Анализ ассортимента и потребительских свойств безалкогольных напитков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание

Сегодня далеко не всякий вспоминает время, когда представленный на прилавках отечественных магазинов ассортимент безалкогольных напитков ограничивался двумя видами минеральной воды, чуть большим количеством разновидностей лимонада, производимых на базе пивоваренных заводов и разлитых в бутылки-“чебурашки”. Практически исчезли из продажи растворимые напитки типа Zuko и Invite, пережившие краткосрочный всплеск популярности на волне нашего стремления вкусить всех заморских продуктов, хлынувших в СССР после падения “железного занавеса”. Со временем покупатель научился ставить во главу угла не дешевизну продукта, а его ценность с точки зрения пользы для здоровья и экологичности.

Работа состоит из  1 файл

Безалкогольные напитки_КУРСОВАЯ.doc

— 710.50 Кб (Скачать документ)

     Анализируя  таблицу 5, мы видим, что в 2006 году общий объем поставок безалкогольных напитков в Рамонское райпо составлял на 2444,3 тыс. руб., из которых наибольшее количество безалкогольных напитков (874,0 тыс. руб.) поставило ЗАО “Фруктовые воды”, что составило 35,8 % удельного веса от общего объема поставок. В 2007 году на первом месте по поставкам безалкогольных напитков вышло ООО “Торговый Дом Росинка” (1008,5 тыс. руб. и 30,4 %, соответственно). В 2008 году так же лидировало ООО “Торговый Дом Росинка” (1435,9 тыс. руб. и 30,1 %), но удельный вес его поставки по сравнению с 2007 годом уменьшился на 0,3 %.

     В 2007 году на второе место по поставкам  безалкогольных напитков вышло ОАО  “Компания Росинка”, г. Липецк (880,5 тыс. руб. и 26,5 %).

     В 2008 году на втором месте было ЗАО  “Фруктовые воды” (1384,3 тыс. руб. и 29,0 %).

     Удельный  вес в общем объеме поставок безалкогольных напитков ООО “Акватория-98” (г. Воронеж) в 2007 году снизился по сравнению с 2006 годом на 1,1 %, но в 2008 году удельный вес этого поставщика составил 10,0 %.

     Также надо отметить, что доля прочих поставщиков увеличилась в поставке безалкогольных напитков в Рамонское райпо с 111,2 тыс. руб. и 4,6 % – в 2006 году до 515,2 тыс. руб. и 10,8 % – в 2008 году.

     2.4. Исследование ассортимента  безалкогольных напитков,  
реализуемого в Рамонском райпо Воронежской области

 

      При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания.

      Потребитель привыкает к определенным видам  продуктов (сортам хлеба, сыра, масла, кондитерским изделиям, муки и т. д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

      Проведение  ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении  новых товаров, но и о снятии товаров  с продажи. Фирмы-изготовители и поставщики товаров постоянно обновляют номенклатуру своей продукции, стремясь получить все новые и новые прибыли. Ассортимент же есть часть розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе, и уже одно это предполагает его непрерывное и динамичное изменение.

      Ассортиментный  перечень Рамонского райпо включает в себя 36 наименований безалкогольных напитков. Среди них 11 наименований газированных напитков отечественного производства, что составляет 30,56 % от всех наименований. В ассортименте магазина кроме газированных напитков присутствуют натуральные соки, чайные напитки, морсы.

        Структура ассортимента по видам  безалкогольных напитков, как наиболее наглядно ее показывающего критерия занесена в таблицу 6.

       

        Таблица 6

      Показатели структуры ассортимента безалкогольных напитков

Вид товара Газированные напитки Морсы Чайные  
напитки
Соки
Количество  наименований 18 4 3 11
% к  общему количеству 50 11 8 31
 

      Из  анализа ассортимента видно, что  райпо формирует ассортимент безалкогольных напитков в основном за счет соков и газированных напитков. Морсы и чайные напитки являются менее популярными у населения, и занимают в ассортименте райпо меньшую долю.

