Тема патриотизма в публицистике Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание

Тема данной работы достаточна трудна. Во-первых, потому, что литературная критика, литературоведение вообще, вузовские учебники и пособия многие десятилетия ее попросту замалчивали. Это делалось по цензурным соображениям, то есть, по сути, из политических побуждений, суть которых сводиться к простой формуле: народ меньше знает – дольше «безмолвствует» (как писал А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов»). Ведь взгляд Толстого на патриотизм диаметрально противоположен тому, что проповедует государственная идеология. При этом строгость цензуры весьма мало колеблется от того, какое государство она представляет: монархическое, тоталитарное или демократическое.

Содержание

Особенности темы и трудности работы над ней.
Патриотизм в публицистике Л.Н. Толстого.
1. Анализ статей Л.Н. Толстого о патриотизме.
«Христианство и патриотизм».
«Патриотизм или мир?»
1.3 «Патриотизм и правительство».
2. Проблема патриотизма до и после Л.Н.Толстого.
3. Стилистика языка статей Л.Н.Толстого.
4. Путь статей Л.Н. Толстого к читателю.
III. Выводы по работе.
IV.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

тема патриотизма в публицистике Толстого.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

В заключение работы сделаю некоторые обобщения, выводы.

1. Проблеме патриотизма  Л.Н.Толстой посвятил три статьи: «Христианство и патриотизм», «Патриотизм или мир?», «Патриотизм и правительство». Все они были написаны в последнее десятилетие XIX века.

2. Поводом для написания  статьи «Христианство и патриотизм»  послужили милитаристские  приготовления Франции и России, выразившиеся в «дружбе» флотов этих стран и, конкретно, ответный визит русских военных кораблей в Тулон (именем этого порта Толстой назвал рабочий вариант статьи).

3. Причины же обращения  писателя к этой теме были  более глубокими. Они коренятся  в изменении писательского мировоззрения,  в бескомпромиссном отрицании Толстым любого кровопролития.

Так, в дневнике (8 января 1900г.) им записано: «Читаю о войне на Филиппинах и Трансваале, и берет ужас и отвращение. Отчего? Войны Фридриха и Наполеона были искренни и потому не лишены были некоторой величественности. Было это даже и в Северной войне. Но войны американцев и англичан среди мира, в котором осуждают войны уж гимназисты, - ужасны…»

4. Таким образом, Толстой  считает, что на том уровне  развития, прогресса, на которое поднялось мировое сообщество, войны становятся чем-то абсурдным и преступным.

5. Особенно невозможны  войны, уверен Толстой, в силу успехов христианства, которое, если следовать заветам Христа точно («Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими»), напрочь отвергает войны.

6. Статьи Толстого  написаны отнюдь не на злобу  дня. Работа над ними была серьезной, долгой и мучительной. Об этом свидетельствуют дневники писателя. Вот запись от 13 марта 1900 года: «Писал все 1) письмо духоборам, которое кончил и послал, 2) о патриотизме, которое много раз переписывал и которое ужасно слабо, так как вчера решил, или бросить, или все сначала, и, кажется, есть, что сказать сначала. Надо показать, что теперешнее положение, особенно Гаагская конференция, показали, что ждать от высших властей нечего и что распутывание этого ужасного губительного положения если возможно, то только усилием частных отдельных лиц».

7. К проблеме патриотизма обращались многие мыслители разных времен. Но единого мнения нет до сих пор. Показательны в этом смысле высказывания известных людей. У одних высказывается безоговорочная апология патриотизма, у других, напротив, отрицание, третьи хотят найти золотую середину. А.И. Герцен: «Патриотизм – это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе». Н.М. Карамзин: «Любовь к собственному благу приводит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма».

Н.А. Добролюбов: «В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении  всего хорошего, что есть в отечестве; ныне этого уже недостаточно, чтобы быть патриотом». Бернард Шоу (англ. драматург, почитатель и друг Толстого): «Патриотизм – разрушительная психопатическая форма идиотизма». Патриарх Алексий II: «Не разрушай у других, а созидай у себя. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны». Клайв Льюис (англ. писатель XX в.): «Патриотизм – хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь – выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви». И – любимый афоризм Толстого: «Патриотизм – это последнее прибежище негодяя» (Самуэль Джонсон).

8. Таким образом, трудность  или даже невозможность выработки  единого взгляда на патриотизм кроется, кроме прочего, в допущениях, что патриотизм бывает хороший и дурной. Этот взгляд полностью опровергается в статьях Толстого.

9. В моей работе указано и на то, что сложность проблемы патриотизма усугубляется еще и тем, что это понятие ассоциативно связано с целым шлейфом других, таких, как национализм, космополитизм, интернационализм, анархизм и проч. Запутанность смысловых связей между ними породила даже такой оксюморон – антирусский патриот». Это о гражданине России, выступающем с ненавистью против нее ради любви к ней.

