Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:19, шпаргалка

Описание

Цель, предмет и задачи товароведения
Любая наука и учебная дисциплина начинается с осн. Понятий, применяемых в ней.В товароведении такими понятиями явл продукция, товар и товароведение.Продукция-это мат или нематериальн продукт деят-ти, предназначенный для удовлетворения потребностей потребителей.Прод-ции присущи 2 особенности:1)она д.б произведена 2)она д.б. кому-то нужна.Продукция становится товаром, когда она явл-ся объектом купли-продажи.Выращенные или добытые охотой животные – это продукция, но не товар.

Работа состоит из  1 файл

Шпора_печать.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)

1. Цель, предмет и задачи товароведения

Любая наука  и учебная дисциплина начинается с осн. Понятий, применяемых в  ней.В товароведении такими понятиями  явл продукция, товар и товароведение.Продукция-это мат или нематериальн продукт деят-ти, предназначенный для удовлетворения потребностей потребителей.Прод-ции присущи 2 особенности:1)она д.б произведена 2)она д.б. кому-то нужна.Продукция становится товаром, когда она явл-ся объектом купли-продажи.Выращенные или добытые охотой животные – это продукция, но не товар.В тов они превращ-ся на рынке.Товар-это объект купли-продажи и средство удовл потребностей.Объектом товароведения традиционно явл материальные товары. Товароведение это наука и учебн дисциплина об основополагающих характеристиках товара, опред-х их потребительскую ценность, а также о факторах обеспечения этих характеристик. Предметом товароведения явл потребительные ценности товаров , а также методы их познания и обеспечения.Цель товароведения –обеспечение хар-к тов, составляющих его потребительную ценность, а также их изменение на всех этапах.Тов-е как наука решает след задачи:1)давать четкое определение основополагающих хар-к ,составл-щих потреб-ю ценность 2)устанавливать принципы и методы тов., обуславливать его основы.3)систематизировать мн-во товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования.4)изучать св-ва и пок-ли ассортим-та для анализа ассортим. Политики предприятия.5) управлять ассортиментом организации. 6)определять номенклатуру потреб. св-в и показателей товаров. 7)Оценивать кач-во товаров ,в т.ч. новых,отечественных или импортных 8)Выявлять градацию кач-ва и дефектов тов., причины их возникновения, меры по предупреждению реализации некач. Товаров.9)Опред-ть кач-е хар-ки единичных экземпляров товаров и тов партий.10)Обеспечить кач-во и количество товаров на разн этапах технологич цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющ факторов.11)установить виды тов потерь , причины их возникновения и разработать меры по их предупреждению или снижению. 12) разработать инф. обеспечение товародвижения от изготовителя к потребителю.13) обеспечить товароведные хар-ки товаров. Товароведение связано с естественно научными и математич дисциплинами:физикой ,математикой,химией, биолог., а также с основами метрологии и стандартизации.Знание этих дисциплин необх для более глубокого понимания иоценки потреб св-в товаров .

 

2. Принципы  товароведения

Выделяют 5 основных принципов товароведения: 1)Безопасность – отсутствие рисков, связанных с возможностью нанесения тов ущерба здоровью, жизни граждан.Принцип безопасности должен соблюдаться и в отношении упаковки, транспортировки. 2) Эффективность-подразумевает достижение рез-та в процессе производства, упаковки, хранен. Тов-в при типичных затратах.Данный принцип имеет важное значение. 3)Совместимость – это пригодность тов., процессов или услуг к совместному использованию, невызываемому нежелательных последствий. 4)Взаимозаменяемость – пригодность одного товара для использования вместо другого с целью удовлетворения одних и тех же потребностей. Взаимозаменяемость обуславливается конкурентоспособностью между ними.Предпочтение отдается товару, имеющему наименьш соотношение цены и кач-ва. 5) Систематизация - определяет последовательность взаимосвяз. и однородных товаров , процессов или услуг.на этом принципе базируется метод классиф., кодирования и идентификации.

