Кисломолочные продукты, исследование йогурта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:34, дипломная работа

Описание

Цель работы: изучить ассортимент, провести экспертизу качества и определить конкурентоспособность диетических кисломолочных продуктов.
Методы исследования: сравнительный анализ, синтез, экспертных оценок.
Исследования и разработки: исследованы проценты удовлетворения суточной нормы человека в белках, жирах, углеводах, микро- и макроэлементах, витаминах при употреблении различных диетических кисломолочных продуктов; разработка балльной системы оценки качества йогуртов, даны рекомендации для товароведов магазина «Олевма» по совершенствованию ассортимента йогуртов.
Область возможного практического применения: полученные результаты могут быть использованы экспертными лабораториями и торговыми предприятиями.

Работа состоит из  1 файл

йогурт.docx

— 358.30 Кб (Скачать документ)

 

Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.

 

 

Рисунок 3.10 — Относительный показатель оценки конкурентоспособности йогурта молочного с фруктами лесная ягода

Примечание — Источник: собственная разработка.

Таблица 3.13 — Оценка уровня конкурентоспособности йогурта «Данон» с клубникой

 

Наименование показателя

Базовое значение

Фактическое значение

Влияние фактического значения

Коэффициент значимости

Относительное значение

Комплексное значение

Интегральный показатель

Вкус 

10

10

+

0,40

1,00

0,40

0,69

Внешний вид

  3

  3

+

0,12

1,00

0,12

 

Запах

  5

  4

-

0,20

0,80

0,16

 

Цвет

  3

  2

-

0,12

0,67

0,08

 

Консистенция

  4

  3

-

0,16

0,75

0,12

 

Комплексный обобщенный показатель

0,88

 

 

Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.

 

 

Рисунок 3.11 — Относительный показатель оценки уровня конкурентоспособности йогурта «Данон» с клубникой

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Таблица 3.14 — Оценка конкурентоспособности йогурта «Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком

 

Наименование показателя

Базовое значение

Фактическое значение

Влияние фактического значения

Коэффициент значимости

Относительное значение

Комплексное значение

Интегральный показатель

Вкус 

10

10

+

0,40

1,00

0,40

0,64

Внешний вид

  3

  2

-

0,12

0,67

0,08

 

Запах

  5

  4

-

0,20

0,80

0,16

 

Цвет

  3

  3

+

0,12

1,00

0,12

 

Консистенция

  4

  4

+

0,16

1,00

0,16

 

Комплексный обобщенный показатель

0,92

 

 

Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.

 

 

Рисунок 3.12 — Относительный показатель оценки конкурентоспособности йогурта «Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Таблица 3.15 — Оценка уровня конкурентоспособности йогурта «Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой

 

Наименование показателя

Базовое значение

Фактическое значение

Влияние фактического значения

Коэффициент значимости

Относительное значение

Комплексное значение

Интегральный показатель

Вкус 

10

8

-

0,40

0,80

0,32

0,63

Внешний вид

  3

3

+

0,12

1,00

0,12

 

Запах

  5

5

+

0,20

1,00

0,20

 

Цвет

  3

2

-

0,12

0,67

0,08

 

Консистенция

  4

4

+

0,16

1,00

0,16

 

Комплексный обобщенный показатель

0,88

 

 

Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.

 

 

Рисунок 3.13 — Относительный показатель оценки уровня конкурентоспособности йогурта «Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой

Примечание — Источник: собственная разработка.