10. В своих статьях Толстой противостоит всеобщему давно укоренившемуся в сознании народа мнению о жизненной необходимости патриотизма. Обыватель вопрошал великого писателя: но что же станет с Россией, если она не будет защищать своих национально – государственных интересов? Толстой отвечал сурово и еще более пугающе для патриотов: «Что такое Россия? Где ее начало, где конец? Польша? Остзейский край? Кавказ со всеми своими народами? Амур?

Ведь это не только не Россия, но все это чужие народы, желающие освобождения от того соединения, которое называется Россией».

11. Толстой отрекся  от патриотизма. Так, во время  русско – японской войны на  вопрос американской газеты, на  чьей он стороне в этой войне,  писатель заявил: «Я ни за Россию, ни за Японию, я за рабочий народ обеих стран, обманутый правительством и вынужденный воевать противно собственному благосостоянию, своей совести и религии».

12. Единственным виновником  бедствий народов, и в первую  очередь войн, Толстой однозначно  считает правительство, то есть  государство. При этом он подчеркивает: «Чем больше государство, тем злее и жесточе его патриотизм, тем на большем количестве страданий зиждется его могущество». (К слову сказать, в США теперь введен новый «праздник» - День патриота. 11 сентября).

13. Государством, правительством генерируется, поддерживается и воспитывается патриотизм как средство одурачивания народа и полного подчинения его интересам верхов. Поэтому народам нужно отказаться от этого пережитка прошлого, пишет Толстой, так как в наше время он является губительно вредным. Хотя надо признать, что некогда, в прошлом патриотизм сыграл свою позитивную роль, но ныне он стал проклятием народов.

14. Патриотизм, по Толстому, выгоден только верхам и тем,  кто приближен к ним. Сверхдоходы во время войны получают торговцы, газетчики, чиновники. Они же – первые защитники и воспитатели патриотизма.

15. Со своей проповедью  Толстой обращается не к сильным  мира всего, ибо это бесполезно, а к христианам, которые не должны допустить преступления, называемые войной.

16. Народ, по мнению писателя, не заражен бациллой патриотизма, и поэтому ему любая проповедь не нужна. Он поглощен трудами ради хлеба насущного и равнодушно относится к тому, «где проведут, какую границу и кому будет принадлежать Константинополь». Еще меньше любви питает народ к правительству, ибо понимает, кто его угнетает.

17. Если бы патриотизм  был чувством врожденным, рассуждает  писатель, то правительствам не нужно было бы тратиться на мероприятия по воспитанию и поддержанию этого чувства. Но и расходы, часто очень внушительные, дают малые результаты, и это показательно.

18. Лев Николаевич называет  патриотизм рабством. Считает это  чувство глупым и безнравственным.  А главное – он совершенно  несовместим с нравственными правилами христианства.

19. Толстой обвиняет  правительства в разжигании патриотизма для оправдания своего существования как силы, умиротворяющей якобы жаждущие войны народы. На самом деле именно правительства заставляют народы нападать друг на друга.

20. Очень важно, что  сами правители и пропагандисты  патриотизма не сознают, что они лгут народу, - напротив: они уверены, что делают для народа великое благо, что «их дело разумное и полезное». Что без этой работы цивилизация погибнет.

21. Толстой утверждает, что общественное мнение –  действенное оружие против политики верхов. Оно изменчиво, и процесс его эволюции объективен, и правительство не в силах ни формировать общественное мнение, ни сдерживать его. Переход к новому общественному мнению неизбежен.

22. Писатель призывает  не лгать, ибо сила – в  правде. Есть люди, которые призваны говорить правду: это писатели, священники, учителя. И большой грех совершают они, когда кривят душой и лицемерят. Надо не боясь, не смущаясь прямо высказывать мысль о братстве народов, говорить то, что диктует нам «совесть, то есть Бог».

23. Оппоненты Толстого, называют его учение о патриотизме  выражением мистицизма, анархизма и космополитизма. И потому отказываются от полемики с автором этого необычного учения.

Но они отказываются от дискуссии, скорее всего потому, что им нечем возразить великому мудрецу, который необычайно сильно обострил проблему, выдвинув дилемму: выбирайте – или патриотизм или мир; патриотизм или христианство; патриотизм или братство народов.

24. Выход из ситуации – это отказ от патриотизма; объяснение людям, что он – явление «грубое, вредное, постыдное и безнравственное»; внушение, что убийство не хорошо; лишение проповедников войны поддержки. Пусть «они» воюют, а мы – не будем стрелять по их приказанию. Мы будем воспитывать людей.

25. Надо, чтобы люди поняли, что они не дети какого – нибудь отечества, но они суть «сыны Божьи».