 

4. Методы  товароведения

Наибольший вес  в методах товароведения принадлежит методам научного познания, которые направлены на исследование основного объекта тов-я –товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические(экспериментальные) и аналитические методы. В зав-ти от технических ср-в измерения и принципов естественных наук, эмпирические методы делятся на измерительные и органолептические. Измерительный метод – это метод определения значений показателей кач-ва продукции на основе технич ср-в измерения. Органолептический метод – это метод определения значений показателей кач-ва, осущ-й с пом-ю органов чувств. Аналитичекие методы – это методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на части.Эти методы можно делить на 2 группы:1)методы упр-я научным познанием 2)систематизации. К первой гр относятся методы анализа, диагностики, прогнозирования, планирования. Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальным путем,диагноз-это научное описание основных признаков, хар-х товары. Результаты диагностики могут использоваться для программирования возможных изменений ассортимента, требований к качеству товарных потерь,условий и сроков хранения товаров. Полученные выводы позволяют осуществить программирование ,т.е. определить последовательность действий по обеспечению надлежащих характерестик товаров и рацион-е. Товародвижение.Методы систематизации –это методы упорядочивания однородных объектов Основополагающими методами систематизации являются идентификация, классификация, обобщение(группировка) и кодирование. Идентификация –это метод установления совпадения одного объекта с др.,направленное на установление соотв характеристик товаров ск требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству в соответствии с товаросопроводительными документами.Группировка это метод обобщения объектов по общим признакам, применяемый для выделения ассортиментных групп.

 

5. классификация  как основной метод товароведения.

Классификация представляет собой процесс распределения  мн-ва понятий (предметов) на категории  или ступени в зависимости  от общих признаков. Объект классификации  это элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом является товар. Признаки классификации =это свойства и характеристики, по которым производится классификация.Их можно разделить на 3 гр:1)телеологические(назнач. Или применен) 2)генетические (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава.3) технологические (конструкция, рецептура, процесс изготовления, способ отделки или оформления) Примером телеологических признаков может служить классификация непродовольственных товаров.на одежно-обувные, культурно-бытовые. Генетические признаки положены в основу вкусовых товаров: на алкогольные, безалкогольные, слабоалкогольные. По технологич признакам часто подразделяют на зеленые, желтые, красные и черный. Признаки классификации могут иметь качественное и количественное выражение .Значение классификации:• необходима в целях автоматизации и обработки информации •необходима для изучения потребительских свойств товаров и их качеств ,учета и планирования товарооборота •требуется при сертификации продукции • позволяет рационально организовывать приемку товаров, его хранение и контроль качества. • позволяет изучать в обобщенном виде огромные количества товаров и рационально организовывать торговлю ими. Высшей ступенью классификации является класс. След ступень-подкласс, группа, подгруппа, вид, разновидность. Существует 3 вида классификации :общегосударственная, торговая, учебная. В основе общегосуд лежит общероссийский классификатор пром продуктов(ОТП).В торговой классификации товары делятся в соответствии с назначение м , исходным материалом и способом производства. Различают 2 метода классификации : фасетный и иерархический .1) иерархический м.это помследовательное разделение множества объектов на подчиненные классифицируемые группировки. Особенность-тесная связь между отдельными классами. Преимущества иерархического метода –возможность выделения сходства признаков объектов на 1 или разн ступенях, высокая информационная насыщенность. Недостатки: при большой глубине является громоздкой и требует много затрат. Фасетный метод –это параллельное разделение множества объектов на независимые группировки. Особенностью является то, что разные признаки не связаны между собой. Отличается гибкостью ,возможностью ограничить число группировок. Недостаток –невозможность выделения общности и различия между объектами в разн класс группировках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  6. Основные понятия об ассортименте  товаров и его показатели

Одной из важнейших  товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы:

 

По месту нахождения:

1) торговый - перечень  товаров, находящийся в торговой сети и в сфере обращения (ГОСТ 51303-99); В отличие от промышленного торговый ассортимент включает как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций- изготовителей;

2) промышленный - ассортиментный перечень товаров,  выпускаемый определенной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ 51303-99);

 

По широте охвата:

1) простой-ассортимент  товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам; Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей;

2) сложный - ассортимент  товаров, предоставленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам; Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах;

3) марочный - набор  товаров одного вида, но разных  торговых марок. Такие товары  могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов;

4) развернутый - набор товаров, который включает подгруппы, виды, разновидности, относящиеся к 1 группе, но различающиеся между собой индивидуальными признаками;

5) сопутствующие  - набор товаров, который выполняют вспомогательные функции и не относящиеся для данной группы товаров;

6) смешанный  - набор товаров разных групп.  По степени удовлетворения потребностей:

 

1) рациональный - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники;

2) оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для производителя;

 

Но: с максимальной пользой для потребителя при минимальной затрате на производство и доведение до потребителя.

