Анализ рынка табачных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание

В связи с различным характером горения, зависящим не только от физико-химических свойств табака, но и от условий притока воздуха к горящей зоне, получаются качественно и количественно различные смеси продуктов сгорания и сухой перегонки. Эти различия отражаются как на вкусовых ощущениях, так и на физиологическом действии табачного дыма на человеческий организм.

Работа состоит из  1 файл

Анализ рынка табачных изделий.docx

— 56.39 Кб (Скачать документ)

Что касается основных игроков, то на российском рынке конкурируют две  группы производителей: транснациональные  корпорации и компании второго эшелона. В первую входят Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco International, "Лиггетт-Дукат" (Gallaher Group). Компании первого эшелона контролируют более 80% рынка.

Ко второй группе относят "Донской  табак", "Балканскую звезду" (Altadis), "Нево-табак", "Астру", "Усмань-табак", а также Погарскую, Бийскую и Канскую табачные фабрики. Второй эшелон традиционно специализируется на производстве дешевых марок.

Согласно различным оценкам, полученным нами от участников и специалистов рынка его объем в натуральном  выражении в 2003 г. составлял от 300 до 330 млрд. сигарет, в стоимостном  выражении порядка $5 млрд. Разброс  оценок достаточно велик. По мнению Болтавина Александра, - директора по исследованиям DISCOVERY Research Group - в 2003 г. он составлял порядка 300-305 млрд. сигарет. В 2005 г. объем рынка табачных изделий, составил порядка 332-335 млрд. шт. или 210 млрд. руб. (порядка $ 7,6 млрд. по среднегодовому курсу доллара США в 2005 г.). Согласно другой оценке объем рынка сигарет в 2005 г. в стоимостном выражении составил $6,6 млрд., в натуральном - 405 млрд шт. (по нашему мнению, данная оценка отвечает скорее объему производства, нежели потребления). В 2006 г. объем рынка возрос до порядка 350 млрд. шт., что эквивалентно 230 млрд руб. (или примерно $8,5 млрд.).

Некоторые участниками рынка сообщают о темпах прироста объема рынка табачных изделий в России на уровне 1,5-2 % в  последние годы. Они не согласуются  с оценками изменения объемов рынка в последние годы. Можно полагать, что темпы роста выше. По сравнению с 1995 г. объем потребления табачных изделий в натуральном выражении в 2006 г. увеличился почти на 40%. Средний темп прироста в год не превышал 3 %. Однако, как мы считаем, в последние годы он был особенно велик (7,5-8,5 %).

В настоящее время в России наблюдается  перепроизводство табачной продукции. Потребляется меньше, чем производится. Кроме того, темпы роста потребления  сигарет меньше темпов их производства на протяжении последних лет

По объему производства табачных изделий лидируют США, Китай и  Россия. По данным ассоциации "Табакпром", объем производства табачных изделий в 2006 г. составил 413,884 млрд. шт., в 2005 г. - 404,743 млрд. шт. В 2006 г. было импортировано12 млрд сигарет.

Наиболее значительными участниками  табачного рынка являются крупные  мировые транснациональные корпорации, имеющие собственные фабрики  на территории России. Так, Philip Morris International владеет двумя производствами – это «Филип Моррис Кубань» в Краснодаре и «Филип Моррис Ижора» (Ленинградская область).

British American Tobacco (бренды Kent, Dunhill, Lucky Strike, Pall Mall) пришла в Россию еще в 1991 году, и в настоящее время ей принадлежат три фабрики, в Москве, Саратове и Санкт-Петербурге. Еще один крупный международный участник рынка – японский концерн JTI (сигареты Winston, Glamour, Camel и другие). В России JTI имеет два производства, в Санкт-Петербурге и Москве («Лиггет-Дукат»), а также несколько заводов по переработке табачного сырья.

Полностью независимых российских производителей в настоящее время  на рынке не осталось – все они  в той или иной степени принадлежат  западным корпорациям, хотя многие при  этом выпускают сигареты под собственными марками, завоевавшими популярность у потребителя. Самые крупные из подобных фабрик – «Донской табак» и «Балканская звезда».

Донской табак

Впервые табачное производство в Ростове-на-Дону было открыто в 1857 году Владимиром Ивановичем Асмоловым, которого позже стали называть основателем табачной отрасли России. Добиться больших объемов ему удалось благодаря внедрению передовых в то время методов (например, именно на его фабрике «В.И.Асмолов и К°» появились первые в России папиросно-набивные машины) и продуманной кадровой политике.

В настоящее время выдачей заработной платы дважды в месяц по строго определенным дням никого не удивить, а в середине XIX века подобная точность была редкостью. Однако именно так руководство  «Донского табака» рассчитывалось с рабочими. При этом лицам, находящимся  в нетрезвом виде, зарплата не выдавалась. Все сотрудники фабрики имели  право на бесплатное лечение и  на получение пособия в случае временной нетрудоспособности.

Итогом грамотной организации  производства стал выход ростовской продукции сначала на российский рынок, а затем и на международный  – после признания ее на выставках  в Вене, Париже и Филадельфии. В 1912 году предприятие стало крупнейшей в мире частной табачной фабрикой. В советское время, когда компания была переименована в Донскую  государственную табачную фабрику, здесь производились такие сигареты, как «Наша марка», «Кремль», «Чапаев», а также знаковые бренды – например, «Победа» (1943 год) или «Космос» (1970 год).

В настоящее время «Донской табак» выпускает сигареты «21 век», «Прима», «Наша марка» и другие. В 2011 году портфель компании пополнился брендами купленной ею питерской фабрики  «Нево-табак», среди которых «Петр Великий», «Тройка», «Арктика». Правда, сохранить полную независимость ростовскому производителю не удалось: «Донской табак» входит в состав холдинга «Праймери Дон», созданного при участии швейцарской компании Hemsworth Holdings Ltd.

