Тема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Целью работы - рассмотреть суверенитет народа и формы его реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава1 Суверенитет государства……………………………………………………….5
1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства…………..5
1.2 Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом……………………………………………………………………………10
Глава 2 Суверенитет народа и формы его реализации………………………………13
2.1 Народный суверенитет в России. Сущность и признаки……………………….13
2.2 Формы реализации суверенитета народа………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………………..27
Список используемых источников…………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

курсовая конституционное право.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава1 Суверенитет государства……………………………………………………….5

1.1 Понятие государственного  суверенитета, его юридические свойства…………..5

1.2 Взаимосвязь суверенитета  государства с суверенитетом  народа и национальным суверенитетом……………………………………………………………………………10

Глава 2 Суверенитет народа и формы его реализации………………………………13

2.1 Народный суверенитет  в России. Сущность и признаки……………………….13

2.2 Формы реализации  суверенитета народа………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………..24

Глоссарий………………………………………………………………………………..27

Список используемых источников…………………………………………………….30

Введение

Категория "народный суверенитет" относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической  конституции. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII - XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще XVI в. французским исследователем Жаном Боденом для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия.

В настоящее время  принцип народного суверенитета, один из важнейших принципов конституционного строя в Российской Федерации, является теоретическим и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принцип народного суверенитета означает верховенство и независимость народа как полновластного субъекта, который самостоятельно осуществляет управление обществом и государством. В соответствии с этим принципом "все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю".

Однако, несмотря на то, что  понятие "народный суверенитет" возникло еще в XVIII веке, среди исследователей до сих пор нет однозначной  оценки категории "народный суверенитет", его сущности и содержания. Некоторыми государствоведами он определяется как декларативный принцип, не имеющий юридической силы. Иные отмечают глубокую идеологическую сущность этого института и его практическую ценность. Тем самым, актуальность выбранной темы определяется неоднозначностью категории "Народный суверенитет", его содержания и сущности среди исследователей.

Предметом изучения данной курсовой работы является народный суверенитет  в Российской Федерации как правовая категория, а также механизм и  проблемы его обеспечения в нашем  государстве.

Целью работы  - рассмотреть суверенитет народа и формы его реализации.

Задачи:

- рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;

- определить проблемы суверенитета народа в федеративном государстве, рассмотреть формы реализации суверенитета.

Теоретическую основу данной работы составили труды зарубежных и отечественных исследователей, таких как Ж. - Ж. Руссо, Ж. Маритэн, Г. Еллинек, В.В. Хевсаков, П.И. Новгородцев, В.С. Нерсесянц и другие. Раскрытие темы предполагает подробное изучение Конституции РФ 1993 года, а также научно-практических комментариев и исследований к Конституции, ряда иных нормативных актов, периодических изданий и материалов научно-практических конференций.

Методологическую основу исследования составили методы познания, разработанные наукой и апробированные практикой. Среди них определяющее значение отводится диалектическому  подходу, прикладываемому к таким явлениям, как "суверенитет государства", "суверенные права", "гарантии государственного суверенитета" и иным. Самостоятельную роль играют системно-структурный, исторический, функциональный, статистический и иные методы познания. Так, метод исторического исследования позволил проследить динамику категории "суверенитет" в отечественном государствоведении. Применение названных методов позволило целостно и всесторонне исследовать избранный объект.

 

Основная часть

Глава 1 Суверенитет государства

 

1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства

 

Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) - это  верховная власть.

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность  полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство государственной  власти выражается в том, что она  определяет весь строй правовых отношений  в государстве, устанавливает общий  правопорядок, правоспособность, права  и обязанности государственных  органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: "Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации".

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Верховенство государственной  власти - характеризуется тем, что  государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме).

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает:

- универсальность ее  властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

- ее прерогативы;

- наличие у нее таких  средств воздействия, которыми  никакая другая общественная  власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

Единство государственной  власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии  единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Согласно ст.11 Конституции  РФ в Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.

Единство государственной  власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

Единство системы государственной  власти - одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной  власти означает самостоятельность  государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

- в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

- в прерогативе - возможность  отмены и признания ничтожным  любого незаконного проявления  другой общественной власти, а  также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

- в наличии специальных  средств воздействия, которыми  не располагает никакая другая  общественная организация.

Однако вышеперечисленные  юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что "власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться" , т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое  государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Таким образом, суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях).

Суверенитет государства  по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с  формированием мирового сообщества и усилением международных организаций  внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет  государства считается тогда, когда  он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения  на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Принудительное ограничение  суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны  государств-победителей.

Частичное ограничение  суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Суверенитет государства  пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и  национальным суверенитетом (правом наций  на самоопределение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом

 

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция  РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия".

А значит народный и государственный  суверенитет "настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия  государства и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни".

Информация о работе Тема