      Ассортимент напитков Рамонского райпо можно представить также и по применяемому сырью, тем самым, определив долю безалкогольных напитков, изготовленных на натуральном сырье и с использованием пищевых добавок (таблица 7).

      Таблица 7

Структура ассортимента безалкогольных напитков  
по применяемому сырью

Вид сырья Количество %
Натуральное 20 56
Искусственное 16 44
Итого 36 100
 

      По  виду упаковки ассортимент безалкогольных напитков делится на напитки в тетра-паках, пластиковых бутылках, жестяных и стеклянных банках (таблица 8).

      Таблица 8

Ассортимент безалкогольных напитков по виду упаковки

Вид упаковки Число наименований %
Тетра-пак 23 63
Пластик 6 17
Жесть 5 14
Стекло  2 6
Итого 36 100
 

      Как видим из данных таблицы 8, основная масса ассортимента безалкогольных напитков магазина упакована в тетра-паки – 63 % – упаковку для длительного хранения напитков. Второе место занимают пластиковые бутылки – 17 %, затем следует упаковка из жести 14 % и стекла 6 %.

      Проанализируем  структуру группового ассортимента безалкогольных напитков, реализуемых в розничной торговле Рамонского райпо (табл. 9).  

      Таблица 9

Структура группового ассортимента безалкогольных напитков, реализуемых  
в розничной торговой сети Рамонского райпо Воронежской области

Группа, вид безалкогольных напитков 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г.  к 2006 г. в %
тыс. руб. удельный вес, % тыс. руб. удельный вес, % тыс. руб. удельный вес, %
Газированные напитки 978,5 40,0 1483,8 44,7 2156,8 45,2 5,2
Соки 894,9 36,6 1000,0 30,1 1415,9 29,7 6,9
Морсы 300,5 12,3 244,5 7,4 343,4 7,2 5,1
Чайные  напитки 270,4 11,1 593,2 17,9 858,8 18,0 6,9
Всего 2444,3 100 3321,5 100 4774,9 100  

      Из  таблицы 9 мы видим, что Рамонским райпо в 2006 году безалкогольных напитков было реализовано на 2444,3 тыс. руб., в 2007 году – на 3321,5 тыс. руб., а в 2008 году – на 4774,9 тыс. руб.

      Проанализировав ассортимент безалкогольных напитков Рамонского райпо, мы видим, что наибольшим спросом у населения пользуются газированные напитки, удельный вес которых в общем объеме поставок превышает все остальные виды напитков.

      Рамонскому  райпо необходимо изучать рынок  производителей и поставщиков безалкогольных напитков с целью выявления на рынке более дешевой продукции и лучшего качества.

     2.5. Результаты экспертизы  качества и анализ  потребительских  свойств реализуемых безалкогольных напитков

 

      Безалкогольные  напитки должны соответствовать требованиям ГОСТ 28188-89 “Напитки безалкогольные. Общие технические данные”.

     Нами  была проведена экспертиза качества безалкогольных напитков “Frutmotiv” (со вкусом апельсина), “Чернослива” (со вкусом  чернослива),  
Лимонад (груша).

      Испытания образцов проводились на соответствие ГОСТ 28188-89 “Напитки безалкогольные. Общие технические данные”. Проверялось соблюдение изготовителями требований к информации для потребителя, а также органолептической (внешний вид, цвет, вкус и аромат) и физико-химической оценки безалкогольных напитков.

      Органолептические показатели определяют в следующей  последовательности: внешний вид и цвет, аромат и вкус.

     Все органолептические показатели качества безалкогольных напитков определяются в процессе дегустации.

     Результаты  органолептической оценки качества исследуемых образцов безалкогольных напитков оформим в таблицу 10.