Проанализировав значения комплексных  показателей, которые находятся как сумма произведений коэффициентов весомостей на отношение фактических значений к базовым, можно сделать вывод, что йогурты «Монтик» (ОАО «Савушкин продукт»), «Растишка» (ООО «Данон Индустрия»), «Чудо» (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), «Активиа ложковая» (ООО «Данон Индустрия») наиболее приближены к значению базового образца (0,92). Т.е. качество данных продуктов по органолептическим показателям находится на втором месте после базового образца. Далее по убыванию следуют йогурты «Утро» («ГМЗ № 1»), «Эрмигут Fresh» (ООО «Эрман»), «Данон» (ООО «Данон Индустрия»), «Активил»(ОАО «Березовский сыродельный комбинат») (0,88), молочный с фруктами лесная ягода (ОАО «Беллакт») (0,84), «Персик» (ОАО «Савушкин продукт»), «Fruttis» (ООО «Кампина») и молочный с клубникой (ООО «МилкЭппл») (0,80), «Здрайверы» (ОАО «Вимм-Билль-Данн») (0,72). Т.е. самым низким качеством обладает йогурт «Здрайверы».

Сравнительная оценка исследуемых  образцов йогурта представлена в  таблице 3.16.

Анализ таблицы 3.16 показал, что потребитель переплачивает за исследуемые образцы йогурта в среднем на 61,55 % или 880 бел. р., т.е. фактическая и реальная стоимости образцов не совпадают. Наибольшую переплату потребитель осуществляет за йогурт «Персик» с бифидобактериями (81,29 % или 2020 бел. р.), производитель — ОАО «Савушкин продукт». Наименьшую переплату потребитель осуществляет за йогурт «Утро» молочный с бифидобактериями и инулином (42,65 % или 380 бел. р.), производитель — «ГМЗ № 1».

Интегральный показатель показывает соотношение цены и качества продукта и рассчитывается как отношение  комплексного показателя к цене товара. Анализ таблицы 3.16 показал, что наиболее конкурентоспособным является йогурт «Утро» молочный с бифидобактериями и инулином («ГМЗ № 1»), его интегральный показатель наиболее приближен к базовому и составляет 0,99. Этот продукт имеет высокое качество и экономические рычаги для корректировки стоимости товара. Далее следует йогурт «Чудо» молочный фруктовый ароматизированный двойной вкус клубника-земляника (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), интегральный показатель которого составляет 0,88. Данный продукт имеет довольно хорошее качество и относительно невысокую степень переплаты. На третьем месте находится йогурт молочный с фруктами лесная ягода (ОАО «Беллакт»). Его интегральный показатель составляет 0,79. Данный продукт имеет хорошее качество и относительно невысокую степень переплаты. Далее по убыванию: йогурт молочный с клубникой (0,73) (ООО «МилкЭпл»), йогурты «Данон» с клубникой (ООО «Данон Индустрия») и «Активил» с бифидобактериями молочный с фруктовым наполнителем со злаками (0,69) (ОАО «Березовский сыродельный комбинат»), «Монтик» клубника-ваниль с витамином С (0,65) (ОАО «Савушкин продукт»), «Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком (0,64) (ООО «Данон Индустрия»), «Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой (0,63) (ООО «Эрман»), «Fruttis» молочный с наполнителем вишня (0,59) (ООО «Кампина»), «Растишка», обогащенный витамином Д и минеральными веществами, с клубникой (0,52) (ООО «Данон Индустрия»), «Здрайверы» молочный фруктовый-клубника (0,50) (ОАО «Вимм-Билль-Данн»). Наименьшее значение интегрального показателя имеет йогурт «Персик» — 0,32. Данный продукт имеет низкое качество и высокую степень переплаты. Производителем данного йогурта является ОАО «Савушкин продукт».

Сравнительная оценка интегральных показателей образцов йогурта представлена на рисунке 3.14.

 

 

Рисунок 3.14 — Сравнительная оценка интегральных показателей исследуемых образцов

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Таблица 3.16 — Сравнительная оценка исследуемых образцов

 

Образцы йогуртов

Комплексный обобщенный показатель

Фактическая стоимость, тыс. р.

Интегральный показатель

Реальная стоимость, тыс. р.

