Анализ ассортимента продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является формирование ассортимента выпускаемой продукции, применив различные методы отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции, так, чтобы добиться перехода предприятия из убыточного состояния в зону прибыли, а также запланировать программу производства, оптимальную с точки зрения использования ресурсов и максимизации прибыли.
Задачи, которые необходимо решить:
исследовать затраты производства;
наметить возможное увеличение объема продаж, ориентируясь на среднее отраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий;
описать сокращение расходов и увеличение объемов реализации;
определить направления изменения ассортиментной политики с помощью сравнительного анализа рентабельности различных групп изделий;
прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объемы продаж более рентабельной продукции;
оценить совокупный риск деятельности предприятия;
оценить различные направления преодоления кризисной ситуации и выбор наилучшей стратегии.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты ассортимента продукции.
1. Ассортимент: понятие и структура
2. Планирование ассортимента
Глава 2. Проектная часть.
1. Метод операционного рычага
1 .1 Исследование структуры затрат
1.2 Расчет элементов операционного рычага
1.3 Увеличение объема продаж
1.4 Сокращение расходов и увеличение объемов реализации
1.5 Изменение ассортимента продукции
2. Метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ
2.1 Расчет данных для ранжирования
2.2 Построение матрицы БКГ
3 Метод линейного программирования
3.1 Исходная информация
4. Совершенствование формирования ассортимента товаров предприятия
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 112.06 Кб (Скачать документ)

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ассортимент – это совокупность видов товаров, подразделяемая на товарные группы по ассортиментным признакам. Разбивка на группы осуществляется с целью  наилучшего управления ассортиментом. Главный принцип формирования номенклатуры – полное соответствие спросу населения.

 

  1.  Планирование ассортимента.

 

Ассортиментная  политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Задачи ассортиментной политики

1. удовлетворение  запросов потребителей - один из  основных принципов маркетинга, который соответствует задаче  глубокой сегментации и дифференциации  рынка и обеспечивает тесную  связь с потребителями;

2. оптимальное использование  технологических знаний и опыта  предприятия;

3. оптимизация финансовых  результатов предприятия - Формирование  ассортимента основывается на  ожидаемой рентабельности и величине  прибыли, что чаще встречается  в практике работы предприятий,  однако может быть оправдано  при тяжелом финансовом положении,  отсутствии альтернатив и др.;

4. завоевание новых  покупателей путем расширения  сферы применения существующей  производственной программы. Этот  подход достаточно консервативен,  так как рассчитан на краткосрочные  результаты и предполагает удлинение  жизненного цикла устаревающих  изданий за счет нахождения  новых рынков сбыта;

5. соблюдение принципов  гибкости за счет диверсификации  сфер деятельности предприятия  отрасли печати и включения  в них нетрадиционных отраслей;

6. соблюдение принципа  синергизма, предполагающего расширение  областей производства и услуг  предприятия, связанных между  собой определенной технологией,  единой квалификацией кадров  и другой логической зависимостью.

Широкая ассортиментная гамма выпускаемой продукции  укрепляет рыночные позиции предприятия  и расширяет объем продаж.

Ассортиментная  политика определяет оптимальное соотношение  набора изданий, разных по стадиям жизненного цикла, но одновременно находящихся  на рынке. Оптимизация номенклатуры изданий, одновременно находящихся  на рынке, но различающихся по степени  новизны, позволяет гарантировать  предприятию отрасли печати относительно стабильные общие условия обеспечения  объемов реализации, покрытия расходов и достижения прибыли.

Ассортиментная  стратегия может строиться также  по следующим направлениям:

  • Товарная дифференциация связана с выделением предприятием своих изданий в качестве особых, отличных от изданий конкурентов, и обеспечением по ним отдельных «ниш» спроса;
  • Узкая товарная специализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции в силу ряда причин. Иногда узкая специализация как вариант товарной политики воспринимается в качестве вынужденной меры, поскольку предприятие не располагает достаточными ресурсами для проведения успешной работы по широкому кругу товарной номенклатуры или в силу специфики самого товара, а также особенностей технологического процесса. Причиной может служить и глубокая сегментация рынка данного издания. В ряде случаев политика узкой товарной специализации оптимальна для эффективной деятельности небольшого предприятия или когда предприятие периодически меняет узкую специализацию, используя ее для освоения новых рынков или адаптируясь к меняющемуся характеру спроса;
  • желание и предпочтение покупателей приобретать большое число наименований продукции одного предприятия;
  • оптимальность продаж сбытовой сети нескольких видов продукции одновременно;
  • развитие торговли по специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальное изготовление продукции заданных свойств и характеристик;
  • стремление избежать наличия неиспользованных или незагруженных мощностей за счет производства других, дополнительных видов продукции;
  • желание использовать побочные продукты для производства новых видов продукции и повысить общую эффективность деятельности предприятия.

Товарная политика предприятия требует изменения  в том случае, если в течение  длительного периода имеются  избыточные производственные мощности; основную прибыль дают два-три вида продукции; нет достаточного количества видов продукции, соответствующих  возможностям рынка и объему предъявляемого спроса; объем продаж и прибыль  предприятия постоянно снижаются.

Большое значение имеет  выбор ассортимента выпускаемой  продукции, который позволил бы предприятию  отрасли печати увеличить выручку  от реализации и соответственно прибыль.

