Анализ ассортимента продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является формирование ассортимента выпускаемой продукции, применив различные методы отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции, так, чтобы добиться перехода предприятия из убыточного состояния в зону прибыли, а также запланировать программу производства, оптимальную с точки зрения использования ресурсов и максимизации прибыли.
Задачи, которые необходимо решить:
исследовать затраты производства;
наметить возможное увеличение объема продаж, ориентируясь на среднее отраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий;
описать сокращение расходов и увеличение объемов реализации;
определить направления изменения ассортиментной политики с помощью сравнительного анализа рентабельности различных групп изделий;
прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объемы продаж более рентабельной продукции;
оценить совокупный риск деятельности предприятия;
оценить различные направления преодоления кризисной ситуации и выбор наилучшей стратегии.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты ассортимента продукции.
1. Ассортимент: понятие и структура
2. Планирование ассортимента
Глава 2. Проектная часть.
1. Метод операционного рычага
1 .1 Исследование структуры затрат
1.2 Расчет элементов операционного рычага
1.3 Увеличение объема продаж
1.4 Сокращение расходов и увеличение объемов реализации
1.5 Изменение ассортимента продукции
2. Метод ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ
2.1 Расчет данных для ранжирования
2.2 Построение матрицы БКГ
3 Метод линейного программирования
3.1 Исходная информация
4. Совершенствование формирования ассортимента товаров предприятия
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 112.06 Кб (Скачать документ)

Изделие А – 12,6 %

Изделие В – 33,2 %

Изделие С – 25 %

На основе проведенного анализа предприятие  решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции и  сосредоточить свое внимание на производстве изделий В и С.

(11) Валовая моржа2 = постоянные издержки + прибыль – зарплата мастера;

валовая моржа2 = 15270 – 2500 + 3871 = 16641;

      Валовая маржа 2 (В)= = 16641 – 2985 = 13656 (руб)

Выручка от реализации изделия В в новых условиях будет равна:

(12):

Выручка от изделия В =

Тогда выручка  от реализации продукции всего предприятия  составит

(13)

Выручка всего = 26000 + 35819 = 61819руб.

 

Оценка риска.

Для оценки совокупного риска деятельности предприятия при реализации предложенных стратегий необходимо рассчитать уровень  сопряженного эффекта. Поскольку предприятие  убыточное, необходимо взять деньги чтобы вывести его из этого  состояния. С целью выхода из кризисной  ситуации руководство предприятия  берет кредит в банке, процент  за который составит 500 рублей.

 

(14): (1)

(15) (2)

(16):

Увеличение выручки от реализации :

(1) = (3871+500)/3871=1,13

(2) = 19141/3871= 4,94

сопряженный экономический эффект =1,13 * 4,94 = 5,58

Увеличение выручки и  снижение расходов:

(2) = 18141/3871= 4,69

сопряженный экономический  эффект =1,13 * 4,69= 5,58

 

 

Направление выхода из кризиса

Выручка от реализации (руб)

Валовая маржа

Сила операционного рычага

Сопряженный эффект финансового и  операционного рычага

(руб)

% к выручке

1. Увеличение выручки от реализации

68117

19141

28

4,94

5,58

2. Увеличение выручки и снижение  расходов

64559

18141

28

4,69

5,29

3. Изменение ассортиментной структуры

61819

19141

30

4,94

5,58


 

Таблица 4. Оценка различных направлений преодоления кризисной ситуации.

 

Вывод: Уровень сопряженного экономического эффекта дает возможность оценить совокупный риск предприятия, связанный с учетом обязательств по выплате процентов за взятый кредит. Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода из кризиса, по которой сопряженный экономический эффект будет равен 5,29.

2. Метод ранжирования ассортимента  на основе матрицы БКГ

При разработке программы выпуска необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что  предполагает отбор и включение  в план выпуска наиболее доходных видов продукции.

 

2.1. Расчет данных для  ранжирования

Произведем  анализ плановых показателей продукции  по доле продаж каждого вида продукции  и его рентабельности. Присвоим каждому  виду продукции ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую  большую долю продаж и самую высокую  рентабельность имеет первый ранг.

Изделие

Годовой спрос, шт

Доля продаж

Рентабельность

%

ранг

%

ранг

А

52200

23

III

12.6

III

В

101500

45

I

33.2

I

С

72500

32

II

25

II

Сумма

226200

       

 

Таблица 5. Показатели продаж и рентабельности каждого вида продукции.

 

Таким образом, самым высоким рангом обладает продукция  В, а самым низким – А. Проанализировав  ранги каждого вида продукции  целесообразно исключить из программы  выпуска вид продукции, обладающий низким рангом.

2.2. Построение матрицы БКГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для более точного определения  значимости каждого вида продукции  построим график эффективности выпуска  продукции в координатах рентабельность / доля продаж.

Используя матрицу БКГ, можно определить какие  виды продукции играют ведущую роль по сравнению с конкурентами, как  должно развиваться производство в  данное время и как будут изменяться объемы выпуска и сбыта продукции.