Степень переплаты (недоплаты) в %

Сумма переплаты (недоплаты), тыс. руб

Индекс конкурентоспособности

«Емми» (базовый образец)

1,00

0,58

1,72

0,58

0,00

0,00

1,00

«Монтик» клубника-ваниль с витамином С

0,92

1,41

0,65

0,53

62,16

0,88

0,38

«Персик» с бифидобактериями

0,80

2,48

0,32

0,46

81,29

2,02

0,19

«Растишка», обогащенный витамином Д и минеральными веществами, с клубникой

0,92

1,78

0,52

0,53

70,02

1,25

0,30

«Чудо» молочный фруктовый ароматизированный двойной вкус клубника-земляника

0,92

1,05

0,88

0,53

49,18

0,52

0,51

«Здрайверы» молочный фруктовый-клубника

0,72

1,45

0,50

0,42

71,20

1,03

0,29

«Утро» молочный с бифидобактериями, инлин

0,88

0,89

0,99

0,51

42,65

0,38

0,57

«Активил» с бифидобактериями молочный с фруктовым наполнителем со злаками

0,88

1,27

0,69

0,51

59,81

0,76

0,40

молочный с клубникой

0,80

1,09

0,73

0,46

57,43

0,63

0,43

«Fruttis» молочный с наполнителем вишня

0,80

1,36

0,59

0,46

65,88

0,90

0,34

молочный с фруктами лесная ягода

0,84

1,07

0,79

0,49

54,47

0,58

0,46

«Данон» с клубникой

0,88

1,27

0,69

0,51

59,81

0,76

0,40

«Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком

0,92

1,44

0,64

0,53

62,94

0,91

0,37

«Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой

0,88

1,39

0,63

0,51

63,28

0,88

0,37


 

Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.

 

3.2 Маркетинговые  исследования диетических кисломолочных  продуктов, реализуемых в УО ТКУП «Олевма»

 

С целью изучения потребительского спроса на йогурты было проведено социологическое исследование в городе Минске в магазине «Олевма» с 1.02.2011 г. по 26.02.2011 г. Опрос проводился путем анкетирования (анкета представлена в приложении Д). Для получения объективной оценки было опрошено 150 респондентов, различающихся по возрасту, полу, социальному статусу. В дальнейшем это позволит сегментировать потребителей и учесть их пожелания при разработке и совершенствовании продукции. Структура выборки представлена в таблице 3.17.

 

Таблица 3.17— Структура выборки респондентов

 

Структура выборки

Количество респондентов, %

По полу:

мужчина

женщина

 

85

65

По возрасту:

18-24

25-34

35-44

45-54

старше 55 лет

 

46

51

25

18

10

По социальному статусу:

студент

служащий

работник коммерческой организации

рабочий

пенсионер

другое

 

39

35

36

26

  9

  5


 

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Среди 150 человек 57 % женщин и 43 % мужчин. По социальному статусу опрашиваемые распределились следующим образом: студенты составили 26 % от общего количества респондентов, служащие — 23 %, рабочие — 17 %, работники коммерческих структур — 24 %, пенсионеры — 6 %, другие — 3 %. Из них 31 % — респонденты в возрасте 18—24 лет, 34 % — 25—34 лет, 17 % — 35—44 лет, 12 % — 45—54 лет и 7 % составляют респонденты в возрасте старше 55 лет.

Результаты исследования показали, что большинство респондентов (72 %) покупают йогурт два-три раза в неделю, из них 18 % составляют мужчины, 54 % составляют женщины, среди которых 42 % находятся в возрасте до 34 лет. По социальному статусу опрашиваемые распределились следующим образом: студенты составили 20 % от общего количества респондентов, служащие — 23 %, рабочие — 17 %, работники коммерческих структур — 11 %, пенсионеры — 1 %

Ежедневно йогурт покупают 4 % респондентов. Это женщины-студентки, возраст  которых составляет от 18 до 24 лет. Отказываются от покупки йогурта 2 % опрошенных, как правило, это мужчины-пенсионеры. Причина отказа объясняется неприемлемой ценой и заменяемостью данного продукта кефиром.

Информация о работе Кисломолочные продукты, исследование йогурта