Балканская звезда

В середине XIX века в Ярославле Николаем Федоровичем Дунаевым была открыта  еще одна российская табачная фабрика, которая в 1878 году получила название «Балканская звезда» в честь  победы в Русско-турецкой войне. Ее хозяин решил отказаться от импортного сырья, работая на табаке из Полтавской и Черниговской губерний. Причем Дунаев не просто управлял своим производством, но и был на нем единственным мастером, остальные рабочие числились  подмастерьями. Наибольшего успеха фабрика достигла в начале XX века, когда ее продукция стала вывозиться в Китай, Персию и Монголию.

Второй период расцвета «Балканской  звезды» пришелся уже на постсоветское  время, здесь начали выпускаться  собственные торговые марки, завоевавшие  немало поклонниковкачественных дешевых сигарет с фильтром, - «BS», «Раут», «Балканская звезда». В 1998 году появился ведущий бренд компании – сигареты «Золотое кольцо». Долгое время ярославский производитель оставался единственным независимым среди крупнейших табачных фабрик России. Однако в 2004 году предприятие было куплено концерном «Altadis», который, в свою очередь, вошел в состав компании «Imperial Tobacco».

Настоящей родиной табака и махорки  является Америка, где его ввели  в культуру индейцы. В наши дни  выращиванием табака занимаются во всём мире, но основными производителями  являются, конечно, США и Китай, а  также в больших количествах  табак выращивается в Индии, Бразилии, России и Турции. В Китае, также  как и в России, большая часть  табака настоящего потребляется внутри самой страны, а вот в США  почти треть продукции уходит на экспорт, однако еще около половины этого количества импортируется.

Крупнейшими экспортерами табака ныне являются Бразилия, США, Зимбабве, Китай, Турция, Индия, Греция, Италия, Малави и Аргентина.

Крупнейшими импортерами - Россия, США, Германия, Великобритания, Нидерланды, Япония, Франция, Украина, Польша и Египет.

Общеизвестно, что емкость  рынка страны является одним из важнейших  показателей табачного бизнеса, что обусловливает актуальность проведения исследований по данной тематике.

По данным Федеральной  службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы РФ, аналитической службы Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром», оборот курительных изделий в табачном бизнесе России в 2005 г. характеризовался следующими показателями:

  • - производство - 404,7 млрд. шт.;
  • - импорт - 3,4 млрд. шт.,
  • - экспорт - 11,5 млрд. шт.

Аналитическая служба «Табакпрома» считает, что потребности страны в курительных изделиях определяются главным образом двумя факторами. Первый – это социально-политическая и экономическая обстановка в обществе, а второй - численность населения и его половозрастная структура.

Оценка динамики развития емкости российского рынка курительных  изделий

Год

Вариант 1

Вариант 2

Годовой рост потребления  курительных изделий, %

Емкость рынка  курительных изделий, млрд. шт.

Годовой рост потребления  курительных изделий, %

Емкость рынка  курительных изделий, млрд. шт.

1990

1,5

245,8

2,0

245,8

1991

1,5

249,5

2,0

250,7

1992

1,5

253,2

2,0

255,7

1993

1,5

257,0

2,0

260,8

1994

1,5

260,9

2,0

266,1

1995

1,5

264,8

2,0

271,4

1996

1,5

268,8

2,0

276,8

1997

1,5

272,8

2,0

282,3

1998

1,5

276,9

2,0

288,0

1999

1,5

281,0

3,0

296,6

2000

1,5

285,3

3,0

305,5

2001

1,5

289,5

3,0

314,7

2002

1,5

293,9

2,5

322,5

2003

1,5

298,3

2,0

329,0

2004

1,5

302,8

2,0

335,6

2005

1,5

307,3

1,5

340,6

2006

1,5

311,9

1,5

345,7

2007

1,5

316,5

1,0-1,5

349,2-350,1




 

 

Некоторые характеристики производства и оборота табачных изделий в  России

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Потребности РФ в  курительных изделиях, 
млрд. шт.

295,0

305,0

315,0

320,0

330,0

335,0

345,0

Годовой объем производства курительных изделий, млрд. шт.

283,1

341,4

374,0

388,3

382,7

382,6

404,7

Российский импорт табачного сырья, тыс. т.

280,1

297,9

332,7

321,3

290,2

296,6

314,7

Российский экспорт  табачного сырья, тыс. т.

3,0

6,3

9,1

13,3

17,9

24,4

27,6

Годовое внутрироссийское потребление табачного сырья, тыс. т.

277,1

291,6

323,6

308,0

272,3

272,2

287,1

Масса табачного  сырья в одной сигарете российского  производства, грамм

0,98

0,85

0,86

0,79

0,71

0,71

0,71

Расход табачного  сырья для производства сигарет, потребляемых россиянами, тыс. т.

.

.

270,9

252,8

234,3

237,8

244,9




 

 

 Преимущества отрасли

На долю табачной промышленности пришлась значительная часть прямых иностранных  инвестиций за последние годы, что  повлекло за собой модернизацию производства. Отрасль отличается высоким уровнем  производительности труда. Среднемесячная заработная плата одного работника  российской табачной отрасли в 2005 году составила 20 969 рублей, что в 2,4 раза выше, чем в среднем по стране. На протяжении последних лет отрасль  демонстрирует тенденции к развитию, увеличению объемов производства и  росту налоговых поступлений. Табачные компании несут на себе серьезную  социальную нагрузку, тратя значительные средства на благотворительность и  спонсорство.

Информация о работе Анализ рынка табачных изделий