Рациональную структуру  выпускаемой продукции можно  определить с помощью показателя «точка безубыточности», отражающего  минимальный уровень сбыта, при  котором отсутствует убыток, но нет  прибыли. Сущность планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств  этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проектная часть

 

 

Объект исследования: коммерческое предприятие АО «Радуга» специализируется на производстве канцелярских товаров. В ассортимент входят три вида продукции: ручки, карандаши и линейки.

Исходная информация

АО «Радуга» в настоящее время при объеме реализации 72058 рублей несет убытки 1520 рублей.

 

1.

Переменные издержки

- сырье и материалы

- заработная плата производственная

- начисления на Фонд  Оплаты Труда

- прочие переменные расходы

35250

18300

10820

4330

1800

2.

Постоянные издержки

- заработная плата АУП

- начисления на Фонд  Оплаты Труда

- аренда

- амортизационные отчисления

- прочие постоянные расходы

15270

6000

2400

800

600

5470


Таблица 1. Расходы предприятия

В состав постоянных расходов по заработной плате  входит заработная плата контрольных  мастеров в размере 2500 рублей, включая  отчисления.

Исследование  предприятия будет основываться на трех, наиболее распространенных, методах планирования ассортимента продукции:

  • Метод операционного рычага;
  • Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ;
  • Метод линейного программирования
  1. Метод операционного рычага

 

Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные  предприятия, работающие в тех же условиях, имеют прибыль на уровне 7,9 % от оборота.

С целью  достижения этого результата руководство  фирмы наметило альтернативные выходы из кризисной ситуации: увеличение объема реализации, сокращение издержек, одновременное увеличение реализации и сокращение издержек, изменение  ориентации реализации (выбор наиболее рентабельных).

    1. Исследование  структуры затрат

 

Проведем  анализ чувствительности по каждому  из направлений увеличения рентабельности, используя данные по основным видам  продукции.

Показатель

A

B

C

Итого

Выручка от реализации (без налогов)

14000

9000

26000

49000

Переменные издержки

- сырье и материалы

- производственная заработная  плата

- начисления на Фонд  Оплаты Труда

- прочие переменные расходы

11530

6030

3660

1465

375

5415

2960

1500

605

350

18305

9310

5660

2260

1075

35250

18300

10820

4330

1800

Постоянные издержки

- заработная плата АУП

- начисления на Фонд  Оплаты Труда

- аренда

- амортизационные отчисления

- прочие постоянные расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15270

6000

2400

800

600

5470

- заработная плата мастеров с  начислениями

700

600

1200

2500


 

Таблица 2. Структура затрат.

    1. Расчет элементов  операционного рычага

 

Основные формулы:

(1)

 

(2)

 

(3)

 

(4)

 

(5)  

 

(6)

 

 

Решение:

 

 

 

Показатель

A

B

C

Итого

рубли

%

Объем реализации

Косвенный налог

     

72058

23058

 

Выручка от реализации (без налогов)

14000

9000

26000

49000

100

Переменные расходы

Валовая маржа 1

Процент к выручке

11530

2470

17.6

5415

3585

40

18305

7695

30

35250

13750

71.9

28.1

Отдельные виды постоянных расходов

700

600

1200

2500

5.1

Валовая маржа 2

Процент к  выручке

1770

12.6

2985

33.2

6495

25

11250

23.0

Постоянные расходы

     

12770

26.1

Результат (убыток)

     

-1520

-3.1


 

Таблица 3. Элементы операционного рычага.

 

(7):

Результатом расчетов могут быть:

  1. ЗФП – положительное число, что свидетельствует о результативности деятельности;
  2. ЗФП – отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков.

 

Второй  вариант расчета, при котором  подтверждается отсутствие ЗФП в  деятельности предприятия, предлагает дальнейшее исследование его деятельности и нахождение возможных вариантов  выхода из зоны убытков.

    1. Увеличение  объема продаж

 

Конъюнктурные исследования показали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных  предприятий составляет 7,9% от оборота, то есть целью деятельности предприятия является получение прибыли в размере

 

49000*7,9% =3871 (руб.)

 

Если  переменные расходы по отношению  к объему реализации останутся на прежнем уровне, то есть процент  валовой маржи не изменится, то объем  выручки от реализации, который соответствует  новому уровню валовой маржи, будет  определяться по формуле:

 

(8)

 

(9)

новая валовая маржа  = 15720+3871= 19141 (руб)

.

Вывод. Для того, чтобы  предприятие смогло выйти из кризиса, необходимо выручить за продукцию 68117 руб. 

    1. Сокращение  расходов и увеличение объемов реализации

 

Сумма, на которую следует сократить  расходы, должна покрыть убытки и  принести заданную прибыль

1520 + 3871 = 5391(руб).

Предположим, фирме удалось снизить  постоянные расходы на 1000 рублей. Тогда убытки составят 520 рублей. Новая валовая маржа должна покрыть новый уровень постоянных расходов и дать прибыль в размере 3871 рублей.

 

(10): Новая валовая  моржа = валовая моржа1 + новые убытки + новая прибыль;

новая валовая  моржа = 13750 + 520 + 3871 = 18141.

Тогда объем  реализации должен составить (новая  выручка):

Значит, чтобы предприятие могло выйти  из кризиса с помощью понижения  издержек и увеличения объема реализации, необходимо выручить за продукцию 64559 руб.  

    1. Изменение ассортимента продукции

 

Для определения  направлений изменения ассортиментной политики необходимо провести сравнительный  анализ рентабельности различных групп  изделий, прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объем  продаж более рентабельной. С этой целью производится анализ выпускаемой  продукции при заданных исходных данных рентабельности изделий.

Информация о работе Анализ ассортимента продукции