Анализ ассортимента продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является формирование ассортимента выпускаемой продукции, применив различные методы отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции, так, чтобы добиться перехода предприятия из убыточного состояния в зону прибыли, а также запланировать программу производства, оптимальную с точки зрения использования ресурсов и максимизации прибыли.
Задачи, которые необходимо решить:
исследовать затраты производства;
наметить возможное увеличение объема продаж, ориентируясь на среднее отраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий;
описать сокращение расходов и увеличение объемов реализации;
определить направления изменения ассортиментной политики с помощью сравнительного анализа рентабельности различных групп изделий;
прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объемы продаж более рентабельной продукции;
оценить совокупный риск деятельности предприятия;
оценить различные направления преодоления кризисной ситуации и выбор наилучшей стратегии.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты ассортимента продукции.
1. Ассортимент: понятие и структура
2. Планирование ассортимента
Глава 2. Проектная часть.
1. Метод операционного рычага
1 .1 Исследование структуры затрат
1.2 Расчет элементов операционного рычага
1.3 Увеличение объема продаж
1.4 Сокращение расходов и увеличение объемов реализации
1.5 Изменение ассортимента продукции
2. Метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ
2.1 Расчет данных для ранжирования
2.2 Построение матрицы БКГ
3 Метод линейного программирования
3.1 Исходная информация
4. Совершенствование формирования ассортимента товаров предприятия
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 112.06 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты ассортимента продукции.

1. Ассортимент: понятие и структура

2. Планирование ассортимента

Глава 2. Проектная часть.

1. Метод операционного рычага

1 .1 Исследование структуры затрат

1.2 Расчет элементов операционного  рычага

1.3 Увеличение объема продаж

1.4 Сокращение расходов и увеличение  объемов реализации

1.5 Изменение ассортимента продукции

2. Метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ

2.1 Расчет данных для ранжирования

2.2 Построение матрицы БКГ

3 Метод линейного программирования

3.1 Исходная информация

4. Совершенствование формирования  ассортимента товаров предприятия

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью курсовой работы является формирование ассортимента выпускаемой продукции, применив различные  методы отбора наиболее эффективных  в отношении рентабельности видов  продукции, так, чтобы добиться перехода предприятия из убыточного состояния  в зону прибыли, а также запланировать  программу производства, оптимальную  с точки зрения использования  ресурсов и максимизации прибыли.

Задачи, которые необходимо решить:

 

  1. исследовать затраты производства;
  2. наметить возможное увеличение объема продаж, ориентируясь на среднее отраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий;
  3. описать сокращение расходов и увеличение объемов реализации;
  4. определить направления изменения ассортиментной политики с помощью сравнительного анализа рентабельности различных групп изделий;
  5. прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объемы продаж более рентабельной продукции;
  6. оценить совокупный риск деятельности предприятия;
  7. оценить различные направления преодоления кризисной ситуации и выбор наилучшей стратегии.

Поставленные  цели и задачи будем реализовывать  с помощью следующих методов  исследования:

  1. метод операционного и финансового рычага (с помощью структуры затрат, элементов операционного рычага, расчета сопряженного экономического эффекта – оцениваются различные направления преодоления кризисной ситуации);
  2. метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ (по доле продаж каждого вида продукции и его рентабельности - рангу); с помощью графика “рентабельность” “доля продаж”, можно определить какие виды продукции играют ведущую роль: “звезды” и “дойные коровы” занимают лидирующее положение на рынке, “трудный ребенок” и “собаки” – малую;
  3. метод линейного программирования (в процессе планирования будущего ассортимента возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений).

В настоящее  время деятельность организаций  оказалась вписана в экономический  контекст. Им нужны идеи, технологии и способы, которые могут оптимизировать производство продукции и услуг, их продажу, планирование и организацию  производства. Поэтому растет интерес  к передовым системам, которые  могут помочь более эффективно организовать процессы сбыта и комплектации, повысить экономию и эффективность затрат, оптимизировать технологию продаж и  закупок.

Поскольку количество и сложность ситуации во внешней среде растут, система  управления организацией должна преобразовывать  новые качества, увеличивать свои возможности по выработке и реализации решений, достаточно адекватных, возникающим  и меняющимся  системам в условиях неопределенности и риска. Таким  образом, рыночные условия делают все  более востребованными в экономическом  анализе методы и модели, способные  решать проблемы бизнеса и предпринимательства. Оптимизированное управление в микроэкономических структурах, обеспечивает их развитие в условиях неопределенности и риска. В этом заключается актуальность выбранной темы.

В процессе формирования задач коммерческой деятельности следует учитывать форс-мажорные  обстоятельства, что может отражать на коммерческом результате. Это поможет  более объективно изложить содержание задачи. Использование арсенала математических методов и моделей позволяет  разработать оптимальный вариант  решения задачи коммерческой деятельности.

В настоящей  работе рассматриваются методы выявления  убыточных и наиболее прибыльных видов товарных групп, с помощью  которых осуществляется оптимальное  планирование ассортимента продукции.

Объектом исследования является коммерческое предприятие акционерное общество “Радуга”, специализирующееся на производстве канцелярских товаров. В ассортимент входят три вида продукции: А - ручки, В – карандаши, С - линейки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты ассортимента продукции.

 

  1. Ассортимент: понятие и структура

 

Политика  ассортиментов товара – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Товар – имеющая потребительскую стоимость продукция, производимая для продажи или обмена. 1

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей. 2

Номенклатура или товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Номенклатура  буквально означает перечень имен. Таким образом, номенклатура продукции - это перечень наименований производимой предприятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или  многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в  полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория  имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о  спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоколаде. По существу это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции  или товаров. 3

Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки  зрения ассортимент  может быть простым  или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает  выделение групп однородной продукции  или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п.

Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют  определенное сходство4.

Ассортиментные  группы по местонахождению товаров:

        • В отношении промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий – торговый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия;
        • Товарный ассортимент – перечень товаров, формируемых организацией с учетом спроса, материально-технической базы и специализации магазина.

Ассортиментные группы по широте охвата товаров:

  • Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь;
  • Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки5;
  • Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.6
  • Простой – набор товаров представленный не большим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей;
  • Сложный – набор товаров представлен значительным количеством групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности;
  • Развернутый – набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками;
  • Сопутствующий – набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным;
  • Смешанный – набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.7

Виды  ассортиментов по степени удовлетворения потребителей:

  • Рациональный ассортимент – набор товаров наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе;
  • Оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.8

Разновидности ассортимента по характеру потребностей:

  • Реальный – действующий набор товаров находящийся в магазине у продавца;
  • Прогнозируемый – набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности;
  • Учебный – набор товаров для изучения и достижения учебных целей.

С полным основанием изложенные положения о  номенклатуре и ассортимент продукции  могут быть отнесены к выполнению работ и оказанию услуг, в отношении которых также выделяются группы, виды, подвиды продукции.9

Формирование  ассортимента товаров – процесс  подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей  и обеспечивающей высокую прибыльность предприятия. Важнейшим принципом  формирования ассортимента товаров  является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной  широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина  – числом разновидностей товаров  по каждому наименованию. Широкий  ассортимент позволяет диверсифицировать  продукцию; ориентироваться на различные  требования потребителей и стимулировать  совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории  продукции. 10 Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортимент легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие - уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров.11

Информация о работе Анализ ассортимента продукции