Шпаркалка по товароведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:01, шпаргалка

Описание

73 ответа на вопросы по Товароведению.

Работа состоит из  1 файл

товароведение.doc

— 328.00 Кб (Скачать документ)

 

36.Сущность и многоаспектность проблемы качества. Кач-во т-ра – совок-ть потреб-х св-в т-ра. За исходную хар-ку при определении кач-ва берется св-во тов-ов. Кач-во товара хар-ся: 1)комплексом присущих ему св-в 2) степенью соот-ия тов-ра установленным или предполо гаемым потребностям чел-ка. Чем выше кач-во тов-ра, тем полнее он удовлетворяет чел-ие потребности. Кач-во это техническая и социальная категория, оно ставится в ценре действия вскх сил. Необходимость обеспечения кач-ва продукции обусловлено 1)внедрением рыночных отношений, 2)усиление взаимосвязи м/у  гос-ми, 3)широкое распространение между народных стандартов. Т.о. в условиях рыночной эк-ки, кач-во продукции явл-ся конечной целью производителя и явл-ся фак-ом его конкурентоспособности. С точки зрения экон-ой эффек-ти рассматривается как эфек-ть производства кач-во как кач-во тов-в и услуг. При этом они взаимосвязаны. Затраты на кач-во бываю направлены 1)по предотвращению дефектов, 2)на контроль, 3)на дефект, 4)внешние затраты. Можно избежать затраты на неиспользованные материалы, дороботка иди переделка деф-ов, потери от продаж связанные с неудовлетворенностью потребителя , дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного %-та дефектов. Неизбежные затраты явл-ся страховкой. Они используются для поддержания достигнутого уровня кач-ва. Н-р: аудит системы кач-ва и функционирование.

37. Кол-ая хар-ка товаров

Единичный экземпляр тов-ов- отельные товары, кот-е обладают целостность и присущими конкретному виду или наименованию потреб-ми св-ми. К единичным экз-м товара не относится упаковочные еденицы, кот-е состоят из отдельных изделий. Комплексная упаковочная еденица – это совокупность единичных экземпляров тов-в. Товарная партия – совокупность ед-х экземпляров тов-ов и/или комплексных упаковочных едениц, кот-е обледенены по определенному признаку. Предпологается, что все товары явл-ся частью целого, обладают единичными св-ми. Различия св-в для промышл-х тов-ов связаны с неоднородностью сырья и производст-ми фак-ми. Необходимо установить допустимый диапазон кол-ых хар-к для еденичных экз-ов, установить среднее ариф-ое значение или предельное значение для тов-ой партии. Используют показатель однородности. К ним относятся среднее квадратическое отклонение значений кач-ва, размах. Кол-ые хар-ки бывают общие(масса, длина, термодинамическая темперетура), спецефические(св-ны единичным экземплярам или к тов-ым партиям. Особенность кол-ых хар-к – многие из них одновременно явл-ся критериями кол-ых и кач-х хар-к.

38. Факторы формирующие кач-ва тов-ов на стадии жизненного цикла.  

Все фак-ры м/б разделены на 2 вида.

1. Фак-ры формирующие кач-во.1)непосредственно влияющие на кач-во (н-р: сырье и материалы, проектирование и нормативные док-ты, оборудование, квалифиц-я персонала_ 2)фак-ры стимулирующие социальная и эк-ая эфек-ть производства, материальная заинтересованность персонала. 2. Фак-ры сохраняющие кач-во. Используют транспортировку, условия хранения, маркировку. Основные этапы формирования кач-ва тов-ов явл-ся проектирование и разработка продукции, сырье и материалы, комплектующие изделия. Выделяют 3 этапа: подготовительный, основной, окончательный. Факторы внешний среды – неконтролируемые фак-ры, экон-ие, конкурентные, международные, рыночные, политические, социальные.

39. Стадии жизненного цикла товара

Выпустив новинку на рынок, руководство молится, чтобы у нее была долгая и счастливая жизнь. Хотя никто не рассчитывает, что товар будет продаваться вечно, фирма стремится обеспечить получение приличной прибыли в качестве компенсации за все усилия и риск, связанные с появлением нового товара. Руководство надеется, что сбыт будет высоким и долговременным. Оно знает, что у каждого товара есть собственный жизненный цикл, хотя характер и протяженность этого цикла предугадать нелегко. 1. Этап выведения на рынок - период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара прибылей на этом этапе еще нет. 2. Этап роста - период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей.

