобных помещениях магазина «ПРОДУКТЫ»

24

2.5 Требования к условиям и правила эксплуатации  торгово-технологического оборудования для продажи кисломолочных напитков

2.6 Охрана труда и техника безопасности в магазине «ПРОДУКТЫ»

28

3. Основные направления совершенствования  управления ассортиментом кисломолочных  напитков

31

Заключение

33

Библиографический список

35

Приложение 

36


 

ВВЕДЕНИЕ

Кисломолочные продукты — группа молочных продуктов, вырабатываемых из цельного коровьего  молока, молока овец, коз, кобыл и  других животных или его производных (сливок, обезжиренного молока и  сыворотки) путём ферментации.

Главной технологической  особенностью изготовления кисломолочных  продуктов является сквашивание  путём введения в него культур  молочнокислых бактерий или дрожжей (самокваса или закваски).

К кисломолочным  напиткам относятся: простокваша, кефир, ацидофилин, а также национальные кисломолочные напитки айран, кумыс, мацони, йогурт и некоторые другие.

Актуальность

В последнее время все больше людей уделяют внимание своему здоровью и ответственно относятся к выбору того, что они едят и что пьют. Напитки являются той формой, с  помощью которой питательные  вещества усваиваются быстрее и  легче. Для нормальной жизнедеятельности  человеку необходимо принимать не менее  двух литров жидкости в день.

 Существует множество готовых  к употреблению кисломолочных  напитков: ряженка, кефир, йогурты, простокваша ацидофилин. Хороший напиток удаляет жажду, а также содержит множество полезных витаминов и минералов. Кисломолочные напитки также полезны людям, страдающим разными заболеваниям, так например кефир полезен людям, страдающим диабетом, заболеваниями сердца и почек. Кумыс возбуждает аппетит, активизирует работу сердца, сосудов, уменьшает утомляемость, повышает работоспособность, улучшает усвоение пищи. Он полезен для больных туберкулезом легких, при пониженном артериальном давлении, малокровии и других заболеваниях. Русские врачи первыми в мире создали школу кумысолечения.

Цель работы: изучить оценку управления ассортиментом кисломолочных напитков в торговом предприятии ПРОДУКТЫ г. Кирово-Чепецка.

 

Задачи:

- изучить  теоретические основы управления ассортиментом кисломолочных напитков

- проанализировать ассортиментную политику предприятия кисломолочных напитков

- выявить потребности в спросе на кисломолочные напитки

- дать оценку организации хозяйственных связей кисломолочных напитков

- определить потребность в торгово-технологическом оборудовании;

- выработать пути совершенствования управления ассортиментом

кисломолочных напитков

Объект исследования – ассортимент  кисломолочных напитков реализуемых в магазине ПРОДУКТЫ.

Предмет исследования – процесс  управления кисломолочными напитками.

Объект наблюдения – магазин ПРОДУКТЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы управления  ассортиментом молочной продукции  в торговом предприятии

1.1 Понятие, свойства и показатели  ассортимента молочной продукции

Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения  или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного  по наиболее общим признакам, на отдельные  категории или звенья разного  уровня.

Ассортимент товаров - совокупность их видов и  разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам (например, по сырьевому или потребительскому назначению).

Производственный  ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием.

Торговый  ассортимент - номенклатура товаров, реализуемых  в магазинах. В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент  товаров, представляющий собой сочетание  продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями.

С этой целью  происходит преобразование производственного  ассортимента в торговый (подсортировка  товаров). Преобразование производственного  ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями  прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным  товарам (особенно скоропортящимся), а  также непродовольственным товарам  простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в  торговый может осуществляться непосредственно  в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент - это перечень товаров, подобранных  для реализации в розничной торговой сети.

Товарная  номенклатура - это перечень всех производимых товаров, предлагаемых фирмой-изготовителем  для продажи. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения.

Торговый  ассортимент - это набор товаров, сформированный по определенным признакам, призванный удовлетворить спрос  в некоторый момент времени и  подлежащий реализации в магазинах. Внутри товарного ассортимента выделяют классы, группы, виды и разновидности.