Таблица 10

Органолептическая оценка качества безалкогольных напитков

Наименование  показателей Требование  ГОСТ 28188 Характеристика  образцов безалкогольных напитков в Рамонском райпо Вывод
“Frutmotiv”  
(со вкусом апельсина)
“Чернослива”  
(со вкусом чернослива
Лимонад “Груша”
Прозрачность Прозрачный с блеском Прозрачный с блеском Прозрачный с блеском Прозрачный с блеском Соответствует
Цвет Ярко выраженный, соответствующий цвету плодов, из которых изготовлен напиток, или характерный для данного вида напитка Ярко выраженный, соответствующий цвету плодов апельсина Ярко выраженный, соответствующий цвету плодов чернослива Ярко выраженный, соответствующий цвету плодов груши Соответствует
Аромат Сильно выраженный аромат, свойственный данному напитку Сильно выраженный аромат апельсина Сильно выраженный аромат чернослива Сильно выраженный аромат груши Соответствует
Вкус Характерный, свойственный данному виду напитка Характерный, свойственный вкусу апельсина Характерный, свойственный вкусу чернослива Характерный, свойственный вкусу груши Соответствует
Насыщенность двуокиси углерода Обильное продолжительное выделение двуокиси углерода после налива в бокал, ощущение на языке легкого покалывания Обильное продолжительное выделение двуокиси углерода после налива в бокал, ощущение на языке легкого покалывания Обильное продолжительное выделение двуокиси углерода после налива в бокал, ощущение на языке легкого покалывания Обильное продолжительное выделение двуокиси углерода после налива в бокал, ощущение на языке легкого покалывания Соответствует
 

     Анализируя  таблицу 10, мы видим, что исследуемые нами безалкогольные напитки по органолептическим качествам соответствуют ГОСТ 28188-89 “Напитки безалкогольные. Общие технические условия”, типичны и признаны нами пригодными к употреблению.

     Экспертизу  качества исследуемых образцов безалкогольных напитков по физико-химическим показателям провести невозможно, так как в предприятии нет химической лаборатории.

     2.6. Анализ условий  и сроков хранения  безалкогольных напитков в Рамонском райпо Воронежской области

 

     Условия хранения безалкогольных напитков должны соответствовать ГОСТ 28188-89 “Напитки безалкогольные. Общие технические данные”.

     В ходе практической работы нами были исследованы условия хранения безалкогольных напитков, которые хранятся на складе № 2 Рамонского райпо. Данный склад занимает площадь 587 м2, с нерегулируемым режимом хранения, без искусственного охлаждения, но обеспечен отоплением. Это обусловлено тем, что при низких температурах возможно замерзание напитков, что ухудшает их качество (например, в напитках появляется помутнение), а также образующийся лед приводит к разрушению стеклянных бутылок и безвозвратной потере продукции.

     В товарном складе № 2 Рамонского райпо температурный режим соответствует требованиям, предъявляемым к хранению безалкогольных напитков. Температура не превышает 18 °С. Относительная влажность не превышает 75 %. Склад затемнен, попадания прямых солнечных лучей на окрашенные напитки нет, так как это приводит к разрушению красящих и других ценных веществ напитков.

     Безалкогольные  напитки хранятся на складе в бутылках из пластика, а также в коробках из тетра-пака и пленочной упаковке.

     Бутылки с напитками хранятся в горизонтальном положении.

     Гарантийные сроки регламентируются действующими ГОСТами на упаковку, маркировку, хранение и транспортирование безалкогольных напитков.

     Изделия, в которых по истечении гарантийного срока не появилось помутнения или осадка, пригодны для дальнейшего хранения и реализации.

     Нами  была выборочно отобрана партия безалкогольных напитков для установления гарантийных сроков на эти безалкогольные напитки. При сопоставлении дат изготовления напитков с датой проверки мы установили, что гарантийные сроки на данные напитки не просрочены.

Информация о работе Анализ ассортимента и потребительских свойств безалкогольных напитков