3. Этап зрелости - период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов.  4. Этап упадка - период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибылей.

41. Требования к кач-ву товара. 1) текущие. К тов-ам кот-ые уже есть в производстве, они указанны в нормат. Док-х.2) перспективные. Объединяют более высокой по уровню комплексн. показателей кач-ва т-ов. Учитывается совершенствование производства, появление нового сырья, назначение и условие эксплуатации.3) общие. Соотв-ие тов-в по назначению требования безопасности, эстетичность, надежность, ремонтопригодность, технологические и экон-кие требования. 4) специфические (для конкретной узкой группы т-ов).

42. Системы управления кач-ом тов-ов.

Управление кач-ом продукции – это постоянный планомерный процесс воздействия на фак-ры и условия, кот-ые обеспечивают создание продукции необходимого кач-ва и поддержание необхлд-го уровня еог кач-ва. Системный подход к управлению кач-ом тов-ов предусматривает изучение потребностей, установление требование, планирование, системная оценка и контроль кач-ва. Современными системы управления кач-ва тов-ов явл-ся:1)TQM (система международного кач-ва). Разработка междун-го требования к мен-ту кач-ва. она охватывает обеспечение кач-ва. Решающая роль отводится работнику.2)ISO 14000 охватывают требования по защите окр. Среды и безопасность т-ов.3)QS-9000 Треб-ия, кот-е отраженны в ИСО 9000 и отрослевые спеце-ие требования потребителей

 

43. Сущность и необходимость оценки качества товаров. Оценка кач-ва- совокуп-ть операций по выбору номенклатуры показателей кач-ва, определению их действительных значений, сопоставления их с базовыми показателями. Показ-ль кач-ва - колич-ое и кач-ое выражение свойств продукции, т.е. каждый пок-ль имеет наименование (кач-ая хар-ка) и значение (колич-ая хар-ка). Уровень кач-ва -относительная хар-ка кач-ва, кот-ая получ-ся при сравнении показ-лей кач-ва оценки товаров со значением соответ-их базовых показ-ей. Т.о. оценка кач-ва товаров значит определенная относительная хар-ка товара. Как базу м использовать базовые показ-ли или берутся требования кач-ва лучших мировых или отечественных изделий. 1) этап – выбор номенклатуры показ-лей кач-ва осуществ-ся с учетом следующих критерий: жизненный цикл продукции, потребности, субъективные особенности. Т.о. необходимо выбрать существенные показатели;2)этап-определение действительных значений показателей качества проводится путем кач-ых или колич-ых измерений;3) этап- сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым, для этого сравнения используют нормативные док-ты. В рез-те  сравнения значений показателей кач-ва устанавливают опред-ые градации кач-ва товаров

44. Градации качества. Для оценки  кач-ва товаров используют различные градации кач-ва, отражение предусматривают в нормативный док-т или устанавливают в результате оценки кач-ва, различия в требов-х к кач-ву тов-в.  В мировой практике как градации кач-ва используют категории или разряд (либо численное, либо условное обозначение). Существует классификации тов-в не делящиеся на сорта (изделия из пластмасс, мебель, сложнотехнические товары). В наст. Время предложено унифицировавть градацию тов-в в рез-те сравнения действит-х и базовых показателей по всей номенклатуре устанав-ют соотв-ие или несоотв-ие требованиям. Заклюлючение:стандартным наз-ся тов-р, кот-ый соотв-ет установ-ым требованиям по всем выбранным показателям. Нестандартным наз-ся тов-р, кот-ый не соотв-ет устан-ым требованиям по одному или более показателям, но это несоответствие не яв-ся критическим. Если выяв-ся устранимые или неустранимые несоотв-ие по одному и более показателям товара наз-ся браком. Если брак устраняемый, то градации кач-ва тов-в увелич-ся. Разновидность брака с неустранимыми знач-ми или критич-ми дефетами яв-ся отходы. Дел-ся на ликвидные (со значит-ми несоотв-ми устан-ым требов-ям), неликвидные(с критич-ми несоотв-ям устан-ым треб-ям).

