Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:14, шпаргалка

Описание

Работа содержит 4 подробных ответа на вопросы по дисциплине "Товароведение"

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

 

№3 Охарактеризуйте организационные структуры розничной торговли: государственные и частные торговые системы (малые, совместные предприятия, акционерные общества).

Для выполнения своих функций по обслуживанию населения  торговля как отрасль хозяйства  нуждается в определенной организации. Характер этой организации во многом определяется формой собственности на средства производства, производственными отношениями, общественным и государственным строем. Наличие в экономике республики различных форм собственности предполагает существование и функционирование предприятий розничной торговли нескольких форм собственности.

1.Предприятия с государственной формой собственности (государственная торговля). Государственная торговля базируется на общественной собственности и строит свою работу по принципу непосредственного подчинения торговых звеньев органам государственного аппарата. Если до недавнего времени эта форма торговли была преимущественной (на ее долю приходилось более 2/3 товарооборота), то на 01.01.2000 г. удельный вес государственной торговли в общем товарообороте Республики составил всего 36,6 %. В ее подчинении на 1 января 2000 г. имелось 4492 магазинов торговой площадью 610,7 тыс. м2.

Государственная розничная торговля включает сеть предприятий  местных советов, Министерства торговли республики, УРСов ,ОРСов, а также розничную сеть министерств и ведомств (Минсельхозпрода, Госкомпрома, Минобороны, Минздрава, Беллегпрома и др.).

2. Предприятия  с коллективной формой собственности включают розничные предприятия потребительской кооперации, арендные предприятия, акционерные общества, ассоциации, концерны, сеть общественных организаций, коллективные предприятия, кооперативы и др. В целом по Республике удельный вес этой формы собственности быстро растет и в 1999 г. составлял 57,5 % в розничном товарообороте и 77 % в количестве предприятий.

3.Частные  предприятия, получающие развитие  в Республике в соответствии  с законом "О собственности  в Республике Беларусь". Удельный вес их в товарообороте на 01.01.2000 г. составлял 2,8 % , в количестве предприятий — 5,5 % . В 1999 г. в Республике имелось 1360 частных предприятий розничной торговли, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 г.

Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются: торговые предприятия, организации и системы.

Торговое  предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, не имеющий в своем составе других юридических лиц, который осуществляет торговую деятельность и связанные с ней торговые услуги.

Торговое предприятие — основное звено розничной торговли, для которого характерны три признака: экономический, организационной и правовой.

Экономический признак означает осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.

Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или Положением.

Правовой  признак характеризует предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

Основным типом  торгового предприятия и организации  до недавнего времени на территории Республики был торг. В настоящее  время по решению правительства идет процесс демонополизации торгов.

Существующие  торги подразделяются на республиканские (Белювелирторг) и местные (пищеторги, промторги, коопторги, пищепромторги).

Вместо торгов в Республике получили развитие новые  типы торговых предприятий: арендные предприятия, малые, совместные предприятия, кооперативы.

Арендное  предприятие образуется путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Оно создается по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляется соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду. В Республике Беларусь на 1 января 2000 г. насчитывалось более 700 арендных предприятий торговли.

Акционерные общества — это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на весь уставный фонд. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме именных акций). Создание такого общества в розничной торговле возможно на базе крупных розничных предприятий (универмага, универсама, Дома торговли).

Преобразование  государственных предприятий в  акционерное общество производится следующим образом:

  • коллектив государственного предприятия принимает согласованное с органами власти решение о преобразовании в акционерное общество;
  • разрабатывается устав АО и другие документы;
  • распространяются акции среди работников и населения;
  • проводится учредительная конференция или общее собрание акционеров.

В настоящее  время идет активный процесс преобразования в акционерные общества предприятий  как розничной, так и оптовой торговли.

Совместное  предприятие (СП) представляет собой либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности.

Малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной критерий статуса малого предприятия — предельная численность работающих, которая в розничной торговле не должна превышать 15 человек. Малые предприятия могут создаваться государственными и совместными предприятиями, ассоциациями, акционерными обществами, физическими лицами.

Учредители  наделяют создаваемые ими малые  предприятия основными и оборотными средствами, образующими их уставный фонд. Основными учредительными документами малого предприятия являются устав и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителями.

В учредительном  договоре определяются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).На основании этих документов малое  предприятие регистрируется в Исполкоме  Советов народных депутатов города или района, после чего оно приобретает права юридического лица.

Кооператив представляет собой организацию граждан и предприятий, добровольно объединяющихся для ведения торговой или иной деятельности, носящей товарный характер, на основе принадлежащего ему или предоставленного в пользование имущества, самостоятельности и самофинансирования. По действующему законодательству в кооперативе должно работать не менее 3 человек. Они различаются по видам деятельности (розничной торговли, торгово-закупочной, по оказанию услуг и т.п.), степени обособленности и структуре.

Торговая  организация представляет собой орган управления, объединяющий торговые единицы (нехозрасчетные магазины) и самостоятельные торговые предприятия.

К основным видам  торговых организаций можно отнести торговые и торгово-производственные фирмы, акционерные общества, ассоциации розничной торговли, концерны, объединения, союзы.

Торговые  и торгово-производственные фирмы создаются в Республике как на базе местных торгов ("Живинка" — на базе магазинов Октябрьского, "Азарэнне" — Фрунзенского, "Фобия" — Московского райпищеторгов г. Минска и т.д.), так и самостоятельными коммерческими структурами.

