Делегирование полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание

За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуалов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов: на заводах, фабриках, в правительственных учреждениях, в больницах, университетах и школах, гостиницах, вооруженных силах, в банках и т.д. Если организации хорошо управляются, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, пострадают все люди. Следовательно, хорошее управление является ключом к благоденствию современного общества.

Искусство управления (менеджмент) – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и сущность делегирования полномочий. Виды полномочий 4

2. Централизация и децентрализация управления 8

3. Основные принципы делегирования полномочий 13

4. Основные стадии и проблемы делегирования полномочий 16

5. Причины низкой эффективности делегирования. Факторы, повышающие эффективность делегирования 18

6. Делегирование полномочий: единство доверия и требовательности 22

7. Рекомендации по повышению эффективности делегирования полномочий 28

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ-делегирование полномочий теория организации.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

5. Причины низкой эффективности делегирования.

Факторы, повышающие эффективность делегирования 

            Делегирование  тесно связано с мотивацией,  влиянием   и   лидерством. Руководитель должен заставить подчиненных эффективно  выполнять  их  задачи. Как во всех процессах обмена информацией и  оказания  влияния,  обе  стороны имеют существенное значение для достижения успеха.  Учитывая  это,  составим таблицу ряда причин, по которым руководители могут с  неохотой  делегировать полномочия, а подчиненные – уклоняться от дополнительной ответственности. 

Таблица 1.

Причины низкой эффективности  делегирования. 

Нежелание руководителей делегировать полномочия Нежелание подчиненных брать  ответственность
1. Отсутствие  доверия к подчиненным;

2. Боязнь риска;

3. Трудности  осуществления контроля;

4. «Сильные»  личности представляют угрозу;

5. Процесс принятия  решений становится сложным;

6. Требуются более развитые связи с подчиненными.

1. Удобнее спросить  начальство, что делать, чем самому  решать проблему;

2. Боязнь критики  за совершенные ошибки;

3. Отсутствие  информации и ресурсов, необходимых  для успешного выполнения задания;

4. Перегруженность работой;

5. Отсутствие  уверенности в себе;

6. Отсутствие  стимулов для дополнительной  ответственности.

 
 

Таблица 2.

      Основные  факторы повышения  эффективности делегирования. 

Факторы (условия) Содержание
Оценка  риска Риск должен быть оценен и минимизирован. Следует загружать подчиненных, но не до предела и развивать свои навыки управлять процессом передачи полномочий.  
Дозирование передачи полномочий Расширение  индивидуальных способностей требует  времени, поэтому необходимо выбрать  подходящий темп возрастания ответственности. Слишком большие требования могут вызвать стресс и привести к общей неудаче, но недостаточные требования расточительны и деморализующие.
Общее ясное понимание целей Квалификационная  передача полномочий требует четкой структуризации целей и общего согласия с ними. Если цели не установлены, задача остается неясной, а оценка становится практически невозможной.
Регулярное  консультирование Передача полномочий представляет собой форму управленческого  развития. Таким образом, становится возможным использование заданий для развития других людей. Поэтому процесс консультирования помогает как подчиненным, так и руководителям.                     
 
 

      Для повышения эффективности делегирования  руководители могут:

      - создать систему контроля, необходимую для того, чтобы обезопасить себя при делегировании больших полномочий подчиненным.

      - определить свои проблемы и повысить квалификацию в области лидерства и оказания влияния.

      - оказывать  больше  доверия,  тем  самым   устранить   большую   часть неуверенности  подчиненных.  Не  следует  во  весь  голос  критиковать подчиненного, чтобы указать на недостатки в работе.

      - решить  проблему  коммуникации.  Четкий  обмен  информацией,  принцип соответствия и положительные стимулы. Когда подчиненный  не  выполняет свои  задачи  так,  как  требует  руководство,  причиной  может быть неправильная передача информации. В спешке  руководители  могут  бегло изложить, что хотят. Подчиненный может не решиться задать вопросы  из-за боязни выглядеть глупым. Или, что случается чаще, подчиненный  тоже     торопится приняться за работу.  Вследствие  этого  обе  стороны  могут думать,  что  понимают,  каково  было  задание  и  каков  должен  быть результат. Позднее, чаще всего слишком поздно для исправления, работа оказывается сделанной неправильно и обе стороны разочарованы. Понятное изложение подчиненным их обязанностей,  задач  и  пределов  полномочий имеет существенное значение для эффективного делегирования.