Результаты оценки качества товаров по назначению делятся на 3 класса: 1) товары пригодные к использованию по назначению. Этот класс представлен стандартными товарами, кот-ые подлежат реализации без каких-либо огран-ий 2) товары условно пригодные для исп-я по назначению. К этому классу определяется градация нестандартных товаров или брак с устранимым дефектом. Условно пригодные могут быть реализованы по пониженным ценам или направлены на промпереработку на корм скотам. 3) опасные товары не пригодные для использования по назначению. К ним относятся неликвидные отходы, которые не подлежат реализации.  Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, наз-ся сортамент. Различают природный и товарный (природные – совок-сть сортов одноименной прод-ции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками; товарный – совокупность товарных сортов различающихся значениями регламентированных нормативных док-ов показателей кач-ва). На формир-ние товарного сортамента влияют след. факторы: сырье, технология, условия и сроки хран-ия.

45. Дефекты товаров. Дефект – каждое отдельное несоответствие прод-ции установленным требованиям. Дефектные изделия имеют хотя бы один изъян. Дефекты делят по нескольким признакам: 1) по причине происхождения дефектов – конструкции, сырья, произв-ва, маркировки, транспо-ки, хранения 2) по месту происхождения – технологические (деф-ты вызванные недостатками при проектировании или разработке прод-ции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов), предреа лизационные (возникают при транспортировке, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров), послереализационные (возникают при хранения, эксплуатации или исполь-нии товаров  потребителем) 3) по степени значимости – критические, хначительные, малозначительные 4) по возможности выявления – явные, скрытые. Дефекты бывают устранимые (деф-ты после устранения кот-ых товар м.б. использован по назначению), неустранимые (деф-ты кот-ые невозможно или экономически невыгодно устранять). Уровень дефектности – доля дефектных единиц товара на 100 единиц товара.  Уд = кол-во товаров (число деф-ов) / число проверок * 100.

46. Оценка уровня качества товаров. Оценкой кач-ва товаров занимается квалиметрия. 1. Оцениваемый технический уровень кач-ва опред-ся при сравнении отеч-ой и запад-ой прод-ции. 2. Технико-экон-ский уровень кач-ва. 3. Нормативный уровень кач-ва товаров используется при юрид-их подходах оценки кач-ва товаров. Ку = Q / Qбаз. Ку – показатель уровня кач-ва товара (является показателем тех свойств, по кот-ым оценивается кач-во товаров). Классификация показателей кач-ва товаров: 1. По кол-ву харак-мых свойств – единичные, комплексные (групповые, интегральные, общие) 2. По оценке уровня кач-ва – базовые, относительные, определенные, специфические. 3. По стадии определения – прогнозируемые, проектируемые, производственные, эксплуатационные. 4. По способу выражения – в натур-ых единицах, в стоимостных. Т.о. показатели имеют наименьшие численные значения, выбор номенклатуры показателей проводятся в соответствии с опред-ыми требованиями.  Методы оценки уровня кач-ва: I. Аналико-эверистический –               1) объективный (измерительный, расчетный, регистрационный) 2) статистический         3) комбинационный 4) эвристический (орга нолиптический, экспертный, социол-ий). II. Операционный – 1) дифференциальный 2) комплексный 3) смешанный. Сравниваются единицы показателей базового образца и оцениваемой прод-ции. Q = Pi / Pбаз ; Q = Pбаз / Pi.

 

Значения дифференциальных оценок необходимо выражать в Одина ковых безразмерных величинах (баллы). Если каждое из значений оцениваемого образца при сравнении его с базовым превышение его не менее чем на 5%, считается что этот образец превосходит мировые достижения. Комплексный метод основан на сравнении обобщенных комплексных показателей кач-ва оцениваемого и базового образцов. Обобщенный показатель может быть выражен через главный показатель, средневзвешенный, интегральный. Разность комплексного метода – экспресс метод. Смешенный метод основан на совместном применении комплексного и дифференциального методов. Не определяется обобщенный показатель кач-ва. Алгоритм оценки кач-ва прод-ции. 1. Установить класс и группу прод-ции. 2. Определить условия использования прод-ции. 3. Установление требований потребителям 4. Выбор и обоснование номенклатуры показателей КП. 5. Выявление лучших сопоставлений отечественного и зарубежного аналогов. 6. Выделение из группы аналога базовой прод-ции. 7. Опред-ние численного показателя кач-ва оцениваемой и базовой прод-ции. 8. Выбор метода оценки технического уровня кач-ва прод-ции. 9. Оценка уровня кач-ва прод-ции. 10. Получение результатов оценки кач-ва и принятие соответ-их решений: продукт превосходит мировой

уровень, соответствует МУ, уступает МУ.