Матрица БКГ строится на том экономическом  предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные  издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства.

«Звезды»  занимают лидирующее положение на рынке (высокая доля, быстрый рост). Они  дают значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования, продолжающегося  роста или удержания доли рынка, а также жесткого контроля за этими  ресурсами.

Основная  задача заключается в поддержании  отличительных преимуществ  продукции  фирмы в условиях растущей конкуренции.

«Дойные коровы» занимают лидирующее положение  в относительно стабильном или сокращающемся  рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эта группа товаров приносит прибыли больше, чем требуется  для поддержания их доли на рынке.

«Трудный  ребенок» незначительно воздействует на рынок в развивающемся производстве. Для поддержания доли на рынке  в условиях сильной конкуренции  нужны значительные средства. Предприятие  должно решить вопрос, следует ли увеличивать  расходы на продвижение товара или  улучшение его характеристик  или снизить цены.

«Собаки»  имеют на рынке малую долю при  сокращающемся или медленном  росте. Для этого товара характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Стратегия на рынке: ослабление усилий на рынке или  ликвидация производства этого товара.


Вывод: чем выше доля продукции на рынке, тем меньше удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии от объема производства. Для предприятия АО «Радуга» продукция вида А приносит убытки, поэтому целесообразно отказаться от ее выпуска и сосредоточить внимание на производстве продукции В и С.


  1. Метод линейного программирования

 

В процессе планирования номенклатуры (будущего ассортимента) возникает  необходимость принятия оптимальных  плановых решений, под которыми понимают достижения в заданных условиях максимальных результатов или минимальных  издержек производства.

 Исходная информация

 

Задача: Оптимизация объемов производства двух видов продукции В и С, обеспечивающих получение максимальной прибыли при следующих ограничениях

  • расход материальных ресурсов на производство единицы изделия составит

B – 14,5 кг

C – 23,2 кг

  • трудовых ресурсов

B – 29 чел. час.

C – 14,5 чел. чаc.

Лимит соответствующих  ресурсов на предприятии равен 10150 кг, 17400 чел./ час.

Планируемая прибыль: В – 30 рублей, С – 20 рублей.

Решение

Применим  метод линейного программирования.

Составим  следующие системы уравнений:

  1. По имеющимся ресурсам
  • по материалам

14,5x1 + 23,2x2 = 11200

  • трудовые

29x1 +14,5x2 = 19200

  1. По критерию оптимальности закладываемой прибыли 30 и 20 рублей

Находим по уровню ресурсов координаты точек  для построения графика оптимизации  выпуска продукции В и С.

A :    x = 0;  x2 = 437,5

B :    x = 700; x2  = 0

C :   x1 = 0;  x2 = 1200

D :   x = 600;  x2 = 0

По полученным координатам точек A, B, C, D строим график ограничений ресурсов и находим область свободных решений, заключенную между линиями AO (лимит материальных ресурсов) и OD (лимит трудовых ресурсов). Точки AOD определяют максимально возможный выпуск соответствующих товаров.

  

 

 

Вычисляем координаты точки О, решая  систему уравнений

16 x1 +25,6x2 = 11200

32x1 + 16x2 = 19200

x1 =554,4

x2 = 91

 

 

Проверяем решение  уравнения  по выбранному критерию оптимальности:

30 x1  + 20 x2  = 30·554,4 + 20·91 = 16632 + 1820 = 18452

кроме того, можно обеспечить при данных ограничениях выпуск изделий С и В (например: 600 – В и 437 – С). В этих условиях прибыль составит:

для изделия В :  30 x= 30 · 600 = 18000(руб);

для изделия С : 20 x1 = 20 · 437 = 8740 (руб).

Следовательно, при плане выпуска 554 изделия В  и 91 изделие С будет обеспечена наибольшая прибыль, равная 18452 рубля, так как два других возможных  варианта выпуска этих товаров принесут меньшую прибыль.

 

Вывод: Методом линейного программирования мы определили, что оптимизация объемов производства двух видов продукции В - 554 изделия и С – 91 изделие, обеспечивают получение максимальной прибыль в размере 18452 рублей.

 

  1. Совершенствование формирования ассортимента товаров предприятия

 

Рост  объемов реализации товаров является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия.

Увеличение  массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения  в той местности, в которой  функционирует торговое предприятие. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так  как обслуживаемое сельское население  имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и  просчеты в этой области могут  привести к сокращению количества продаваемых  товаров по причине невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка. Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом.

Чем более  качественно подобран ассортимент  товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет  получена. Ассортиментная политика торгового  предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного  обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

Ассортиментная  политика торгового предприятия  имеет комплексный характер. Игнорирование  одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные  усилия. Ассортиментная политика, проводимая розничной торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под  пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу  новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным  просчетом необходимости и эффективности  этого внедрения.

В условиях рыночной экономики, когда предложение  превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.

В розничной  торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который  объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского  хозяйства, исходя из специализации  розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

Информация о работе Анализ ассортимента продукции