26. В истории русской  философской и общественно-политической  мысли до Толстого не было так тщательно разработанного учения о патриотизме, даже о патриотизме, так сказать, державного толка. Мысли же о вреде этого чувства или хотя бы о том, что есть «патриотизм и патриотизм», высказывались и до Толстого.

27. Феноменальность того, что учение Толстого не произвело должного действия на русское общество, объясняется, в первую очередь, тем, что усилиями правительств статьи писателя были превращены в произведения апокрифические, и не были, поэтому известны большинству граждан. Труды Толстого о патриотизме не были востребованы народом еще и потому, как нам представляется, что их время не пришло. Надежды на братство народов не оправдались. Более того, народы посредством все того же бессмертного чувства были ввергнуты в мировые войны. С этой точки зрения, хочется повторить слова Н.В. Гоголя, сказанные им в адрес покойного А.С. Пушкина, переадресовав их Толстому: «Толстой – это русский человек через пятьсот лет». Да, невзирая на то, что со дня смерти великого мудреца прошло уже более ста лет, он остается до конца непонятым, так как опередил свое время на сотни лет. Патриотизм, думаем мы, - объективное общественно - историческое явление и время его выражения еще впереди.

28. Главное приобретение, которое я сделала, изучая статьи Толстого о патриотизме, состоит в том, что я увидела каким должен быть публицист и какими – его произведения:

  1. Автор должен быть личностью (лучше – незаурядной).
  2. Он должен чувствовать потребности общества.
  3. Писать надо о главном, понимая цель работы, подбирая неопровержимые аргументы.
  4. Надо добиваться цели, как учит Толстой, проповедью, убеждением, презрением, насмешкой.
  5. Просто необходимо, чтобы тема, на которую ты пишешь, была эпически масштабна.
  6. Язык твоих писаний должен быть гибок, ярок, нов.
  7. Надо, чтобы и через сто лет, твои труды оказывали на кого-то влияние, хоть чем-то, но производили впечатление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Толстой Л.Н., Собр. соч. в 22т., Худ. лит, М., 1985.

2. Даль В.И., Иллюстрированный  толковый словарь живого великорусского языка, М., ЭКСМО, 2009.

3. Ушаков Д.Н. Большой  толковый словарь русского языка,  ООО Дом славянской книги, М., 2011.

4. Ожегов С.И. и Шведова  Н.Ю., Толковый словарь русского  языка, М., 2002

5. Новый энциклопедический  словарь, М., Рипол классик, 2007.

6. Новый завет Господа  нашего Иисуса Христа, Изд. «Жизнь  с Богом», Брюссель, 1990.

7. Базиль Львофф, патриотизм как архетип, www.proza.ru /2006/05/17-309/

8. Усачева Ю.С., Проблемы  национализма и патриотизма в  наследии Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, П.Б. Струве.

 www/spbu.ru/files/upload/disser/2011/usacheva.pdf

9. В. Ерофеев, А. Чадаев, К. Ларина, echo msk.ru/program/kulshok

10. В.С. Соловьев, Энциклопедия  Брокгауза и Эфрона,

 ru.wickisource.org/wiki ЭСБЕ

11. П.Я. Чаадаев, философские письма, az.lib.ru/chaadaew_p_j/text

12. П.Я. Чаадаев, Апология  сумасшедшего, az.lib.ru/c/chaadaew

13. П.Е. Щеголев, Встречи с Толстым, lib.rus.ec

14. Я.Лурье, После Льва  Толстого, www.modernlib.ru

15. «Патриотизм и правительство», http//bolghoyforum.org/forum/index/php

«Патриотизм или мир», Толстовский Листок/ Запрещенный Толстой,

gabrielmv@yahoo.com, «Христианство и патриотизм», http//www.gumer.info/bibliotek

 

 

1 Здесь и далее при цитировании материалов из интернета сноски с выходными данными указываться не будут – общие данные об электронных сайтах будут указаны в конце работы, в списке литературы.

2 «Тулон» - первоначальное название статьи «Христианство и патриотизм».

3 Толстой Л.Н., Собр. соч. в 22 томах, Худ. лит., М., 1985, С. 498.

4 Там же, С. 499.

5 Толстой Л.Н., Собр. соч. в 22 томах, Худ. лит., М., 1985, С. 500.

6 Там же, С. 502.

7 Даль В.И., Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка, М., ЭКСМО, 2009, С.607.

8 Ушаков Д.Н., Большой толковый словарь русского языка, ООО Дом славянской книги, М., 2011, С.491.

9 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка, М., 2002, С.496.

10 Новый энциклопедический словарь, Рипол классик, М., 2007, С.888.

11 Паутина.

12 От имени Николо Макиавелли – автора учения о политике, свободной от нравственных норм.

13 «Пальцы вниз!» - условный жест в римском цирке, означающий требование добить поверженного гладиатора.

Информация о работе Тема патриотизма в публицистике Толстого