47. Общие принципы и организация контроля качества продукции. Контроль – проверка соответствия отдельных его показателей качества к требованиям нормативно-технической документации. Выделяют 2 элемента контроля качества: а) получение информации о фактическом состоянии товаров (первичная информация); б) сопоставление полученной первичной информации заранее установленными требованиями (вторичная информация). Вторичная информация включает в себя: -контроль количественных характеристик (для ткани: ширина, длина); -качественные характеристики (внешние дефекты). Конт роль является действительным показателем качества продукции. Контроль качества осуществляется на всех этапах жизненного цикла товаров, в результате выявляется годная или не годная продукция. Контроль качества и его организация взаимосвязаны. Уровень организации контроля определяется системой контроля. Система контроля – это совокупность исполнителей средств контроля и определенных объектов контроля, которые взаимодействуют по установленным правилам. Три основных уровня исполнителей: 1. Уровень предприятий (внутрипроизводственный контроль качества); На предприятии существуют службы технического контроля.

Главная задача – предотвращение выпуска нестандартной браковочной продукции. В службу контроля поступает сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и осуществляется входной, операционный, приемочный контроль. В торговом предприятии осуществляется контроль: а) приемка товаров по количеству и качеству (входной контроль);

б) проверка товаров при подготовке к продаже. 2. Ведомственный контроль. Осуществляет комиссия, в которую входят представители данного ведомства. Данный контроль не только осуществляет контроль качества продукции, но и следит за деятельностью подчиненных. Для всех видов продукции проверяют все нормативные показатели. 1) ее осуществляют: «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии». Ему подчиняются 7 региональных агентств, а региональным – местные; 2) специи фические группы продукции контролирует государственная торговая инспекция; 3) организация осуществляет контроль с точки зрения безопасности продукции и охраны здоровья населения (ветеринарные инспекции). Т.о. как качественно прово дится контроль, зависит безопасность людей. 3.Государственный контроль (вневедомственный).

 

 

 

 

 

48. Испытания. Систематизация видов

испытаний по основным признакам. Испытания – экспериментальное определение количественных и (или) качественных харак-ик свойств объекта испытания как результат воздействия на него. Функции испытания: 1) создать среду функционирования (среда может быть искусственная); 2) экспериментально определить показатели качества, для этого используют измеряемые, аналитико-эвристические оценки качества; 3) показатели качества могут оцениваться, если целью испытания является оценка качества, они могут определяться при функционировании товаров. Объект испытания – продукция, которая подвергается испытаниям. Объектом испытания может являться конкретный товар, макет или модель изделия, может быть единичное изделие или партия товаров. Если испытывается какой-то товар и в процессе заменен моделями, тем не менее, объектом считается само изделие. Программа испытаний – обязательный организационно-методический документ, обязательный к выполнению. Программа содержит методики испытаний или делает ссылки на документы. Результаты испытаний вносятся в протокол испытаний.

Систематизация видов испытаний по основным признакам: 1. Назначение испытаний: а) исследовательные испытания (проводится с целью определения или оценки показателей качества испытуемого объекта в определенных условиях его применения);

б) контрольные испытания (контроль качества товаров; делится на разновидности в зависимости от конкретного этапа жизненного цикла продукции); в) сравнительные испытания (проводят для аналогичных по характеристикам или одинаковых объектов); г) определяемые испытания (проводят для определения харак-тик объекта с заданными значениями показателей точности и достоверности). 2. Уровень проведения испытаний: а) государственные испытания (проводит головная организация по государственным испытаниям); б) межведомственные испытания (проводит комиссия, в состав которой входят представители нескольких заинтересованных ведомств); в) ведомственные испытания (проводят представители заинтересованного ведомства); 3. Этап разработки продукции: а) доводочные испытания (разновидность исследовательного испытания, проводят на разрешение продукции); б) предварительные испытания (разновидность контрольного испытания, объектами явл-ся опытные образцы или опытные партии продукции);

Информация о работе Шпаркалка по товароведению