Делегирование полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание

За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуалов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов: на заводах, фабриках, в правительственных учреждениях, в больницах, университетах и школах, гостиницах, вооруженных силах, в банках и т.д. Если организации хорошо управляются, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, пострадают все люди. Следовательно, хорошее управление является ключом к благоденствию современного общества.

Искусство управления (менеджмент) – это умение работать посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя (менеджера) – уметь думать, анализировать информацию, организовывать, планировать, принимать стратегические решения.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и сущность делегирования полномочий. Виды полномочий 4

2. Централизация и децентрализация управления 8

3. Основные принципы делегирования полномочий 13

4. Основные стадии и проблемы делегирования полномочий 16

5. Причины низкой эффективности делегирования. Факторы, повышающие эффективность делегирования 18

6. Делегирование полномочий: единство доверия и требовательности 22

7. Рекомендации по повышению эффективности делегирования полномочий 28

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ-делегирование полномочий теория организации.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

Кафедра

 

_________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

По  дисциплине: _____________________________________________________________________ 

Тема: ______________________________________________________________________________ 

Специальность: ____________________________________________________________________

 

Студент (Ф.И.О.):  __________________________________________________________________

                     

 ____________________________________________________________________________________ 

Руководитель (Ф.И.О.): ____________________________________________________________

Владивосток

2008 
 

Содержание 

Введение 3

1. Понятие и  сущность делегирования полномочий. Виды полномочий 4

2. Централизация  и децентрализация управления 8

3. Основные принципы  делегирования полномочий 13

4. Основные стадии  и проблемы делегирования полномочий 16

5. Причины низкой  эффективности делегирования. Факторы,  повышающие эффективность делегирования 18

6. Делегирование  полномочий: единство доверия и требовательности 22

7. Рекомендации  по повышению эффективности делегирования  полномочий  28

Заключение 30

Список использованной литературы 32 
 
 
 
 
 
 

         

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

              За последние сто лет или около того в структуре общества произошло важное изменение.  Вместо  индивидуалов,  работающих  в  основном  на  самих  себя, общество теперь состоит из больших групп людей,  работающих  в  организациях различных типов: на заводах, фабриках, в  правительственных  учреждениях,  в больницах, университетах и школах, гостиницах, вооруженных силах,  в  банках и  т.д.  Если  организации  хорошо  управляются,  это  означает,  что  люди, составляющие  наше  общество,  будут  преуспевать.  И  напротив:  если   эти организации и занятые в них работники  находятся  под  плохим  руководством, пострадают все люди. Следовательно, хорошее  управление  является  ключом  к благоденствию современного общества.

      Искусство управления  (менеджмент)  –  это  умение  работать  посредством других людей, а не выполнять работу самому. Задача руководителя  (менеджера) –  уметь  думать,  анализировать  информацию,  организовывать,  планировать, принимать стратегические решения.

      Однако  очень часто огромное количество достаточно важных повседневных дел и  забот  отнимает   рабочее   время   менеджера,   не   давая   возможности, сосредоточится на  самом  главном.  Выход  очевиден  –  необходимо  научится распределять свое время так, чтобы получать  от  него  максимальную  отдачу. Менеджер должен помнить, что он  всего  лишь  один  человек.  Независимо  от того, как усердно он работает, он не  в  силах  сделать  больше,  чем  может сделать один человек. Поэтому его главная функция заключается в  том,  чтобы правильно организовать работу людей, находящихся у него в подчинении.

      В теории управления  общепризнанным  является  "золотое  правило":  самое важное умение руководителя - это  получение  нужных  ему  результатов  через своих подчиненных. В той мере, в какой он  умело  передает  свои  полномочия исполнителям, он эффективно руководит. Чем больше и чаще  передается  работа вместе с частью ответственности, тем выше результаты  организации  в  целом. Задачей руководителя является организовать  процесс  (сценарий,  игру),  при котором люди  хотели  бы  работать  с  максимальной  отдачей,  т.к.  желание работать  в  группе  и  достигать  собственной  реализации  -   естественное состояние нормального человека.

      Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой  работы может стать  делегирование  – передача  полномочий  подчиненным.  Начальник должен научиться делегировать  свои  полномочия.  Чем  больше  полномочий  и ответственности руководитель дает  подчиненным,  тем выше  его способность руководить людьми.

      Все вышеназванное определяет актуальность темы курсовой работы.

      Целью  работы  является  раскрытие  методов  делегирования  полномочий  и ответственности в системе менеджмента.

            Задачи работы:

1. Раскрыть понятие и методы делегирования полномочий

2. Проанализировать основные способы делегирования полномочий.

  1. Понятие и сущность делегирования полномочий.

    Виды  полномочий 

     Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

     Делегирование представляет собой средство, при  помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

    При этом каждый исполнитель:

     - "знает свой маневр", т.е.  четко знает, за выполнение  какой работы он отвечает;

     - знает, какими ресурсами он может распоряжаться самостоятельно, в каких случаях имеет право обращаться за помощью к руководству;

     - знает, что результат его работы  оценивается по тому, как он  делает свое дело, и имеет представление  о величине и способе вознаграждения за труд.

     Таким образом, происходит "распределение  полномочий" между менеджерами различных уровней. Важно, что работа каждого оценивается качеством выполняемого этим менеджером дела и не зависит от личных взаимоотношений с начальством..

     Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время, когда их организации становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

    Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

     Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

     Поскольку ответственность представляет собой  обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.

     Принятие  на себя ответственности и привлечение  к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними.

    Ответственность это:

     - готовность в собственных решениях или действиях учитывать интересы тех, кого касается решение,

     - готовность отвечать за свои  действия (что тесно связано с  правом на самостоятельные действия),

           - готовность отвечать  за действия исполнителей задания,  если контроль 
и анализ не установил их личной вины. 

     Различают:

      - собственную ответственность (обязанность  отвечать за собственные действия),

     - чужую ответственность (обязанность  отвечать за решения или действия других),

      - ответственность перед собою  (случай, когда устанавливаемый нормы и исполнитель является одним лицом),

     - внешнюю ответственность (по отношению  к внешним сферам деятельности предприятия),

     - внутреннюю ответственность (по  отношению к внутренним сферам  деятельности),

     - ответственность перед предприятием (учет интересов предприятия и его собственников).

     Важно осознать, что делегирование реализуется  только в случае принятия полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. В крупных организациях руководителя высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые фактически выполняют большинство конкретных задач. Тем не менее, они несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных.

     Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.

     Полномочия  не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию.

     Полномочия  определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.

    Различают два вида полномочий:

    Линейные  полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.

     Линейные  полномочия выражают существующую в  организации систему властных отношений между руководством и подчиненными. 
 

     Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд (рис.1.1).

     

     

Рис.1.1. Цепь команд

      Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу (рис.1.2.).

       Рис.1.2. Классификация штабных полномочий 
 

      Рекомендательные  полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства. Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.

      Параллельные  полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.

      Функциональные  полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

      Необходимость реализации штабных функций и  полномочий обусловила формирование специального штабного (административного) аппарата в организациях.

Информация о работе Делегирование полномочий