Кисломолочные продукты, исследование йогурта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:34, дипломная работа

Описание

Цель работы: изучить ассортимент, провести экспертизу качества и определить конкурентоспособность диетических кисломолочных продуктов.
Методы исследования: сравнительный анализ, синтез, экспертных оценок.
Исследования и разработки: исследованы проценты удовлетворения суточной нормы человека в белках, жирах, углеводах, микро- и макроэлементах, витаминах при употреблении различных диетических кисломолочных продуктов; разработка балльной системы оценки качества йогуртов, даны рекомендации для товароведов магазина «Олевма» по совершенствованию ассортимента йогуртов.
Область возможного практического применения: полученные результаты могут быть использованы экспертными лабораториями и торговыми предприятиями.

Работа состоит из  1 файл

йогурт.docx

— 358.30 Кб (Скачать документ)

 

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

В соответствие с СТБ 1552-2005 кислотность йогуртов должна находиться в пределах 75—140 0Т. Кислотность исследуемых образцов соответствует требованиям нормативной документации и колеблется в пределах от 87,5 до 130 0Т.

Таким образом, данные лабораторные образцы соответствуют требованиям СТБ 1552-2005 по органолептическим, физико-химическим показателям и содержанию маркировки.

 

2.4 Анализ ассортимента  диетических кисломолочных продуктов,

реализуемых в УО ТКУП «Олевма»

 

 УО ТКУП «Олевма» реализует широкий ассортимент диетической кисломолочной продукции. Всего представлено более двухсот наименований. Данная группа товаров составляет около 65 % всей кисломолочной продукции, что примерно равно 12,5 % общего товарооборота. Основными поставщиками являются: OAO «ГМЗ № 1», OAO «ГМЗ № 2», ООО «ДанонБел», ОДО «Генезис плюс», ЧТПУП «Главмолснаб», ООО ПКФ «Веста», ООО «Туссон плюс», ООО «Паркон-М», ПТЧУП «Эксцентрон», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Клецкая крыначка», ОДО «Крестьянское подворье», ТПУП «Модус-бизнес», ООО «Тибетрэй» и др.

Общий товарооборот диетической  кисломолочной продукции в 2009 году составил 392964180 бел. р., в 2010 г. — 555292360 бел. р. (приложение Г). Таким образом, реализация данной продукции увеличилась на 29,2 %.

В 2009 г. наибольший удельный в товарообороте диетической  кисломолочной продукции составляла реализация кефира (50,9 %). Далее следует реализация йогуртов (23,5 %), пастеризованных кисломолочных напитков (13,6 %), бифидина (3,6 %), ряженки (3,4 %), кефирного продукта (2,7 %), простокваши (1,9 %), биойогуртов (0,29 %), биоряженки (0,087 %), ацидофилина (0,023 %), биоваренца (0,013 %).

В 2010 г. наибольший удельный в товарообороте диетической кисломолочной продукции составляла реализация йогуртов (39,2 %). Далее следует реализация кефира (34,7 %), пастеризованных кисломолочных напитков (15,7 %), ряженки (3 %), бифидина (2,8 %), кефирного продукта (2,7 %), простокваши (1,6 %), биойогуртов (0,25 %).

Таким образом, ведущее положение  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. заняла реализация йогуртов, которая выросла на 15,7 %. Ассортимент йогуртов за аналогичный период расширился за счет увеличения импорта из России, появления продукции различной жирности и с различными фруктовыми наполнителями.

Ассортимент йогуртов, реализуемых в УО ТКУП «Олевма», был изучен за время прохождения преддипломной практики (с 10.01.2011 г. по 3.04.2011 г.) и представлен в таблице 9.

 

 

Таблица 9 — Ассортимент йогуртов, реализуемый в УО «Олевма» с 10.01.2011 г. по 3.04.2011 г.

 