      -  делегировать работнику полномочия,  достаточные  для  выполнения  всех задач,  за  которые  он  принял  на  себя  ответственность,  то   есть необходимо соответствие между  полномочиями  и  ответственностью.  Это известно как  принцип  соответствия.  Как  следствие,  работник  может принимать ответственность только за  те  задачи,  которые  попадают  в сферу делегированных ему полномочий. К сожалению, на практике  принцип     соответствия часто нарушается. Если вы оказались в ситуации, когда  на вас возложена ответственность за  задания,  которые  нельзя  выполнить  удовлетворительно из-за отсутствия достаточных полномочии,  необходимо по возможности быстрее поставить в  известность  своего  начальника  и попросить провести совещание для решения этой проблемы[4].

      Большая ответственность означает больше работы и больше риска  для  лица, принимающего ее. Многое, если не большинство,  не  находят  привлекательными эти  дополнительные  обязанности.  Средний   человек   ожидает,   достаточно обоснованно,  какого-то  вознаграждения.  Но,   к   сожалению,   во   многих организациях четко выраженное желание расширить ответственность  подчиненных не  подкрепляется   системой   стимулирования,   которая   обеспечивает   им вознаграждение за принятие  этого  бремени.  Недавние  исследования  выявили доказательства того, что работники имеют меньшую мотивацию  к  работе,  если считают, что дают  организации  больше,  чем  получают  от  нее.  Вследствие этого,  отсутствие  положительных   стимулов   к   принятию   дополнительной ответственности   может   заблокировать   разумные   попытки    распределить полномочия.

      Эти вознаграждения могут выступать  почти в  любой  форме.  Дополнительная оплата, повышение по службе, необычное звание, благодарность, особый  статус и  более  комфортабельные  условия  работы   —   все   это   доказало   свою эффективность. Необходимость применения вознаграждений обоснована  тем,  что подчиненный   видит   четкую   связь    между    принятием    дополнительной ответственности и удовлетворением личных  потребностей.  Так  же  важно  для высшего  руководства  создать  систему   стимулирования   руководителей   за успешное делегирование дополнительных полномочий  в  соответствии  с  целями организации.

      В практике  менеджмента  России  часто  бывает  так,  когда  руководители стараются затмить своих помощников  и заместителей,  если  они с широким кругозором,  эрудицией.  Такие  работники   могут   представлять   опасность конкуренции. Другой вид на фоне не профессионалов, пытаться выглядеть «выше».

      В развитых западных странах  считается  хорошим  тоном,  когда  начальник готовит себе преемника. В этом  случае  он  безбоязненно  болеет,  уходит  в отпуск и вообще по каким-либо причинам оставляет  временно  организацию.  Он спокоен - управление в надежных руках доверенного лица.

      Полномочия  на  высшем  уровне  управления  организацией,  как   правило, распределяются приказом,  в  котором  указано,  кто  и  какие  подразделения курирует и несет за их  работу  ответственность.  На  более  низких  уровнях управления полномочия распределяются несколькими способами.

      Один  из  них  заключается  в  следующем:  приглашают  в   отдел   кадров специалиста,  проработавшего  в  определенной  должности  несколько  лет,  и просят его написать перечень вопросов, которые, по  его  мнению,  он  должен решать самостоятельно на своем участке работы.  Такие  перечни  составляются от  нескольких  позиций  до  нескольких  сотен.  Познакомившись   с   такими перечнями, руководство определяет загруженность работников и делает  выводы. Либо сокращается объем работ,  либо  происходит  перераспределение функций, либо за ненадобностью сокращается должность. Оптимальный  перечень  вопросов утверждается высшим руководителем, и кандидатам на определенную должность  в отделе кадров вручается перечень вопросов, которые  в  обязательном  порядке решает данный работник. Одновременно работнику выдается  перечень  вопросов, который решает его подчиненный или подчиненные и перечень вопросов,  которые решает  непосредственный  начальник.  В  этом  случае  попытка   проигнорировать решение вопроса на  другой  уровень  управления  будет  рассматриваться  как грубое нарушение внутреннего распорядка в организации.

      В другом случае может быть  использован  метод  исключения.  Этот  метод заключается в том, что руководитель  любого  ранга  берет  общую  тетрадь  и проводит самофотографию рабочего дня в определенном отрезке  времени  -  это может быть от пяти до двадцати дней (чем больше дней,  тем  лучше  и  точнее результат). После проведенной работы тетрадь  рассматривается  на  досуге  и проводится анализ, показывающий,  по  каким  вопросам  принимаются  решения. Если решения повторяются по одинаковому вопросу несколько  раз  в  день  или ежедневно - это первый сигнал к тому,  чтобы  передать  функцию  по  решению повторяющегося вопроса на уровень ниже.  Решение  подобных  вопросов  -  это рутина, а вот  для  решения  творческих  вопросов  времени  у  руководителей практически нет. 
 