Акционерные общества могут выступать как в качестве предприятий (ГУМ), так и в качестве организаций, когда в их состав входят самостоятельные торговые предприятия.

Ассоциации  розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий и формируются как самостоятельные, автономные образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность ассоциаций является коллективной.

Основными функциями ассоциации являются:

  • координация деятельности входящих предприятий;
  • защита и представление интересов в суде, арбитраже и др.;
  • исследование рынка;
  • анализ и обобщение передового опыта;
  • подготовка кадров;
  • социальное развитие предприятий и т.п.

Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:

  • региональному (районные, областные и республиканские);
  • товарному (по товарным группам);
  • межотраслевому (оптовая и розничная торговля);
  • в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов);
  • в зависимости от формы собственности (ассоциации арендных, коллективных, частных предприятий);
  • в зависимости от размеров предприятий (ассоциации малых предприятий).

Концерн — это объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеторговой деятельности.

Предприятия-участники связаны  между собой кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями.

Концерн характеризуется  единством управления и контроля. По сравнению с ассоциацией здесь более широко централизованы функции управления и в большей степени утрачена экономическая самостоятельность.

Основными функциями  концерна являются:

  • финансовый контроль за деятельность входящих предприятий;
  • координация коммерческой и хозяйственной деятельностью предприятий;
  • проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;
  • маневрирование товарными ресурсами; создание фондов и резервов.

К торговым концернам  в Республике Беларусь можно отнести  Новобелицкий оптово-розничный концерн. Чаще предприятия розничной торговли относятся к концернам производственного типа. Наиболее разветвленную розничную торговую сеть (продажа тканей, обуви, одежды) имеет концерн "Беллегпром".

Характерным признаком  торговой системы является однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения. К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся: система Министерства торговли, система потребительской кооперации, система ОРСов промышленных предприятий и транспорта, системы прочих министерств и ведомств (Минздрава, Минобороны, Минсвязи и др.).

 

 

 

№ 33 Охарактеризуйте продажу товаров по образцам и с открытой выкладкой.

Торговля  по образцам - розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках. Покупатель выбирает товары самостоятельно или с помощью продавца, который дает консультации о свойствах товаров и демонстрирует их в действии. Этим методом могут реализовываться ткани, стройматериалы, пианино, мебель, холодильники, телевизоры и другие крупногабаритные и технически сложные товары. При продаже по образцам после оформления и оплаты покупки товар может быть доставлен покупателю как из магазина, так и со складов торговой организации или непосредственно промышленного предприятия.

Торговля через  Интернет-магазины является разновидностью торговли по образцам.

Доставка товаров  покупателям непосредственно со складов торговли или промышленного  предприятия является определяющим признаком этой формы продажи.

При этой форме обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса, приведенные в табл. 1.

 

Табл. 1. Методы организации торгово-технологического процесса

Основные  элементы торгово-технологического процесса

Обязательные  методы организации торгово-технологического процесса

Самостоятельно  или с помощью продавца осмотр покупателями образцов товаров, имеющихся в продаже

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ в демонстрационном (торговом) зале образцов всех артикулов, марок и разновидностей имеющихся  в продаже товаров, а также  перспективных моделей, комплектующих  изделий и приборов

Размещение образцов товаров с учетом их габаритов на соответствующем торгово-технологическом оборудовании (подиумах, тележках, стендах, столах и др.)

Демонстрация  образцов технически сложных товаров  в действии с последовательным показом  их характеристик и свойств в соответствии с требованиями, обеспечивающими противопожарную безопасность

Оформление  в демонстрационном (торговом) зале по продаже мебели интерьеров, имитирующих  жилые комнаты, кухни, а также  в специально выделенных квартирах  жилых домов с различными вариантами расстановки мебели и с использованием других предметов обстановки (ковров, светильников, занавесок, покрывал) Оформление стендов-образцов тканей для обивки мягкой мебели или основных материалов, применяемых для производства изделий (древесины, пластика и др.)

Предоставление  для ознакомления покупателей цветных  каталогов, альбомов, имеющихся в  продаже товаров по видам оформления Снабжение каждого образца ценником и аннотацией с указанием технических  параметров и других характеристик  потребительских свойств товара

 

Периодическое обновление выставленных образцов с  учетом выпуска новых изделий  и предупреждения потери качества

Консультация  продавцов и специалистов по вопросам технических и потребительских  свойств, использования, а также  перспективах производства товаров

Организация внутримагазинной информации об ассортименте продаваемых  товаров, их поставщиках, оказываемых  услугах, правилах работы магазина

Организация бюро справок

Оформление  и расчет за покупку и услуги

Выделение в  демонстрационном (торговом) зале рабочих мест и необходимого инвентаря для оформления покупки и услуг Обеспечение рабочих мест информационными и рекламными материалами

Согласование  с покупателями удобного для них  времени доставки, сборки и установки  товаров Вручение покупателям памятки по приемке товаров на дому

Оказание услуг  покупателям

Доставка проданных  по образцам товаров на дом покупателям  непосредственно с производственных объединений, предприятий-изготовителей, со складов опта, торгов и фирменных  магазинов трансагентствами или торговыми организациями Сборка мебели на дому у покупателей предприятиями бытового обслуживания населения или торговыми организациями. Установка технически сложных товаров на дому у покупателей предприятиями бытового обслуживания населения или торговыми организациями

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"