Наименование йогурта

Модификация

Жирность, %

Масса нетто, г

Производитель

1

2

3

4

5

Гранд-фрут

крыжовник-киви, малина

1,5

150

ОАО "Слуцкий сыродельный комбинат", РБ

Класс

вишня, клубника

1,5

900

ГМЗ № 1, РБ

ванилин

1,5

450

Ласковое лето

клубника, персик

1,5

450

ОАО «Савушкин продукт», РБ

персик, клубника

2,0

400

Йогурт

клубника, малина, черника

1,5

500

ОАО«Молочные горки», РБ

Йогурт

персик, клубника

2,0

400

ОАО «Савушкин продукт», РБ

Монтик

малина, черника

2,0

280

ОАО «Савушкин продукт», РБ

Чудо

клубника-земляника, персик-манго, лесные ягоды, персик-мюсли

2,4

400

ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия

мюсли-яблоко

2,5

400

персик-маракуйя, черника-малина

2,5

335

Йогурт молочный

клубника, персик

2,4

330

ООО «МилкЭппл», РБ

Утро

клубника, бифидобактерии и инулин, земляника, черника

2,5

125

ГМЗ № 1, РБ

черешня-ваниль

2,5

500

Монтик

клубника-ваниль с витамином С, земляника-вишня

2,5

125

ОАО «Савушкин продукт», РБ

черника-ваниль, клубника

2,5

280

Здрайверы

фруктовый-клубника, малина-абрикос

2,5

200

ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия

Fruttis

вишня, клубника, черника, абрикос

2,5

115

ООО «Кампина», Россия

Активил

клубника-шиповник-злаки

2,5

165

ОАО «Березовский сыродельный  комбинат», РБ

Емми

малина-абрикос, клубника-ваниль, черника-мюсли

2,5

500

ОАО «Борисовский молочный комбинат», РБ


Окончание таблицы 9

 

1

2

3

4

5

Йогурт

лесные ягоды

2,7

140

ОАО «Беллакт», РБ

Я вкусный

клубника, черника, перкик, мюсли

2,5

125

ГМЗ № 1, РБ

Эрмигурт fresh

клубника, груша-ваниль, киви-крыжовник, персик-маракуйя, черника, попкорн

2,7

125

ООО «Эрман», Россия

Данон

клубника, малина

2,7

110

ООО «Данон Индустрия», Россия

Био

клубника, персик, черника, вишня

3,0

125

ОАО «Савушкин продукт», РБ

Йогурт

бифидобактерии и персик, вишня

3,0

125

ОАО «Савушкин продукт», РБ

Растишка

витамин Д, минеральные вещества и клубника / груша-яблоко / черника / печенье

3,0

110

ООО «Данон Индустрия», Россия

Активиа ложковая

бифидобактерии, мюсли и персик / клубника / малина

3,2

150

ООО «Данон Индустрия», Россия

Активиа

мюсли, отруби-злаки, чернослив

2,9

125

ООО «Данон Индустрия», Россия

персик-мюсли

3,2

125


 

 

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Ассортимент йогуртов, реализуемых в УО «Олевма», достаточно широк и представлен как отечественными, так и российскими производителями. Доля российских производителей составляет 34,8 %, из которых 17,4 % — доля ООО «Данон Индустрия». Из отечественных производителей наибольшую долю занимает ОАО «Савушкин продукт» (26,1 %).

Жирность  продукта колеблется от 1,5 % до 3,2 %, масса нетто колеблется от 110 г до 900 г.

Торговый ассортимент  можно охарактеризовать по системе  показателей.

Широта ассортимента — количество однородных и разнородных групп, представленных в торговой организации.

Широта ассортимента оценивается коэффициентом широты по следующей формуле:

 

Кш = Гф : Гн,     (8)

 

где     Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.;

Гн — общее количество групп товаров, ед [27, c. 110].

 

Широта ассортимента йогуртов, реализуемых в УО ТКУП «Олевма», составляет:

Кш = 83 : 107 = 0,78

Полученный коэффициент, равный 0,78, достаточно приближен к единице, поэтому можно сказать, что ассортимент йогуртов в магазине достаточно широкий. Широта ассортимента магазина также служит косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.

Полнота ассортимента — соотношение фактического наличия товаров в магазине разработанному ассортиментному перечню.

Коэффициент полноты выражается формулой:

 

Кп = Вф : Вн,      (9)

 

где   Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования, ед.;

Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.

 

Устойчивость (стабильность) ассортимента предполагает бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем данной торговой организации.

Коэффициент устойчивости выражается формулой:

 

Ку = (Рф1 + Рф2… + Рфn) : Рн : n,     (10)

 

где    Рф1, Рф2, Рфn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.;

Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.;

n — количество проверок [27, c. 110].

 

Для определения коэффициента полноты и коэффициента устойчивости ассортимента йогуртов были проведены четыре проверки фактического наличия данного продукта. Проверки производились 01.02, 08.02, 15.02, 22.02.2011 г.

Коэффициент устойчивости йогуртов, предусмотренных ассортиментным перечнем данной торговой организации, равен 1, что свидетельствует о полном удовлетворении спроса на данный продукт. Следовательно, торговые работники определяют оптимальные размеры поставки йогуртов и в достаточной степени контролируют доставку продукции в торговый зал.

Коэффициент полноты ассортимента составил 1,16, что свидетельствует о положительных тенденциях в обеспечении выбора товаров покупателей.

Коэффициент новизны ассортимента – это отношение количества новых товаров в общем перечне к общему количеству наименований товаров.

Коэффициент новизны йогуртов, реализуемых в УО ТКУП «Олевма», равен 0,2, что свидетельствует о высокой степени обновления ассортимента.