 

По характеру  потребностей:

 

1) реальный - действительный  набор товаров, имеющийся в  конкретной организации изготовителя или продавца;

2) прогнозируемый - набор товаров, который должен  будет удовлетворять покупателя;

 

Показатели ассортимента:

 

1) широта - количество  видов, разновидностей, наименование товаров однородных и разнородных групп;

2) полнота - перечень  товаров различных видов, разновидностей  однородной группы;

3) устойчивость - способность товаров удовлетворять  спрос на одни и те же  товары;

4) обновление (новизна) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров;

5) ассортиментный  перечень - минимально - допустимые количества видов товаров повседневного спроса.

 

 

7. Формирование  товарного ассортимента

- это подбор  или комплектование различных видов товара и их разновидностей по какому-либо признаку. Основная цель - максимальное удовлетворение спроса потребителей. При формировании товарного ассортимента сначала определяется ассортиментная концепция. Основная её цель - ориентация предприятия на выпуск тех товаров, которые по своей структуре и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей.

В основе формирования ассортиментной политики предприятия: каждый товар в ассортименте в  той или иной степени оказывает  влияние на финансовое состояние предприятия.

Алгоритм формирования ассортимента: 1-2-3-4-5-6-7-8 [здесь дефис - стрелка вправо]

1 - ABC анализ; 2 - учёт  времени присутствия товара на рынке; 3 - анализ представленной продукции у конкурента; 4 - рассмотрение наличия товаров-субститутов; 5 - анализ способов использования товаров; 6 - рассмотрение ассортимента с точки зрения присутствия в нём товаров разного диапазона цен; 7 - учёт известности и рекламируемости продукта; 8 - принятие решений на основе данных факторов.

4 принципа формирования ассортимента:

1) Функциональный. 2) Потребительский (по гр. потреб.). 3) Бытовой (по типам посреднических организаций или по стилю продажи). 4) Ценовой.

Основные направления  формирования товарного ассортимента:

1) Сокращение - количественное или качественное изменение наборов товаров за счёт изменения его широты и полноты. 2) Обратным процессом сокращения является расширение. 3) Стабилизация - состояние набора товаров, которое характеризуется высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. 4) Совершенствование - количественное и качественное изменение состояния набора товаров с целью повышения его рациональности.

5) Гармонизация - количественное и качественное  изменение наборов товаров, отражающее  степень близости реального товарного  ассортимента к оптимальному.

Факторы формирования товарного ассортимента:

1) Общие: спрос  и рентабельность.

2) Специфические:  касаются промышленного товарного ассортимента.

 

8. Ассортиментная  политика

Предпринимательская деятельность эффективна, когда производимые товары и услуги находят спрос на рынке, удовлетворяя определённые потребности человека.

Товарная политика - заранее разработанная действием тов. произв., обеспечивающая преемственность решений относительно формирования товарного ассортимента и его управления, поддержания конкурентоспособности товаров, определение для конкретных товаров соответствующих рыночных сегментов, разработки соответствующей упаковки, маркировки.

Основная часть  товарной политики - ассортиментная политика. Ассортиментная политика - это система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающий экономическую эффективность деятельности в целом.

Ассортиментная  политика направлена на знание опыта  фирмы и оптимизацию финансов, ресурсов с точки зрения рентабельности выпуска продукции.

Задачи товарного  ассортимента:

1) Удовлетворение  запросов потребителей. 2) Оптимизация используемых технологических знаний и опыта фирмы. 3) Оптимизация финансовых результатов фирмы. 4) Завоевание новых покупателей. Соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности фирмы и включение нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйств.

5) Соблюдение  принципа синергизма.

При формировании ассортиментной политики и товарной номенклатуры исходят из 2-х взаимодополняющих признаков:

1) Признак синергизма. Означает, что номенклатура выпускаемой  продукции должна быть внутренне  увязана и отдельные товары должны дополнять друг друга. Обеспечивает широкую экономию на масштабах деятельности фирмы за счёт взаимной поддержки. Пример: применение одних и тех же производственных мощностей, научно-технической базы.

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"