 
 
 
 
 
 

6. Делегирование полномочий: единство доверия и требовательности 

      В теории и  практике  управления  существуют  два  подхода  к  реализации управленческих решений:  ориентация  на  то,  как  лучше  добиться  конечных результатов, и ориентация  на  то,  как  лучше  готовить  эти  решения.  Оба подхода  трудно  «стыкуются»,  но  если  доминирует  второй,   то   конечных результатов добиваться оказывается легче. Если же доминирует первый  подход, то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений  уделяется мало внимания.  Методом,  который  может  соединить  оба  подхода,  является делегирование полномочий работникам.

      Однако  его трудно внедрить в практику управления. Постоянная нацеленность руководителя  на  достижение  конечных  результатов  мешает   ему   «поднять голову», осмотреться  по  сторонам,  заглянуть  вперед.  Но  удаленность  от эпицентра  событий  не  дает   возможности   глубоко   чувствовать   рабочую обстановку  во  всех  задействованных  управленческих  циклах.  И   все   же руководитель-профессионал  не  только  тянет  на  себе  воз,  погружаясь   в «текучку», но и «заплывает» вдаль, чтобы ощутить свободу  своих  собственных действий.

      Метод  делегирования  полномочий   формирует   организационный   диапазон исполнения управленческих решений, вывода руководителя  из  узкого,  тесного коридора поручения заданий на широкую дорогу в поисках надежных  попутчиков. Можно представить, от чего должен уходить руководитель и к  чему  он  должен стремиться, чтобы расширить организационный диапазон исполнения (табл.3.). 

      Таблица 3.

Организационные рамки руководителя. 

№ п/п Узкие организационные рамки руководителя Широкие организационные  рамки руководителя
1 Выдача заданий  в пределах обязанностей работников Выдача заданий  в расширенных пределах обязанностей
2 Повседневная  передача поручений Разовая передача поручений
3 Принятие мелких управленческих решений на ходу Право работников на свободу маневра
4 Передача дополнительных разъяснений Отладка постоянной «обратной связи» с работниками
5 Дополнение  уже принятых решений новыми Право работников решать на месте
6 Торможение  тех решений, которые перестали исполняться Самоувязка  управленческих решений в новые  звенья
7 Принятие на себя ролей приказчика, распорядителя, надсмотрщика Принятие на себя ролей советчика                                 , консультанта, арбитра, наблюдателя
8 Организационная среда наполнена некачественными  решениями и перегружена управленческими  циклами Организационная среда наполняется теми решениями, которые работают на самореализацию управленческих циклов.
 

      Переходя  к  методу  делегирования  полномочий,  руководитель  не  только определяет сроки  исполнения,  качество  и  объемы  работы,  но  и  конечные результаты,  наделяя  работников  ответственностью  за   полную   реализацию управленческого  решения.  Они  договариваются  о  том,   как   оформить   и представить  результаты,  а  также  о  том,   как   эти   результаты   будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и  право на  ошибку,  т.е.  право  самому  выбирать   наилучший   способ   достижения результата. Он  только оговаривает,  какой денежный  фонд  можно тратить, советуется, с кем вступать в контакт,  проясняет  для   себя  право  подписи необходимой документации,  процедуру  согласований,  подготовки  документов, ведения переговоров, выхода к вышестоящему руководителю с  инициативами  или за разрешениями. Если все эти полномочия ему так или иначе делегируются,  то работник  (или  низовой   менеджер)   получает   свободу   организационного, финансового,   юридического   и   психологического    маневра,    освобождая руководителя  от  детального   «досмотра»   этого   управленческого   цикла. Руководитель также  получает  свободу  маневра  в  решении  перспективных  и стратегических проблем. Но наибольшую  свободу  получает  тот  руководитель, который может так организовать реализацию решений и в других  управленческих циклах. Он же и достигает наибольшего эффекта в управлении.  Однако это происходит не со  всеми,  не  всегда  и  не  сразу.  Требуется определенное  время  для   того,   чтобы   наладить   такое   управленческое взаимодействие.  Это   значит,   что   руководителю   необходимо   преодолев противоречие, которое  можно  сформулировать  так:  принимая  управленческие решения за подчиненных,  он  должен  принимать  его  вместе  с  ними,  чтобы творчески вовлечь их в реализацию еще одного замысла.

Информация о работе Делегирование полномочий