Таким образом, определение  соответствия 14 образцов требованиям СТБ 1552-2005 по маркировке, органолептическим и физико-химическим показателям показало, что упаковка всех лабораторных образцов герметична и не нарушена; образцы отвечают требованиям нормативной документации по органолептическим показателям; все исследуемые образцы имеют повышенное содержание сухих обезжиренных веществ; массовая доля жира продуктов соответствует той, что указана на маркировке, и колеблется в пределах от 2,4 до 3,2 %.

Ассортимент диетической кисломолочной продукции в УО ТКУП «Олевма» достаточно широкий и насчитывает более двухсот наименований. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. реализация диетических кисломолочных товаров увеличилась на 29,2 %. Это произошло главным образом за счет расширения ассортимента, отказа от продуктов, которые имеют малый спрос, а также отказа работы с некоторыми поставщиками в связи с перебоями в поставке товаров.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. реализация йогуртов выросла на 15,7 %, а ассортимент расширился за счет импорта. УО ТКУП «Олевма» полностью удовлетворяет спрос населения в данном продукте.

 

 

3 Товароведно-маркетинговые  исследования

 

3.1 Конкурентоспособность  диетических кисломолочных продуктов, реализуемых в УО ТКУП «Олевма»

 

Конкурентоспособность отдельного товара определяется как  его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем своих проблем. В общем виде, конкурентоспособность — это сравнительное преимущество.

Для обеспечения  конкурентоспособности продукции  на требуемом уровне необходима ее количественная оценка. Она является исходным моментом для принятия управленческих решений в производственно-коммерческой деятельности предприятия в рыночных условиях и необходима для: комплексного изучения рынка; оценки перспектив продаж конкретных товаров на внутреннем и внешнем рынках; установления и корректировки цен; контроля качества товаров; принятия решений о прекращении производства отдельных товаров и о выпуске новых; подготовки рекламы; оптимизации ассортимента товаров; разработки стратегии и тактики в области качества и конкурентоспособности товаров и других целей. Информация о результатах оценки конкурентоспособности важна для товаропроизводителей, торговых организаций и для потребителей [28, с. 205].

Оценка конкурентоспособности йогуртов, реализуемых в УО ТКУП «Олевма», проводилась в соответствии с программой, разработанной преподавателями кафедры «Товароведение продовольственных товаров». Конкурентоспособность исследуемых образцов йогурта проводилась на основании соответствия фактического качества цене, по которой он реализуется. Конкурентоспособность оценивалась с помощью товара-образца (базовый образец), который уже пользуется спросом на рынке и наиболее полно отвечает потребностям потребителей.

За показатели качества для определения конкурентоспособности йогурта были взяты органолептические показатели: вкус, запах, внешний вид, консистенция, цвет. Оценивались данные показатели по 25-ти балльной шкале, где каждый показатель имеет определенное максимальное количество баллов (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 — Значимость и весомость показателей

 

Наименование показателя

Экспертная оценка

Весомость показателя

1

2

3

Вкус 

10

0,40

Внешний вид

  3

0,12

Запах

  5

0,20


Окончание таблицы 3.1

 

1

2

3

Цвет

  3

0,12

Консистенция

  4

0,16

Итого

25

1,00


 

Примечание — Источник: программа по оценке конкурентоспособности.

 

За базовый образец  был взят йогурт «Емми» фруктовый, малина-абрикос по причине хорошего качества, относительно невысокой цены и наибольшего спроса (награжден званием «Лучшая продукция года 2009») [29]. Производителем данного продукта является ОАО «Борисовский молочный комбинат», цена продукта составляет 0,58 тыс. р. за 125 г. Перечень оцениваемых образцов йогуртов и их цена за 125 г представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 — Цена оцениваемых образцов йогуртов за 125 г продукта

 

Перечень оцениваемых образцов

Цена оцениваемых образцов, тыс. р.

«Монтик» клубника-ваниль с витамином С

1,41

«Персик» с бифидобактериями

2,48

«Растишка», обогащенный витамином Д и минеральными веществами, с клубникой

1,78

«Чудо» молочный фруктовый ароматизированный двойной вкус клубника-земляника

1,05

«Здрайверы» молочный фруктовый-клубника

1,45

«Утро» молочный с бифидобактериями и инулином

0,89

«Активил» с бифидобактериями молочный с фруктовым наполнителем со злаками «Клубника-шиповник-злаки»

1,27

молочный с клубникой

1,09

«Fruttis» молочный с наполнителем вишня

1,36

молочный с фруктами лесная ягода

1,07

«Данон» с клубникой

1,27

«Активиа ложковая» обогащенный бифидобактериями ActiRegularis с мюсли и персиком

1,44

«Эрмигут Fresh» фруктовый с черникой

1,39

Информация о работе Кисломолочные продукты, исследование йогурта