Особенности товарной структуры предприятия  называют свойствами ассортимента. Свойство ассортимента - отличительная особенность  конкретного набора товаров. Существует семь специфических свойств ассортимента: широта, глубина, структура, обновляемость, гармоничность и устойчивость.

Широта ассортимента - количество предлагаемых групп (подгрупп) товаров.

Глубина определяется общим количеством ассортиментных позиций в группе или подгруппе  товаров. Глубоким ассортимент считается  в том случае, если фирма предлагает много разновидностей товара. Обычно глубокий ассортимент предлагают крупные  или специализированные магазины.

Полнота означает соответствие фактического наличия  товаров в торговом зале ассортиментному  перечню. Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают по формуле:

 

где КП - коэффициент  полноты ассортимента;

Рф - фактическое  количество разновидностей товаров  на момент проверки;

Рн - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Структура ассортимента определяется количественным соотношением различных групп, подгрупп или разновидностей товаров, а также удельным весом  товаров, сходным по какому-либо признаку. Для характеристики структуры можно  рассмотреть, например, соотношение  продовольственных или непродовольственных товаров, товаров простого и сложного ассортимента, товаров разных ассортиментных групп.

Гармоничность (согласованность) ассортимента - отражает степень совместимости различных  товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов  распределения и других показателей. Ассортимент является гармоничным, если предприятие предлагает близкие  по назначению, удовлетворяемой потребности  или еще какому-либо критерию товары, например, можно считать гармоничным  ассортимент магазина детских товаров, если в продаже представлены такие  группы товаров, как детская одежда, игрушки, детское питание, коляски, детская мебель и т.п.

Обновляемость ассортимента характеризуется количеством  новых товарных позиций в ассортименте. Коэффициент обновления рассчитывается по формуле:

где П - количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;

ПОбщ. - общее  количество ассортиментных позиций, выпускающееся  в год.

Устойчивость  определяется постоянным наличием товаров  определенного вида (потребитель  должен быть уверен, что в продаже  окажется данный товар). Коэффициент  устойчивости ассортимента определяется по формуле:

где Ку - коэффициент  устойчивости ассортимента;

Рф1, Рф2, ..., Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;

РН - количество разновидностей в соответствии с  ассортиментным перечнем;

n - количество  обследований.

 

 

 

1.2. Управление ассортиментом товаров  и факторы, влияющие на его  формирование

Установление  требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определённой ассортиментной принадлежности. Для  этого могут быть использованы такие  методы маркетинговых исследований как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и  модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит  предположение, что события, имевшие  место ранее, могут повторяться  с определённой долей вероятности.

Кроме того, организации, применяющие стратегию  активного маркетинга, сами формируют  спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций и других методов. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры  рынка (платежеспособности покупателей, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды  организации).

Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется её ассортиментной политикой.

Ассортиментная  политика - общие намерения, возможности  и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в  области ассортимента.

Цель организации  в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого  ассортимента, максимально приближающегося  к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения  запланированной прибыли.

Формирование  ассортимента - деятельность по составлению  набора товаров, позволяющего удовлетворить  реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определённых руководством организации.

 Формирование  ассортимента не может быть  абстрагировано от конкретной  организации и должно базироваться  на заранее выбранных целях  и задачах, обуславливающих направления  развития ассортимента.

Факторы формирования ассортимента. Различают общие и  специфичные факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного  и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как  потребность, подкреплённая платежеспособностью  потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос  зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических  и других особенностей).

Рентабельность  производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых  оказывают определённое влияние  государственные меры по поддержке  отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и  др.). Так, формирование ассортимента алкогольной  продукции в последние годы в  значительной степени определяется мерами по государственному регулированию  её производства и реализации.

Специфичными  факторами формирования промышленного  ассортимента являются сырьевая и материально-техническая  база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента - производственные возможности изготовителей, специализация (класс, тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая  база торговой организации, сегмент  потребителей.

Сырьевая  база производственных организаций  определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырьё, полуфабрикаты и комплектующие  изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность  или трудоёмкость добычи, сбора или  выращивания отдельных видов  сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров. Так отдалённость районов произрастания, высокая  трудоёмкость сбора отдельных видов  дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и к их замене изделиями на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).

Информация о работе Управление ассортиментом кисломолочных напитков